Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

133

 

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ ПРЕОДОЛЕНИИ ЗАИКАНИЯ

 

А.Б. ХАВИН

 

Выделение факторов, определяющих успешность избавления от заикания, имеет теоретическое и практическое значение. Лица с физическим недостатком (заикание, хромота, сколеоз и т.п.) могут испытывать специфические трудности в общении, особенно при невротизации, акцентуации личности. При заикании дефект проявляется непосредственно в нарушении речевой функции в коммуникативных ситуациях. Поэтому его изучение позволяет полнее вскрыть причины устойчивой фиксации на дефекте, возможные трудности во взаимоотношениях с окружающими. Факторы, способствующие или препятствующие преодолению заикания, представляют интерес в исследовании собственно процесса общения. Практически без понимания совокупности причин, обусловливающих фиксацию на дефекте, невозможен выбор адекватных методик психотерапии.

Проблема отношения к дефекту тесно переплетается с проблемой внутренней картины болезни, которая мало изучена в экспериментально-психологическом плане [3]. В работе Sheehan [8] представлен подробный обзор обследований заикающихся с помощью теста MMPI. Одни авторы утверждают, что заикающимся свойственны повышенная робость, зависимость, другие указывают на их агрессивность, третьи считают, что заикающиеся не отличаются от здоровых.

Сравнение заикающихся и нормально говорящих имеет определенное ограничение, так как при этом можно подразумевать фатальное влияние заикания на формирование личности. На самом деле, как известно, формирование личности в основном социально детерминировано, а особенности переживания дефекта зависят от уровня социальной адаптации [6]. В целях большей обоснованности и достоверности результатов исследования выявление социоэмоциональных качеств, значимых в преодолении заикания, следует строить на сопоставлении между собой групп заикающихся с различным отношением к своему дефекту. В этом плане задаче исследования отвечает классификация заикающихся в зависимости от степени нарушения системы социальных отношений с окружающими [7].

Нами обследованы заикающиеся (100 человек в возрасте от 18 до 25 лет, мужчины со средним, среднетехническим и высшим образованием), проходившие курс комплексной терапии, включающей логопедические занятия, групповую психотерапию, гипнотерапию и аутотренинг в условиях стационара клинической больницы. Для прохождения лечения больных заиканием объединяют в группы по 10 человек. Результаты лечения каждого пациента оцениваются по 10-балльной системе (чем выше оценка, тем тяжелее состояние больного) логопедом, врачом-психотерапевтом, психологом, членами той группы, в которой пациент проходил лечение, и самим пациентом.

В данном исследовании сопоставлялись индивидуально-психологические характеристики больных, которые констатировали значительную успешность лечения (что соответствовало групповой и экспертной оценкам степени улучшения их состояния (группа Б), с индивидуально-психологическими характеристиками пациентов, которые не отмечали существенных сдвигов в своем состоянии (группа А). Действительно, вторая категория пациентов была резистентнее к проводимой терапии, хотя явно недооценивала результаты лечения. Сопоставляемые больные не различались по тяжести и типу заикания (у всех была тяжелая или средняя степень заикания тоноклонического типа).

Для обследования применялся Миннесотский личностный тест MMPI. Основанием выбора этого теста послужил всеобъемлющий его характер в аспекте психопатологии и высокая степень верификации у нас в стране [4].

Краткое описание методики. Тест MMPI включает 566 утверждений, с которыми, по инструкции, обследуемый должен выразить свое согласие или несогласие. Далее подсчитывается количество очков, набранных по отдельным шкалам. Основными шкалами являются шкалы ипохондрии, депрессии, истероидности, асоциальной психопатии, мужественности-женственности, паранойяльности, психастении, шизоидности, гипомании и социальной интроверсии. Индивидуальная характеристика выводится на основании соотношения показателей шкал и по величине показателей. В конечном выводе обязательно учитываются клинические данные. Дополнительные шкалы: шкала L выявляет стремление испытуемого представить себя в лучшем свете, F — позволяет судить о социальной адекватности, К — о степени конвенциальности. Нередко измеряется и общая тревожность, которую отражает

 

134

 

показатель по шкале Тейлор (At). Общая тревожность характеризует устойчивость в стрессовых условиях.

Обследование проводилось перед началом курса лечения. В результате мы получили набор характеристик пациентов групп А и Б. Это дало возможность формулировать задачу исследования как задачу распознавания или, иначе говоря, построения формулы прогноза, которая позволяет по индивидуальным характеристикам судить о вероятности труднокорригируемой фиксации на дефекте, о резистентности пациента к терапии.

