Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

12

 

СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ1

 

А.В. БАРАБАНЩИКОВ

 

Советский народ торжественно отмечает 40-летие Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. День Победы — 9 мая 1945 года навсегда останется одной из самых ярких дат в героической летописи нашей Родины, нашей борьбы за коммунизм, за мир и международную безопасность. В этот день победоносно завершилась небывалая в истории по своим масштабам и ожесточенности битва против наиболее реакционной ударной силы империализма — гитлеровского фашизма, ставившего своей целью уничтожение первого в мире социалистического государства, установление мирового господства.

Великий, поистине немеркнущий подвиг совершили в этой битве советский народ и его Вооруженные Силы. Под руководством Коммунистической партии они отстояли свободу и независимость нашей Родины, защитили дело Октября, с честью выполнили свой патриотический и интернациональный долг. Они внесли решающий вклад в победу над фашистской Германией и ее союзниками, в освобождение народов Европы от фашистского рабства, в спасение мировой цивилизации. В этом величайшая заслуга советского народа и его Вооруженных Сил перед человечеством.

Благодаря мудрой ленинской внутренней и внешней политике Коммунистической партии Советского Союза наша страна вот уже 40 лет живет в условиях мира. Претворяя в жизнь решения XXVI съезда КПСС, последующих пленумов ЦК КПСС, советские люди с воодушевлением трудятся над выполнением сложных и ответственных задач всестороннего совершенствования развитого социалистического общества. Партия и народ сосредоточивают усилия на всемерном развитии всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства, ускорении интенсификации производства, на том, чтобы обеспечить новый подъем науки и техники, образования и здравоохранения, материального и культурного уровня советских людей.

Организуя и направляя мирную созидательную деятельность советского народа, Коммунистическая партия постоянно учитывает уроки Великой Отечественной войны. Главный из них состоит в том, подчеркивается в постановлении ЦК КПСС «О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 —1945 годов», что против войны надо бороться, пока она не началась, что для этого нужны сплоченные, согласованные и активные действия всех миролюбивых сил. Необходимо повышать бдительность народов, беречь и умножать завоевания социализма.

Борьба советского народа за мир носит активный характер. Хорошо понимая, что такое современная война, каковы ее пагубные последствия для человечества, советские люди своим самоотверженным трудом крепят экономическое и оборонное могущество СССР, решительно разоблачают реакционные замыслы империалистов. При этом они опираются на исторические завоевания социализма, на свой опыт борьбы за честь, свободу и независимость социалистической Родины, и прежде всего на опыт Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война явилась всесторонней проверкой прочности советского общественного и государственного

 

13

 

строя, тяжелейшим испытанием для всего нашего народа и его Вооруженных Сил. Суровому экзамену в годы войны подверглись наша экономическая система и идеология, наша наука и культура, все духовные ценности и образ жизни.

Организуя разгром жестокого и коварного врага, Коммунистическая партия большое внимание уделяла мобилизации науки для нужд фронта и потребностей тыла. Перед наукой была поставлена задача своими исследованиями и научно-пропагандистской деятельностью помогать воинам Вооруженных Сил и труженикам тыла изыскивать наиболее эффективные средства борьбы с врагом. От теоретических разработок требовались конкретность и четкость, позволяющие быстро находить правильное практическое решение.

 

*

 

С первых дней войны активно включилась в борьбу с фашизмом и советская психология. С одной стороны, она перестроила свою тематику и организацию работы с учетом потребностей фронта, а с другой стороны, значительная часть психологов вступила в ряды вооруженных защитников Отечества и героически сражалась с врагом. Они принимали непосредственное участие в боях, в подготовке воинов и руководстве боевыми действиями, помогали командирам, политработникам, штабам разрешать самые различные вопросы фронтовой жизни с учетом психологического фактора. Многие из них не вернулись с фронта, до конца выполнив свой патриотический долг2.

В годы войны научные сотрудники в области психологии активно участвовали также в агитационно-массовой, пропагандистской работе. Используя результаты психологических исследований, они стремились своими выступлениями помочь советским людям духовно перестроиться на военный лад, повышать их идейную зрелость, вселять уверенность в нашей полной победе над фашистскими агрессорами.

Направления исследований в области психологии, как и других отраслей науки, определялись партийно-правительственными документами. В годы войны была предпринята работа по координации психологических исследований3. Мобилизации усилий психологов, как в интересах подготовки подрастающих поколений, так и для решения других теоретических и практических проблем, в том числе проведение работ в интересах фронта, способствовало создание в 1943 г. АПН РСФСР, в составе которой было отделение психологии. В ее структуру был включен институт психологии, который ранее находился в составе МГУ. Мобилизующее значение имела также прошедшая в 1942 г. специальная сессия АН Грузинской ССР, посвященная проблемам психологии. На сессии были доложены результаты психологических исследований по оборонной тематике.

