Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

23

 

В ВЫСШЕЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

 

АНАЛИЗ ТЕМАТИКИ КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ, ЗАЩИЩЕННЫХ В 1981 — 1984 гг.1

 

А.А. БОДАЛЕВ, В.М. МЕЛЬНИКОВ

 

Значительное число (около четырехсот) исследований различных сторон психики и как более общих, так и более частных закономерностей ее проявления, развития и формирования, в 1981 — 1984 годах было выполнено в форме кандидатских диссертаций.

Больше всего кандидатских диссертаций в первые три с половиной года текущей пятилетки было защищено по возрастной и педагогической психологии — 40,2 %. Защищенные кандидатские диссертации по общей психологии составили в общем количестве всех защищенных диссертаций 20,5 %, по психологии труда и инженерной психологии — 12 %, по социальной психологии — 11,2 %, по медицинской психологии — 7 %, по психофизиологии — 4,7 %, по специальной психологии —- 3,2 %, по зоопсихологии — 0,7 %, по юридической психологии — 0,5 %.

Если рассмотреть тематику кандидатских диссертаций, защищенных по указанным направлениям психологической науки, и попытаться определить, насколько она «работает» на освещение главных проблем современной психологии и вместе с тем откликается на требования практики, то картина будет такой.

В области общей психологии наибольшее число кандидатских диссертаций было посвящено различным аспектам проблемы деятельности (10 работ). Освещению с общепсихологических позиций феноменологии и закономерностей общения, прослеживанию его роли в развитии различных сторон психики были посвящены 4 работы. Анализ механизмов регуляции психики был осуществлен в 4 работах. Попытка еще раз с привлечением новейших данных науки рассмотреть движущие причины и общие законы развития психики была предпринята в 2 диссертациях. Теоретическому обоснованию, разработке и практическому опробованию новых общепсихологических методик были посвящены 7 кандидатских диссертаций, при этом в 2 из них содержались описания и процедура применения новых психодиагностических приемов. 1 диссертация была защищена по истории общей психологии и в 1 содержался критический анализ современной буржуазной психологии.

В 33 диссертациях было продолжено дальнейшее, по преимуществу экспериментальное изучение главных характеристик основных психических процессов — ощущения (3), восприятия (8), памяти (7), мышления (6), внимания (1), речи (3), эмоций (3), воли (2).

Рассмотрению с позиций общей психологии двигательной активности и места в ней моторики была посвящена 1 работа. Также в 1 диссертации была предпринята попытка продвинуть экспериментальное исследование навыков и умений человека. Было защищено 15 диссертаций, освещающих различные аспекты проблемы личности. Мотивы личности анализировались в 3 работах, установки — в 4. Осмысливались содержание основных элементов, составляющих психический склад личности, а также законы их структурирования — в 2 диссертациях. В сравнительно большом числе диссертаций (6) прослежены различные индивидуально-психологические особенности личности: найдены порождающие их факторы, определены механизмы управления их развитием. Одна из работ лишь условно может быть названа

 

24

 

общепсихологической, поскольку в ней выявлялись характеристики электрофизиологической активности больших полушарий головного мозга.

Таким образом, если оценить тематику кандидатских диссертаций, защищенных по общей психологии в 1981 — 1984 гг., соотнеся ее содержание с задачами развития самой психологической науки и с необходимостью увеличения ее вклада в практику, то приходится констатировать отсутствие в ней тем, разработка которых позволила бы понять глубже существо психики как субъективной формы отражения объективного мира, всесторонне разобраться в явлениях сознания и бессознательного, не упрощенно-схематически, а с максимальным приближением к реальности проследить действие детерминирующих их специфику факторов и столь же зримо увидеть наступающие в них в результате этого действия изменения, которые характеризуют их развитие.

Как негативный момент отметим и отсутствие в этой тематике работ, освещающих общую психологическую логику становления личности и разработки ее типологии. Большим недостатком данной тематики является непредставленность в ней тем, нацеливающих исследователей на дальнейшее раскрытие потребностей сферы человека, на более глубокое постижение его способностей и характера и, самое главное,— на выявление системы условий и обстоятельств, которые обеспечивают их формирование, включая разные виды деятельности и отношений, а также собственную активность человека.

