73
ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
Т.М. ЩЕГЛОВА
В отечественной научно-психологической литературе в последние годы заметно возрос интерес к вопросу процессуальной мотивации деятельности. Это вполне объяснимо, так как в нашем обществе для каждого человека труд должен стать источником радости и вдохновения. Одним из условий этого является эффективность труда. Последнее, как считает В.И. Ковалев, тесно связано с преобладанием в мотивации деятельности коллективистских или процессуальных мотивов. Взаимозамещение этих мотивов не сказывается на результативности деятельности.
Однако М.И. Магура отмечает ослабление процессуальных мотивов с ростом стажа рабочих [4]. В.Н. Дружилин при изучении мотивации студентов в процессе профессиональной подготовки указывает на бóльшую изменчивость мотивов профессионально-деятельностного уровня по сравнению с другими мотивами и потерю интереса к профессиональной деятельности у студентов III курса, ранее не знакомых с этой деятельностью [2]. Таким образом, авторы констатируют, что трудовая и учебно-профессиональная деятельность часто не способствуют развитию процессуальной мотивации, положительно влияющей на эффективность деятельности.
Под профессиональной направленностью мы понимаем структуру составляющих ее мотивов. Условно выделяем мотивы двух видов: морально-мировоззренческие [1], или моральные, включающие множество мотивов, которые можно распределить на три группы (личные, коллективистские, престижные), и процессуальные, или процессуально-деятельностные [3]. Задачей нашего исследования было проследить развитие соотношения этих двух основных групп мотивов в профессиональной направленности студентов педагогического вуза от I до V курса.
Результаты нашего исследования дали возможность предположить, что уменьшение доли процессуальной мотивации деятельности не всегда явление отрицательное, а для ряда профессий, особенно в системе «человек—человек», такое изменение в мотивации закономерно и даже положительно.
Наше исследование проводилось на I, II, IV и V курсах художественно-графического, индустриально-педагогического и географического факультетов МГПИ им. В.И. Ленина. Всего было исследовано 20 академических групп. В работе использованы модифицированные методики и метод рейтинга: для изучения аффективного уровня профессионально-педагогической направленности — методика Е.М. Никиреева; для изучения когнитивного уровня — методика М.X. Титма и на поведенческом уровне — метод рейтинга.
Основной явилась модифицированная методика Е.М. Никиреева. Согласно этой методике студенты должны были заполнить таблицу, где слева по вертикали расположен перечень различных видов их деятельности (учение, общение, работа с детьми, участие в ССО и т.д.), а вверху по горизонтали даны 8 оснований, по которым надо оценить тот или иной вид деятельности по пятибалльной системе: 2 — на процессуальную мотивацию и по 2 — на каждую из групп моральных мотивов (например, «удовлетворяет сам процесс», «обогащает коллектив», «это поднимет мой авторитет в группе»).
Заполненные таблицы экспериментатор обрабатывал следующим образом: подсчитывал сумму баллов для каждого вида деятельности по всем критериям
74
Таблица 1
Соотношение количественных и качественных показателей профессионально-педагогической направленности студентов (в % к общему числу мотивов)
Факультет, группа |
Качественные показатели (группы мотивов) |
Количественные показатели (работа с детьми в структуре мотивации деятельности) |
||||
процессуальные |
личные |
коллективистские |
престижные |
смешанные |
||
ИПФ, 2 |
32 |
50 |
5 |
|
13 |
2 |
4 |
30 |
60 |
5 |
|
5 |
3 |
Геофак 1 |
25 |
56 |
— |
19 |
— |
3 |
2 |
20 |
73 |
— |
7 |
— |
4 |
Худграф А |
16 |
58 |
— |
5 |
21 |
4 |
Б |
14 |
57 |
14 |
10 |
5 |
5 |
(по горизонтали). Этим определялся количественный уровень мотивации данного вида деятельности в общей структуре учебно-профессиональной деятельности. По вертикали суммировались баллы по каждой из групп мотивов. Вычислялся процент процессуальных и моральных мотивов деятельности, т. е. определялся ее качественный показатель.
При статистической обработке учитывались средние показатели по группам и сопоставлялись данные групп, а не отдельных студентов. Сопоставление шло между количественным показателем профессионально-педагогической направленности — месту работы с детьми в структуре учебно-профессиональной деятельности студентов — и качественным показателем мотивации этой деятельности. Результаты ответов первокурсников представлены в табл. 1.
Из всех групп мотивов учебно-профессиональной деятельности лишь группа процессуальных мотивов связана с количественным показателем педагогической направленности. Обнаружена статистически значимая корреляция между показателями процессуальной мотивации учебно-профессиональной деятельности и местом в ней мотивации работы с детьми, коэффициент которой составил —0,94 при уровне значимости p=0,01. При вычислении была использована формула линейной корреляции:
,
где d — величина отклонения признака х или у от его среднего значения.