Полученные результаты обрабатывались на ЭВМ. Алгоритм состоял из двух частей [2]. Сначала оценивались диагностические возможности каждой характеристики, исходя из корреляции с группировкой обследуемых на три класса по степени выраженности значений шкал: I класс составили обследуемые с низкими значениями, II — со средними, III — с высокими. Критерием информативности служило расхождение показателей групп А и Б по разным классам. Если в классе преобладала группа А, каждый объект класса условно обозначался единицей со знаком плюс, если группа Б — единицей со знаком минус. Когда в классе представители групп распределялись поровну, любой объект обозначался нулем. Вторая часть алгоритма заключалась в суммировании «независимых диагностических решений» по информативным характеристикам для получения «коллективного диагноза». В случае идеального расхождения групп положительная сумма баллов группы А и отрицательная сумма баллов группы Б должны были приближаться к количеству информативных характеристик.

Выяснилось, что при обследовании тестом MMPI информативностью обладали характеристики по шкалам (порядок перечисления соответствует информативности): социальной интроверсии и тревожности; депрессии и психастении; асоциальной психопатии, а также по шкале мужественности-женственности. По остальным шкалам теста MMPI показатели групп А и Б не отличались. После суммирования значений характеристик выяснилось, что сумма баллов по MMPI у 41 из 50 (82<%) пациентов группы Б не превышала единицы или равнялась единице, т.е. в основном была значима область отрицательных чисел, а в группе А у 38 (76 %) из 50 пациентов сумма баллов находилась в основном в области положительных чисел, превышая единицу.

Таким образом, удалось получить формулу, дающую возможность приблизительно в 80 % случаев прогнозировать неблагоприятную субъективную оценку результатов лечения, исходя из индивидуально-психологических характеристик пациента (см. табл.).

Производя суммирование баллов, приведенных в этой таблице, можно непосредственно решать диагностические задачи. В таблице также указаны средние значения по классам отдельных школ и значения на границах классов. Показатель градуируется единицей со знаком минус, когда его величина соответствует классу шкалы, где более вероятно нахождение группы Б, и единицей со знаком плюс, когда его величина соответствует классу шкалы, где более вероятно нахождение группы А. Если величина показателя соответствует классу, где равновероятно нахождение представителей обеих групп, ему приписывается нулевое значение. Сумма баллов по всем шкалам теста, не превышающая единицу или равная единице, указывает на отсутствие предрасположенности к устойчивой фиксации на дефекте, такой больной не окажется резистентным к терапии. Сумма баллов, превышающая единицу, позволяет сделать вывод, что фиксация на дефекте весьма устойчивая и на пациента следует обратить особое внимание.

При сопоставлении показателей группы А и группы Б по критерию Стьюдента выявлен ряд высокозначимых различий. Различия показателей по шкалам интроверсии и тревожности составляют: t=3,48, p<0,001; t=3,92, p<0,001; депрессии — t=3,07, p<0,01; психастении и асоциальной психопатии — t=2,27; p<0,05; t=2,02, p<0,05; мужественности-женственности — t=l,92, p=0,05. Соответствующей была значимость различий показателей группы А от нормативных показателей. Наоборот, ни один из показателей группы Б не превышал значимо эти показатели.

Анализ результатов. Рассмотрим более подробно показатели, по которым различаются между собой группы А и Б.

 

Таблица

 

Результаты обработки данных психометрии на ЭВМ

 

Информативные шкалы

Средние значения величин шкал в «сырых» очках по классам

Значения величин на границах классов

Система градации в баллах по классам

I

II

III

I — II

II — III

I

II

III

Интроверсия

20

28

39

24

34

—1

0

1

Тревожность

9

16

26

12

21

—1

0

1

Депрессия

16

21

26

19

24

—1

0

1

Психастения

10

19

28

14

23

0

0

1

Асоциальная психопатия

12

18

24

15

21

—1

0

1

Мужественность — женственность

20

25

32

23

29

—1

0

1

 

135

 

Обычно здоровые лица, характеризующиеся повышенными показателями по шкале депрессии, отличаются пониженным фоном настроения, скромностью, застенчивостью, неудовлетворенностью собой, впечатлительностью, склонностью к волнениям. У лиц с повышенными показателями по шкале психастении также отмечается застенчивость, неудовлетворенность собой, обостренные самоконтроль и саморефлексия с концентрацией внимания на дурных привычках, трудностях взаимоотношений с окружающими, они склонны к самобичеванию, навязчивым состояниям. Увеличение показателей по шкале интроверсии свидетельствует о дистантности, молчаливости, медлительности психического темпа. Относительное повышение показателей шкалы мужественности — женственности у мужчин свидетельствует о сензитивности в межличностных контактах. В то же время повышение показателей по шкале асоциальной психопатии указывает на некоторое снижение способности усвоения социальных норм, несдержанности в проявлении отрицательных эмоций, иногда даже агрессивности. Увеличение тревожности свидетельствует об отгороженности от окружающих, низкой стрессорной толерантности. Последние две характеристики, естественно, индуцируют недоброжелательность окружающих в отношении дефекта индивида.