Приходится с сожалением указать также на то, что слабо представлены темы, которые побуждали бы исполнителей не к парциальному, а к целостному изучению явлений психики, побуждающему таким образом совершенствовать конкретную методологию исследования, чтобы оно своим замыслом, процессом выполнения, получаемыми результатами помогало решению практически значимых задач.

В области психофизиологии среди защищенных в рассматриваемый промежуток времени диссертаций 3 работы были посвящены выяснению характеристик, углубляющих существующее в науке понимание типологических особенностей деятельности центральной нервной системы, в 1 — содержалась попытка рассмотреть механизмы ряда психофизиологических явлений на нейронном уровне, 2 диссертации, выполненные в традиционном ключе, характеризовали в определенных условиях ЭЭГ головного мозга, в 1 работе прослеживались особенности функционирования центральной нервной системы человека, занятого деятельностью, параметры которой менялись, 2 — на психофизиологическом уровне анализировали работу различных анализаторов и также 2 диссертации были посвящены изучению психофизиологических механизмов цветовосприятия. В таком же числе работ экспериментально исследовались психофизиологические основы индивидуальных различий, характерных для зрительного восприятия, в 1 — для внимания. В 1 диссертации прослеживались психосоматические особенности адаптационного процесса, в 1 работе содержался психологический анализ двигательной активности, 2 диссертации были посвящены выявлению психофизиологических показателей профпригодности и одна содержала попытку обосновать, разработать и опробовать для диагностических целей новую психофизиологическую методику.

 В целом тематику кандидатских диссертаций, защищенных в последние годы по психофизиологии, характеризует большая пестрота. И в ней также есть существенные пробелы. Они, во-первых, заключаются в том, что тематика сравнительно большого ряда психофизиологических исследований ориентируется на задачи и опирается на методический инструментарий, предполагающий чрезмерно узкое освещение изучаемых явлений. Во-вторых, они дают себя знать и в том, что в тематике по-прежнему не просматривается целенаправленно осуществляемых попыток раскрывать физиологические основы наиболее сложных образований, характеризующих психику человека и, в-третьих, за исключением работ, выходящих из НИИ ОПП АПН СССР и из МГУ,

 

25

 

в них слабо прослеживается стремление развивать теоретически хорошо обоснованную стратегическую линию исследований, характерную для крупных отечественных научных школ.

В области инженерной психологии и психологии труда анализу труда как вида деятельности, психологическим условиям его успешности, механизмам его регулирования, а также психологическим факторам, оказывающим более или менее сильное воздействие на эффективность управления им, посвящены 10 работ. Изучение основных психологических характеристик труда операторов на ряде производств было осуществлено в 5 работах и изучение этих же характеристик при взаимодействии человека с ЭВМ было проведено в 1 диссертации. Интегральному рассмотрению различных сторон психики человека и прослеживанию того, как они взаимодействуют у него в трудовом процессе, были посвящены 3 кандидатские диссертации. Психологическому анализу особенностей процесса восприятия, когда человек занят трудом, были посвящены 3 работы, памяти — 2, мышления — 5, внимания — 3. В 2 работах анализировались состояния человека во время трудовой деятельности. И также в 2 работах было осуществлено разностороннее рассмотрение функционирования моторики человека, производящего разные виды трудовых действий, и в 3 были затронуты некоторые актуальные проблемы профотбора и профориентации. Психологическая специфика проявлений различных свойств личности в труде, а также различные аспекты психологической подготовки личности к трудовой деятельности были рассмотрены в 5 кандидатских диссертациях. 1 работа содержала попытку дать в определенной системе психологические рекомендации, которыми надо руководствоваться, осуществляя подбор кадров, и также 1 работа предлагала обоснование и процедуру использования нового диагностического инструментария при определении сформированности человека как субъекта труда.

