Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

160

 

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ

(В ПРАКТИКЕ ВТЭ)

 

Л.А. ШИРШОВА, А.Ф. ШАНГИН, В.Ю. БАСКАКОВ

 

В практике врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭ) все большее место занимает психологическое обследование больного, которое имеет свою специфику. На первый план перед психологом ставятся задачи не столько дифференциально-диагностические, сколько анализа резервов работоспособности, истощаемости, способности к длительному действию, т.е. анализа не столько самого характера структурных нарушений изучаемой функции, сколько степени выраженности этих нарушений. Поэтому в достаточно традиционном наборе тестов больший удельный вес начинают занимать те из них, которые предназначены специально для исследования динамической стороны психической деятельности. Это тесты на внимание, длительность работоспособности, скорость наступления истощаемости и т.д. («Круг Когана»1, «Заучивание 10 слов», «Методика Шульте», простая и сложная шифровки, обратное отсчитывание, корректурная проба, пробы на сложение и вычитание чисел и др.). Конкретная ситуация эксперимента подсказывает экспериментатору, какую методику выбрать в начале или конце работы, как она будет сочетаться с другими.

Не умаляя значения других методик на внимание, нам хотелось бы показать преимущества использования методики «Круг Когана» в практике врачебно-трудовой экспертизы. Несмотря на то, что эта методика была разработана давно и широко используется в практической работе психологов ЦИЭТИНа, она еще недостаточно известна более широкому кругу специалистов.

Суть методики состоит в том, что «испытуемому предъявляется таблица черного цвета в форме круга, на которой в случайном порядке размещены фигурки четырех форм: квадраты, кружки, треугольники и шестиугольники, окрашенные в разные цвета — красный, зеленый, желтый, синий, всего 60 фигурок, в приблизительно равном количестве по форме и цвету.

Испытуемому предлагается выполнить последовательно четыре задания, касаясь фигурок палочкой вслух подсчитать: 1) все зеленые фигурки (отвлекаясь от формы), 2) все квадраты (отвлекаясь от цвета), 3) все красные и синие фигурки (совмещение по цвету), 4) все кружки и треугольники (совмещение по форме)».

Методика позволяет в компактной и доступной форме исследовать некоторые взаимосвязанные динамические характеристики деятельности испытуемого, в частности такие свойства внимания, как распределение и переключение (как в простых пробах, так и в пробах на совмещение признаков); оценить: качество работы по мере усложнения задания, темп деятельности, скорость нарастания истощаемости в длительном действии (методика занимает время 1 мин, но субъективно, для испытуемых, даже при умеренно выраженной замедленности темпа кажется достаточно длинной).

Методика позволяет также оценить общую способность к саморегуляции деятельности (например, при поиске оптимальных стратегий подсчета фигурок), а также — в неявной форме — такие личностные характеристики испытуемого, как целенаправленность, четкость исполнения, общий уровень личности, проявляющийся, в частности, в устойчивости мотивационного ядра личности, доминирования в любой ситуации социально значимых мотивов (например, доминирование собственно мотива деятельности над экспертными установками).

Как видно из описания, методика наглядна, проста в изложении, побуждает испытуемого к кажущейся несложной сенсомоторной деятельности. В то же время данная методика содержит в себе некоторую сложность (совмещение признаков), что обычно повышает ее привлекательность для испытуемых.

Таким образом, доступность, наглядность, нейтральность в сочетании с широким диапазоном показателей, как динамических, так и личностных, делает эту методику пригодной для быстрой ориентировки уже с самого начала эксперимента и обеспечивает ей стабильное место в последовательности экспериментальных заданий.

Однако следует отметить и некоторые особенности работы с данной методикой, которые доставляют определенные трудности экспериментатору. Дело в том, что в целях контроля за правильностью выполнения задания экспериментатору приходится проделывать ту же работу, что и испытуемому, но в несравненно более сложных условиях (счет пропусков, двойных касаний и др.)2. Наряду с этим экспериментатор

 

161

 

зачастую не в силах запомнить очередность касаний, косвенно свидетельствующую о способе членения круга на части и о стратегии выбора фигурок. А это, несомненно, важная информация.

В целях облегчения работы экспериментатора, а также для получения дополнительной информации о работе испытуемых нами разработана блок-схема портативного автоматизированного устройства, которое осуществляет следующие функции:

1) автоматический хронометраж проведения каждой пробы,

2) подсчет общего числа касаний,

3) подсчет числа ошибочных касаний (отдельно— пропущенных и двойных и неправильных),

4) автоматическое визуальное воспроизведение очередности касаний испытуемого (на отдельном табло).

Блок-схема устройства представлена на рис. 1.

НП представляет собой набор контактных площадок с фигурками теста. При касании электродом одной из них сигнал с контактной площадки поступает в СКАФТ. СКАФТ содержит схему кодирования адреса касания, которая по сигналу с НП вырабатывает код адреса касания. Одновременно в СКАФТ вырабатывается тактовый импульс касания и сигнал «запуск / остановка таймера», который устанавливается в момент первого касания и сбрасывается через определенный временной интервал (максимально допустимая пауза между касаниями) после последнего касания.

ПЗУ содержит информацию о наличии фигурок данного теста в адресном поле НП. При этом, меняя расположение фигурок на НП и соответствующую микросхему ПЗУ (закрепленную в контактной колодке), можно варьировать и методикой самого эксперимента.