Качественное содержание шкал, по которым выявлены различия, показывает, что у представителей группы А процесс общения протекал бы менее динамично, чем у представителей группы Б, они испытывали бы большие трудности в общении с окружающими даже при отсутствии речевого дефекта. Следует подчеркнуть, что негибкость, ригидность в общении для этой группы актуальна в отличие, например, от лиц с повышенной шизоидностью, для которых подобные трудности в силу свойственной им аутичности не стали бы столь значимыми. Поэтому-то и не различаются показатели шизоидности у обеих групп. Характерно отсутствие различия между группами по шкале ипохондрии. Наличие его позволило бы объяснить фиксацию на дефекте речи представителей группы А просто повышенной заботой о состоянии своего здоровья.

Различия, выявленные именно по указанным параметрам, позволяют предположить, что пациенты группы А в основном рационализируют имеющиеся у них трудности в общении ссылкой на речевой дефект. Заикание служит «понятной» им причиной неудовлетворительного психического состояния, своего рода защитным механизмом: «Стоит только вылечиться от заикания — и будут решены многие жизненные проблемы». При одновременной предрасположенности к психопатизации по одному из тормозимых вариантов (астеническому, психастеническому) или аффективной психопатизации в гипотимном варианте заикание несомненно способствует психопатологической направленности развития личности. Определенные варианты индивидуально-психологической структуры — особенно неблагоприятный фон при речевом дефекте. В профилактических целях у заикающихся прежде всего необходимо исключить влияния, способствующие формированию астено-депрессивных черт характера. На это должно быть направлено воспитание в семье и психотерапевтические мероприятия.

В ряде случаев, когда ведущей в профиле теста MMPI являлась шкала асоциальной психопатии, она доминировала в сочетании со шкалой психастении. Клинически пациенты с таким профилем склонны к психопатическим реакциям по астеническому типу с преобладанием повышенной раздражительности. Вспышки гнева сочетаются у них с особой истощаемостью, уровень притязаний завышен, самооценка неустойчива. Здесь следует упомянуть, что ряд авторов выделяют пассивно-оборонительную и агрессивно-оборонительную реакции на дефект [1]. В свете полученных данных такое разделение представляется обоснованным. Ранее была показана особая важность фактора экстраверсии — интроверсии в отношении индивида к дефекту: у интровертов сильнее выражен страх речи [5]. Настоящее исследование подтвердило существенную роль этой характеристики.

В целом наш материал позволяет в рамках единого подхода осмыслить противоречивые данные, полученные ранее различными авторами.

Выводы. Устойчивой фиксации на дефекте способствует высокая степень социальной интроверсии, тревожности, психастении, депрессии, асоциальной психопатии, отсутствие мужественности.

Выведена формула прогноза (с помощью ЭВМ), позволяющая на основании психодиагностического обследования заранее выявлять трудноизлечимых пациентов.

Полученные данные могут быть внедрены в практику для выявления пациентов с высокой фиксацией на дефекте, нуждающихся в особо интенсивных психотерапевтических мероприятиях.

 

1. Виш И. М., Толмачева И. С., Ширяева Н. А. Особенности личности в клинике заикания. — В сб.: Клинические исследования личности. Л., 1971. С. 89—91.

2. Губерман Ш. А., Ямпольский Л. Т. Применение алгоритмов распознавания образов в психодиагностике. — Вопр. психол. 1983. № 5. С. 118—125.

3. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — Л., 1982. — 271 с.

4. Собчик Л. Н. Пособие по применению психологической методики MMPI. — M., 1971. — 63 с.

5. Хавин А. Б. К характеристике личностных реакций на нарушение процесса общения. — Дефектология. 1974. № 1.  С. 26—28.

6. Хавин А. Б. Психологические концепции и понятия в изучении проблемы заикания. — Вопр. психол. 1977. № 3. С. 84—92.

7. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения заикания. — В кн.: Руководство по психотерапии. Ташкент, 1978. С. 400—420.

8. Sheehan J. G. Stuttering: Research and Therapy. N.Y., 1970. — 424 p.

 

Поступила в редакцию 30.III 1984 г.