Таким образом, оценивая сделанное в области инженерной психологии и психологии труда, нельзя не видеть стремления специалистов-психологов выбирать для научной разработки наиболее актуальные темы. Однако и в данном случае в рассматриваемой тематике обращают на себя внимание определенные упущения. Так, исследователи прошли мимо таких важных для страны проблем, как систематическое выявление психологических условий, способствующих повышению производительности труда людей в различных областях народного хозяйства, последовательно осуществляемый психологический анализ различных видов труда с целью его рационализации и повышения профессионального мастерства вовлеченных в него людей, психологическое обоснование направлений совершенствования рабочих мест на различных видах производств, целенаправленная разработка психологических основ профессионального обучения молодежи, помощь в создании научных основ аттестации кадров. Вне поля зрения специалистов по психологии труда остались психологические аспекты создания и использования робототехники, дальнейшей автоматизации производства, работы транспорта, сферы обслуживания. Почти не привлекли их внимания и психологические проблемы, связанные с дальнейшим развитием сельского хозяйства. Непозволительно редко в диссертациях предпринимались попытки осветить психологические основы профориентационной службы, добиться ее профессиографического обеспечения и создать диагностический инструментарий для объективного выявления реальных склонностей и способностей людей, прибегающих к помощи профориентационной службы.

В области медицинской психологии критике современной буржуазной психологии была посвящена 1 диссертация, описанию и апробации новых методических приемов исследования и устранения нарушений в психике — 2. Также по 2 диссертации было защищено по проблеме нарушений регуляции познавательной деятельности при различных психических заболеваниях,

 

26

 

по проблеме расстройства мнемической функции, по проблеме нарушения мыслительной деятельности и психологическим условиям, которые ускоряют течение адаптационного процесса и делают эффективным протекание реабилитационного процесса. По 1 диссертации выполнено по проблеме локализации нарушений в деятельности центральной нервной системы, влекущих за собой психические расстройства, проблеме искажения восприятия пространства. 3 диссертации были посвящены анализу различных речевых нарушений. В 1 работе были прослежены основные характеристики состояния патологической тревожности.

Особенности экспрессии у различных категорий групп больных, а также характеристики восприятия и психологической интерпретации ими чужой экспрессии были подвергнуты изучению в 3 исследованиях. В 2 — были описаны виды отклонений от нормы в процессах целеполагания и целеобразования. 1 диссертация содержала попытку психологического анализа мотивационной сферы у больных шизофренией. 3 диссертации прослеживали психические свойства личности людей, страдающих нарушениями в деятельности сердечно-сосудистой системы, болезнями почек, а также больных эпилепсией. 2 диссертации содержали теоретическое обоснование, экспериментальную проверку и технологию проведения различных видов групповой психотерапии.

В этой области наблюдается явный дефицит в освещении проблем нейропсихологии, особенно с позиций, которые были разработаны А.Р. Лурия, а также проблем патопсихологии личности в том научном ключе, в каком их осуществлял В.Н. Мясищев, что, как известно, было чрезвычайно плодотворным как для развития теории медицинской психологии, так и для увеличения практической полезности этой области психологической науки.

Вызывает также определенное беспокойство почти полное отсутствие работ, в которых бы ставилась и решалась проблема профилактики нервно-психических заболеваний, а также предупреждения развития у человека вредных для его здоровья привычек.

Вместе с тем как положительный факт следует отметить работы, посвященные выявлению личностных особенностей больных, страдающих соматическими заболеваниями, а также обосновывающие систему психотерапевтической работы с различными группами пациентов.

В области социальной психологии критике современной буржуазной социальной психологии были посвящены две диссертации. Столько же исследований были посвящены разработке новых методик изучения более простых и более сложных социально-психологических феноменов. 1 работа раскрывала социально-психологические особенности труда как вида коллективной деятельности. Отдельный блок в рассматриваемом цикле составили исследования, в которых с позиций социальной психологии освещались характеристики такой общности людей, какой является коллектив. В 4 из них давался анализ устойчивым тенденциям в жизнедеятельности коллективов различного типа и прослеживались объективные и субъективные факторы, которые, взаимодействуя друг с другом, определяют существование этих тенденций. Социально-психологические условия, благоприятствующие управлению коллективом или, наоборот, негативно на этом управлении сказывающиеся, были рассмотрены в 3 диссертациях.