ОЗУ предназначено для запоминания информации о касании данного элемента НП, что также необходимо для подсчета повторных касаний.

БУ анализирует информацию, «выбранную» из ПЗУ по адресу касания. При касании фигурки по адресу касания из ПЗУ в БУ поступает единичный сигнал, и БУ производит запись «единицы» в ОЗУ. При касании фигурки из другого задания — из ПЗУ в БУ поступает «ноль», и БУ вырабатывает импульс на БС в счетчик неправильных касаний. При повторном касании фигурки из ОЗУ и ПЗУ на БУ поступают «единицы», и БУ вырабатывает сигнал, поступающий в БС на счетчик повторных касаний. При переключении галетного переключателя «РЕЖИМ» меняется номер задания, и из БУ происходит опрос соответствующего разряда выхода данных ПЗУ и ОЗУ.

БС содержит счетчик ошибочных касаний, счетчик повторных касаний и их индикацию.

ТМ содержит генератор секундных импульсов, счетчик с предварительной установкой и индикацию. При нажатии кнопки «СБРОС» в счетчик заносится код 10 с (экспериментально установленная максимально допустимая пауза между касаниями). Так как СКАФТ сбрасывает сигнал «запуск/остановка таймера» через 10 с после последнего касания, то информация таймера будет истинной.

ПИ представляет собой поле лампочек такой же конфигурации, как и НП. При поступлении на ПИ адреса касания загорается соответствующая лампочка.

ОЗУ ИНД служит для хранения адреса касания с последующей выдачей его на ПИ, который записывается по адресу, равному номеру касания.

СЧ предназначен для формирования адреса номера касания по тактовым импульсам, которые поступают к нему через МС.

Перед началом работы экспериментатор устанавливает переключателем «РЕЖИМ» номер задания и нажимает кнопку «СБРОС». После окончания задания на индикации ТМ и БС высвечивается время теста, количество ошибочных и повторных касаний. В случае необходимости проследить ход эксперимента экспериментатор устанавливает переключатель «РЕЖИМ» в положение «ИНД», нажимает кнопку «СБРОС» и, нажимая кнопку «ТАКТ», выводит на ПИ траекторию касаний.

В целях более качественной обработки задания, а также для набора статистики целесообразно подключение упрощенного варианта автоматизированного устройства к малой ЭВМ типа ДВК «Электроника НЦ»3 по блок-схеме, приведенной на рис. 2.

 

 

Рис. 1. Блок-схема автоматизированной методики для исследования внимания:

1 — контактное наборное поле (НП), 2 — схема кодировки адреса касания и формирования тактовых сигналов (СКАФТ), 3 — постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), 4 — оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), 5 — блок управления (БУ), 6 — блок счетчиков с индикацией (БС), 7 — таймер (ТМ), 8 — панель индикации (ПИ), 9 — запоминающее устройство индикации (ОЗУ ИНД), 10 — счетчик адреса (СЧ), 11 — мультиплексор (МС)

Условные обозначения:

А — адресная шина, Д — шина данных, W/R — управление считыванием-записью

 

162

 

Рис. 2. Блок-схема подключения автоматизированного устройства к малой ЭВМ ДВК «Электроника НЦ»:

1 — контактное наборное поле (НП), 2 — схема кодировки адреса касания и формирования тактовых сигналов (СКАФТ), 3 — буферный регистр данных (РБ), 4 — триггер готовности (ТП, 5 — селектор адреса (СА), 6 — схема задержки (СЗ)

 

Работа НП и СКАФТ описана выше. В РБ хранится адрес касания. ТГ вырабатывает сигнал «ГОТОВНОСТЬ», по которому информация из РБ поступает в ЭВМ. СА служит для выделения (узнавания) адреса устройства. Когда ЭВМ вырабатывает адрес данного устройства (для опроса «готовности» или приема данных), СА формирует сигналы, по которым ТГ или РБ переходят в активное состояние. Кроме того, сигнал «Выбор РБ», проходя через ЗД, сбрасывает ТГ.

Преимуществами данной реализации (совместно с ЭВМ) являются:

1. Упрощение самого автоматизированного устройства

2 Возможность подключения к одной малой ЭВМ большого количества автоматизированных устройств

3 Возможность гибкого варьирования методиками эксперимента в данной аппаратурной реализации за счет изменения программного обеспечения

4. Возможность долговременного хранения на магнитных лентах (компакт-кассетах) или гибких дисках практически неограниченного числа данных экспериментов (создание «банка данных»)

5. Возможность поиска по алгоритмам испытуемых с заданными экспериментатором параметрами индивидуальных различий.

6. Возможность более удобного представления результатов в виде текстовой или графической информации на дисплее или печатающем устройстве.

 

Поступила в редакцию 16.III 1984 г.



1 «Круг Когана» — общепринятое в ЦИЭТИНе название одной из методик на внимание, разработанных сотрудниками этого института, описание которой впервые дано в работе: Принципы и методы психологического обследования в практике врачебно-трудовой экспертизы: Методическое письмо.— М., 1967,— 54 с.

2 Фактор знакомства экспериментатора со стимульным материалом, как показывает опыт использования данной методики, существенной роли в облегчении работы экспериментатора не играет.

3 ДВК «Электроника НМС 01100.1», 1982.