Таким образом, профессионально-педагогическая направленность студентов I курса положительно связана с развитием процессуальной мотивации деятельности.
На II курсе эта связь видоизменяется за счет подчинения процессуальных мотивов моральным. Чтобы установить этот факт, мы из группы смешанных мотивов выделили процессуально-моральные мотивы. Результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Особенности профессионально-педагогической мотивации деятельности студентов II курса
Факультет, группа |
Качественные показатели (группы мотивов) |
Количественные показатели (работа с детьми в структуре мотивации деятельности) |
|||||
процессуальные |
личные |
коллективистские |
престижные |
смешанные |
|||
всего |
процессуально-моральные |
||||||
Худграф, А |
— |
57 |
29 |
— |
14 |
14 |
4 |
Б |
— |
84 |
8 |
— |
8 |
8 |
4,5 |
ИПФ, 1 |
— |
62 |
13 |
12 |
13 |
13 |
3,5 |
2 |
— |
56 |
16 |
8 |
20 |
0 |
5 |
3 |
— |
56 |
— |
— |
44 |
22 |
2 |
4 |
— |
80 |
— |
— |
20 |
20 |
3 |
75
Таблица 3
Мотивация педагогической деятельности старшекурсников
Факультет, курс |
Качественные показатели (группы мотивов) |
Количественные показатели (работа с детьми в структуре мотивации деятельности) |
||||
процессуальные |
личные |
коллективистские |
престижные |
без преобладания |
||
Худграф, IV V ИПФ, IV V |
41 28 17 11 |
52 48 60 58 |
4 5 7 13 |
3 14 3 6 |
— 5 13 12 |
5 4,5 3,5 2,5 |
Оказалось, что из всех групп мотивов деятельности студентов педагогическую направленность в наибольшей степени отражает именно выделенная группа процессуально-моральных мотивов. Обнаружена статистически значимая корреляция r =—0,94 при уровне значимости p=0,05. Корреляция между мотивацией работы с детьми и группой смешанных мотивов составила — 0,73, но на уровне, статистически незначимом, чуть ниже 0,05.
Следовательно, на II курсе педвуза профессиональная направленность развивается путем подчинения процессуальной мотивации моральной. Самостоятельной группы процессуальных мотивов не выявлено. Показателен в этом отношении факт наличия наибольшего процента смешанных мотивов в деятельности студентов тех групп, где лучше показатели педагогической направленности по данным других методик (группы 3 и 4 индустриально-педагогического факультета).
Результаты опроса старшекурсников, представленные в табл. 3, подтверждают предположение о приоритете моральной мотивации в профессионально-педагогической направленности этих студентов.
По данным табл. 3, место работы с детьми в структуре учебно-профессиональной деятельности находится в обратной зависимости от роста коллективистской мотивации деятельности (коэффициент корреляции между ними составил r=—0,97 на уровне значимости p=0,05) и в прямой — с процессуальной мотивацией (r=0,96 при p =0,05), т.е. чем выше у студента-старшекурсника процессуальный интерес к профессиональной деятельности, тем более низкое положение в ряду компонентов этой деятельности занимает работа с детьми.
Проведенное исследование показало, что профессионально-педагогическая направленность студентов возрастает от IV курса к V. При этом процессуальная и коллективистская мотивация оказывают противоположное воздействие на педагогическую направленность и деятельность.
Факт падения процессуальной мотивации в процессе развития профессиональной направленности означает почти полную замену у студентов радости от самого процесса педагогической деятельности удовлетворенностью от результатов труда.
При сопоставлении показателей развития профессионально-педагогической направленности по трем методикам нами отмечена наибольшая динамика интересов к учебно-профессиональной деятельности на поведенческом уровне.
Наши данные соответствуют замечанию В.Н. Дружилина о падении к III курсу (по нашим данным, на II курсе) процессуальной мотивации профессиональной деятельности. Однако это не означает падения интереса к профессиональной деятельности — он растет, но имеет иное качественное наполнение (моральное).
1. Додонов Б. И. Эмоциональная направленность личности: Автореф. докт. дис. — М., 1979. — 13 с.
2. Дружилин В. Н. Изучение мотивации в процессе профессиональной подготовки. — В кн.: Личность в системе общественных отношений. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. (Тезисы VI съезда Общества психологов). Ч. 1. М., 1983. C. 113—114.
3. Ковалев В. И. Мотивационная сфера личности. — Там же. С. 128—130.
4. Магура М. И. Динамика профессиональных мотивов. — Там же. С. 134—136.
Поступила в редакцию 30.V 1984 г.