Феноменология социально-психологической жизнедеятельности малых групп, а также детерминанты, определяющие основные параметры их психологического бытия, прослежены в 6 работах. В 3 работах социально-психологическому изучению подвергнуто общение в малых группах. В 1 диссертации малая группа рассмотрена как коллективный субъект деятельности. Новые аспекты межличностного взаимодействия в малой группе в освещаемый промежуток времени были раскрыты в 2 диссертациях. В 3 диссертациях внимание их авторов сосредоточено на прослеживании особенностей межличностного познания, как оно выступает в малой группе, и на выявление и

 

27

 

обобщение причин, которые влияют на полноту, точность и другие параметры названного межличностного познания. Попытка прояснить характеристики процесса мотивообразования в малой группе предпринята в 2 работах. Определению характеристик единых для общности эмоциональных состояний, способам выявления этих состояний и установлению факторов, их вызывающих, были посвящены 2 работы. В 3 работах обосновывались и проверялись способы социально-психологического воздействия на различные общности. 1 диссертация была посвящена рассмотрению социально-психологических проблем семьи. Также 1 диссертация освещала с позиций социальной психологии национальные обычаи и традиции и прослеживала их роль в регулировании поведения человека, и 1 — раскрывала ряд социально-психологических характеристик такой общности, какой является общественный класс.

Различные социально-психологические аспекты проявления личности в разных типах коллективов, а также формирования ее в этих коллективах были рассмотрены в 7 работах. Проблемам психологии массовых коммуникаций в обсуждаемый промежуток времени была посвящена 1 работа.

Таким образом, из приведенного перечня тем, которые были так или иначе освещены в кандидатских диссертациях по социальной психологии, видно, что диапазон охваченных ими проблем был достаточно широк и разнообразен. Однако среди исследований по социальной психологии не оказалось ни одного, которое давало бы ответы на такие вопросы, как определение и пути развития социально-психологических параметров производственных коллективов, делающих их наиболее пригодными к решению стоящих перед ними задач, как социально-психологические требования, которым должно отвечать подлинно социалистическое соревнование между коллективами, организация стимулирования труда рабочих, колхозного крестьянства, интеллигенции, эффективно работающая система общественных воздействий, предназначенная для формирования духовной сферы личности. Не оказалось и тем, которые нацеливали бы их авторов на раскрытие социально-психологических особенностей так называемых массовидных явлений, на обработку путей преодоления, а если надо, то и управления разными формами конфликтов.

В области юридической психологии 1 из диссертаций была посвящена исследованию процесса освоения формирующейся личностью действующих в нашем обществе правовых норм, а другая представляла собой психологический анализ управления личным составом полиции США. И таким образом, вне поля внимания молодых исследователей фактически остались все научные проблемы, которые должна решать сейчас юридическая психология.

В области возрастной и педагогической психологии 42 кандидатские диссертации были защищены по возрастной психологии и 119 — по педагогической. Из всего числа работ по возрастной психологии 4 посвящены изучению психики младенца, 1 — преддошкольника, 14 — дошкольника, 9 — младшего школьника, 6 — подростка, 5 — старшего школьника, 2 — студента, 1 — поиску интегральных характеристик возрастного развития.

По тематике работы, соответствующие направлению возрастной психологии, распределились так: рассмотрению особенностей психики человека в связи с возрастом, когда он проявляет себя как субъект деятельности, посвящены 6 работ. Особенности общения опять же с учетом возраста общающихся подвергнуты психологическому анализу в 5 работах. Убеждения и ценностные ориентации в связи с возрастом рассмотрены в 3 диссертациях. В 4 диссертациях содержалось психологическое описание степени сформированности интересов и потребностей на различных ступенях возрастного развития. В 1 работе изучены особенности начального этапа становления характера у человека и также в 1 диссертации прослежены с учетом возраста закономерности становления самооценки.

 

28

 

В 3 работах исследовались особенности восприятия, в 5 — особенности мышления, в 2 — памяти, в 3 — речь. Исследованию различных сторон воли у лиц, представляющих различные возрастные подгруппы — главным образом от 3 до 15 лет — были посвящены 4 работы.

Общее, особенное и единичное, характеризующие процесс освоения общественного опыта человеком на различных возрастных этапах, были подвергнуты сопоставительному анализу в 3 работах. И наконец, в 2 — осуществлены изучение и оценка сенсомоторики у младенцев и дошкольников.

Как уже отмечалось, собственно проблемам педагогической психологии были посвящены 119 диссертаций. Из этого количества 35 написаны на темы, которые относятся к психологии воспитания, и 84 выполнены по проблематике, которая относится к психологии обучения. В области психологии воспитания защищенные диссертации по основным разделам, традиционным для этой области, и тематике внутри разделов распределились так: конкретному анализу формирования отношений личности к различным сторонам действительности, если употребить термин В.Н. Мясищева, было подчинено содержание 8 диссертаций. Отрадно, что среди этих диссертаций были работы, в которых рассматривались психологические аспекты восприятия у школьников положительного отношения к труду в целом, а также к сельскохозяйственному труду и к индустриальным видам труда у учащихся ПТУ.

Психологические механизмы действия различных факторов — видов деятельности и общностей, в которые включен человек,— на развитие и воспитание его личности прослежены в 9 работах. Как положительный момент при оценивании этих диссертаций следует отметить появление среди них работ, прослеживающих психологические механизмы воздействия на формирующуюся личность семейного окружения человека, так называемых неформальных объединений, в которые он входит, а также средств массовой информации. Важно в связи со сказанным подчеркнуть, что среди рассматриваемых диссертаций в 5 из них мы находим дополняющие друг друга попытки показать, как в системе воспитания должны сопрягаться содержание и форма различных видов деятельности, к участию в которых привлекаются учащиеся, организация их взаимоотношений, руководство проявлениями и эволюцией общественного мнения в коллективе, индивидуальная работа педагогов с учащимися, собственная активность последних и некоторые другие факторы, чтобы в личности их формировались качества, в которых заинтересовано наше общество. Например, именно в таком ключе выполнены диссертации, в которых рассматриваются условия формирования в личности активно-творческого отношения к действительности, самостоятельности, сознательного отношения к собственному духовному росту, дисциплинированности.

3 диссертации защищены по психологии трудных подростков и обоснованию направлений коррекции системы воспитательной работы с ними, 5 диссертаций посвящены психологическому анализу различных сторон формирования личности будущего учителя.

Приведенный перечень проблем, которые были выбраны для формулирования тематики диссертаций, связанной с психологией воспитания, несомненно свидетельствует о теоретической важности и практической актуальности этой тематики, в своей подавляющей части отвечающей требованиям реформы советской общеобразовательной и профессиональной школы. Вместе с тем этот перечень говорит и о том, что значительное число проблем, полностью вписывающихся «в профиль педагогической психологии», несмотря на всю их очевидную злободневность, пока не нашло отражения в тематике кандидатских диссертаций, защищенных в 1981—1984 гг. Так, если говорить конкретно, в названном перечне отсутствуют такие важные для разработки психологии воспитания темы, как содержательная отработка основных категорий психологии воспитания и сведение их в строгую систему, как целенаправленное

 

29

 

выявление психологических условий совершенствования идейно-политического, нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания и, главное, их оптимального сопряжения в целостную систему, как содержательная разработка с позиций педагогической психологии категории воспитательного воздействия, классификации этих воздействий, диапазона эффективного использования каждого из них, психологически оправданной инструментовки их применения.

В связи со сказанным большое значение приобретает разработка категории меры воспитательного воздействия при формировании психологических особенностей тех, на кого это воздействие направлено. Не меньшего внимания требует и выяснение условий, ведущих к росту субъективной значимости педагога в глазах учащихся, к повышению авторитетности в их мнении коллектива класса и школы, пионерской и комсомольской организации. Несравнимо большее место должны занять исследования, выявляющие психологические условия воспитания личности молодого рабочего в ПТУ, личности специалиста в системе техникума и вуза. Ждут своих исполнителей темы, разработка которых позволит создать психологически обоснованную систему взаимодействия школы, семьи и общественности в решении задач воспитания. Необходимы диссертации, которые бы обобщали опыт прямой практической помощи психологов школе и семье и закладывали научно-теоретические и методические основы психологической службы, ориентированной на повседневное оказание такой помощи.

Как уже отмечалось, 84 работы были защищены по психологии обучения. Учение как деятельность подвергнуто психологическому анализу в 2 работах. Прямые попытки с позиций психологии вскрыть неиспользуемые пока резервы при организации учебного процесса в школе были предприняты в 4 диссертациях. Психологические аспекты усвоения учащимися различных учебных предметов были избраны в качестве объекта научного освещения в 13 диссертациях.

В значительном числе работ прослеживались зависимости, связывающие характер учебной деятельности ученика на уроке и актуализирующиеся у него при этом особенности основных психических процессов, психических состояний и свойств личности. Одновременно в этих диссертациях проверялись рекомендации, направленные на повышение психологической результативности урока. Дидактические условия активизации восприятия на уроках, усиления его роли в усвоении учебного материала были проанализированы в 2 диссертациях. Целенаправленная активизация процессов памяти и отработка методических приемов, позволяющих более продуктивно использовать мнемическую функцию при решении учебных задач, — в 4 диссертациях. Мыслительная деятельность на уроках и технология ее организации, имеющая своим результатом повышение ее общей результативности, были экспериментально изучены, описаны и практически опробованы в 15 диссертациях. Психологические особенности развития устной и письменной речи учащихся, включая и особенности овладения ими вторым языком, прослежены в 11 работах. Психологические рекомендации, направленные на более успешное управление вниманием школьников в учебном процессе, были сформулированы в итоге экспериментального исследования, которое также было проведено в форме диссертационной работы.

Психологические аспекты управления волей школьника в учебном процессе получили освещение в 6 кандидатских диссертациях, из которых в 3 речь шла об управлении развитием мотивационной сферы учащегося при овладении им профессией. В 3 — изучены связи между характером обучения и формирующимися у учащихся при этом навыками и умениями, и в 1 — подвергнуты тщательному научному рассмотрению взаимозависимости, связывающие характер ориентировочной основы действия и вырабатывающиеся

 

30

 

у школьников «алгоритмы» выполнения разнотипных заданий.

Как на прямой отклик на требования реформы школы следует также указать на защищенные 4 диссертации по проблеме подготовки старших дошкольников к обучению в школе и организации обучения шестилеток, а также на 2 диссертации, подготовленные по проблеме трудового обучения школьников. В этом же русле прямого ответа на требования реформы школы идут работы, предлагающие теоретическое обоснование и процедуру применения способов диагностики сдвигов, наступающих в умственной сфере школьника благодаря обучению и констатирующих характер перестройки, происходящей в этой сфере (2).

Наконец, несколько столь же актуальных сегодня по своей тематике кандидатских диссертаций по психологии обучения были посвящены выяснению характера корректив, которые должны быть внесены в учебный процесс в связи с последовательно осуществляемым учетом индивидуальных особенностей учащихся и прежде всего присущих им психологических характеристик, которые стоят за их успеваемостью и дисциплиной.

Содержание остальных диссертаций по проблеме психологии обучения освещало ряд аспектов современной психологии высшей школы, истории педагогической психологии и другие.

Отмечая актуальность многих кандидатских диссертаций, выполненных по проблемам психологии обучения, мы в то же время не можем не видеть существенные пробелы в их тематике. Так, в ней не нашлось места формулированию основанных на хорошей экспериментальной проработке психологических рекомендаций, позволивших в учении более успешно формировать научное мировоззрение школьников. Пока вне пределов внимания педагогических психологов, работающих над диссертациями, оказался и поиск эффективного решения так называемой проблемы перегрузок школьников. Не нашли отражения осмысление с позиций психологии системы компьютеризованного обучения в школе и разработка психологических основ профессионального обучения как учащихся, оканчивающих обычную школу, так и ПТУ. Пока нет работ с психологическим анализом различных сторон учебного процесса в сельской мало-комплектной школе.

В области зоопсихологии были защищены 3 кандидатских диссертации на темы, отвечающие проблематике, ставшей традиционной для ученых факультета психологии Московского университета, целеустремленно ищущих пределы, в которых можно пользоваться принципом деятельностного подхода при объяснении особенностей психики животных.

Зоопсихология разрабатывается у нас, как известно, слабо, и это большое упущение. Невнимание к ее проблемам — свидетельство недооценки получаемых в ней научных фактов для понимания закономерностей происхождения и развития психики, а также значения их для решения проблем, с самого начала имеющих прикладную направленность (в области сельского хозяйства, звероводства, рыбоводства, охраны окружающей среды и др.).

В области специальной психологии из 13 диссертаций в 1 исследовалось во всей его психологической сложности общение слепых. Также по 1 работе было посвящено выяснению особенностей процесса опознания у умственно отсталых и изучению экспрессии у глухих. Память в этой области психологии исследовалась в 2 случаях—у умственно отсталых и глухих, мышление — в 3 случаях, в том числе в 1 диссертации — у слепоглухих. Внимание изучалось в 2 диссертациях — у глухих и умственно отсталых. По 1 работе было посвящено выяснению характеристик психики детей с задержкой развития, особенностям личности слабослышащего и проблеме диагностики в связи с задачами, решаемыми специальной психологией.

Оценивая этот недлинный перечень работ, защищенных по специальной психологии, нельзя не видеть, что внимание их авторов привлекают не все группы аномальных детей.

Так, например, не изучалась психика

 

31

 

детей, страдающих расстройством опорно-двигательного аппарата, не исследовались дети, страдающие аутизмом. И в другом отношении к тематике исследований по специальной психологии можно предъявить претензии. Например, в ней отсутствовали работы, освещающие психологические аспекты воспитания аномальных детей, подготовки их к труду, их профессионального обучения и другие.

Таким образом, и при формулировании тем кандидатских диссертаций от главных научных психологических центров страны — Института психологии АН СССР, Института общей и педагогической психологии АПН СССР, Института психологии АН Грузинской ССР, факультета психологии МГУ и др. и координирующего их работу Президиума Общества психологов СССР — также как в случае и с докторскими диссертациями требуются глубоко продуманные совместные действия, результатом которых должно явиться рассчитанное на перспективу планирование тематики диссертаций, выполнение которых способствовало бы, с одной стороны, дальнейшему развитию психологической науки, а с другой — обязательно работало бы на решение прикладных задач.

Определяя основания, на которые следует опираться при формулировании той или иной темы кандидатской диссертации по психологии, конечно, всегда приходится учитывать характер научной школы, в лоне которой будет выполняться эта диссертация, направление исследований, сложившееся в этой школе, теоретическую базу, на которой эти исследования осуществляются, традиционный для школы методический инструментарий и вытекающую из логики развития школы большую актуальность одних тем и меньшую — других. Однако при определение тематики кандидатских диссертаций по психологии ни в коем случае нельзя забывать важности учета и другого фактора — значения задуманного диссертационного исследования для решения тех задач, над которыми на данном этапе совершенствования построенного в нашей стране социализма трудится наш народ, Эти задачи, как все мы знаем, четко сформулированы в программном труде К.У. Черненко2 «На уровень требований развитого социализма», созданном и опубликованном в связи с качавшейся подготовкой XXVII съезда партии.

Коммунистическая партия нашей страны, ее Центральный Комитет, Политбюро в настоящее время проводят громадную по своим масштабам работу, целью которой является усиление темпов движения страны вперед. Ставится задача достижения коренного перелома в интенсификации народного хозяйства, качественного преобразования производительных сил страны, совершенствования производственных отношений. Принимаются решительные меры, направленные на то, чтобы обеспечить выход страны на высший мировой уровень производительности труда, добиться ускорения научно-технического прогресса, развивать и поддерживать единство экономического, социального и духовного прогресса. Буквально во все сферы бытия советских людей, связанные с производством и потреблением материальных и духовных ценностей, все глубже входит основной принцип социализма «От каждого — по способностям, каждому — по труду». И все эти усилия, вся эта гигантская многообразная коллективная деятельность, организуемая и направляемая Коммунистической партией Советского Союза, осуществляются во имя блага советских людей, с целью создания объективных и субъективных условий для всестороннего развития личности каждого гражданина СССР.

Совершенно естественно, что долг психологов своими исследованиями, и в том числе диссертационными исследованиями, постоянно вносить свой вклад в разработку проблем, от решения которых зависит успех совершенствования построенного у нас социализма.

 

Поступила в редакцию 10.XII 1984 г.



1 Начало — анализ тематики докторских диссертаций — опубликовано в № 1, 1985 г.

2 Черненко К.У. На уровень требований развитого социализма.— Коммунист, 1984, № 18 (1262), с. 3—21.