Партия призывала ученых в своей исследовательской, организаторской и пропагандистской деятельности активнее опираться на труды В.И. Ленина, на его методологию анализа общественных явлений. Для психологов, в частности, большое значение имела ленинская характеристика войн в защиту социалистического Отечества. В.И. Ленин характеризовал их как самые справедливые и самые прогрессивные. Они вызывают у трудящихся «энергию и способность творить чудеса»4. Но в то же время они требуют особого подъема и колоссального напряжения всех сил народа и армии, всех человеческих способностей, сознания, воли и страсти десятков миллионов людей5. Исследуя

 

14

 

факторы победы в войне, В.И. Ленин подчеркивал, что во всякой войне победа в конечном счете обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь6. Героизм, самопожертвование, выдержку в борьбе В.И. Ленин относил к числу важнейших условий победы в войне7. Вместе с тем В.И. Ленин подчеркивал, что самая лучшая армия, самые преданные делу революции люди будут немедленно истреблены противником, если они не будут в достаточной степени вооружены, снабжены продовольствием, обучены8. Он выдвинул лозунг: «...учиться военному делу настоящим образом...»9.

Наряду с другими аспектами В.И. Ленин внимательно изучал психологические аспекты войны. Как и всякий перелом в жизни, писал он, война многому учит человека, заставляет его многое пережить и перечувствовать10. Она вызывает в массах бурные чувства11 — от горячей любви к Родине, жгучей ненависти к врагу, твердой уверенности в победе до полной растерянности, отчаяния и панических настроений. В целях предотвращения и преодоления отрицательных психических состояний в войсках и среди населения страны В.И. Ленин рекомендовал: повседневно следить за настроениями армии и населения страны; оперативно и правдиво информировать их об обстановке; внимательным и заботливым отношением, простым, понятным и задушевным словом помогать преодолевать им сомнения, колебания и внушать веру в победу; актуализировать чувства патриотизма и ненависти к врагу; на фактах доказывать, что от их стойкости, выдержки и героических действий зависят успехи на фронте и сроки окончания войны; поддерживать организованность, четкий порядок и дисциплину; решительно пресекать малейшее проявление паники. Эти и многие другие идеи В.И. Ленина не только служили вдохновляющим ориентиром в практической деятельности партии, народа, воинов армии и флота, но и направляли внимание и мысль исследователей, изучающих сложные психологические проблемы, возникшие в военное время. Они укрепляли методологические позиции советской психологии и одновременно помогали усиливать практическую направленность проводимых исследований.

Практические задачи психологии, обусловленные нуждами фронта, и принципиальные обобщения, имеющие методологическое и идеологическое значение для ее дальнейшего развития, формулировались в постановлениях ЦК ВКП (б) и Советского правительства, в выступлениях руководителей Коммунистической партии и Советского государства.

По каким же направлениям осуществлялась работа психологов в интересах потребностей фронта?

Прежде всего психологи стремились помочь командирам и политработникам глубже осознать психологическую суть боевой деятельности, ее многогранные связи с личными качествами воинов, пути и условия ее совершенствования. Этому способствовали такие исследования, как «Психологические основы боевой деятельности» (З.И. Ходжава), «Психологическая сущность героического поступка и типология героев» (Д.И. Рамишвили), «Воля как фактор боевой деятельности» (Р.Г. Натадзе), «Роль эмоций в боевой деятельности» (Н.А. Коновалов) и др. Работы грузинских исследователей были выполнены с позиций теории установки Д.Н. Узнадзе. Большинство из них подготовлено на основе анализа реальных событий войны, изучения деятельности конкретных людей и исторических фактов. В них рассматривались различные компоненты боевой деятельности в связи с личностным фактором, подчеркивалась большая роль волевых усилий и положительных эмоциональных состояний в героических действиях советских воинов. Особо подчеркивалась специфика коллективного героизма, проявляемого целыми подразделениями

 

15

 

или отдельными воинскими группами.

Наиболее фундаментальным исследованием этого направления была работа Б.М. Теплова «Ум и воля военачальника», опубликованная в военной печати в сокращенном виде в 1943 г.12 На основе анализа индивидуальных особенностей личности и деятельности А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Наполеона I автор выявил систему качеств мышления полководца: быстрота и неторопливость, осторожность и смелость, гибкость и устойчивость, возможность охватить целое и детали, способность предвидеть изменения обстановки и целеустремленно решать задачи в условиях повышенной опасности и др. Исследователем установлено, и это было важно для практики воспитания командиров, что в деятельности военачальника находит проявление наглядно-действенное (или практическое), т.е. непосредственное, в деятельность, образное и отвлеченное мышление.

Прослеживая диалектику взаимосвязи качеств ума в процессе решения боевых задач, Б.М. Теплов подчеркнул влияние личностных особенностей в целом, воли и чувств полководца, в частности на его интеллектуальные свойства, на продуктивность его мышления. Единство ума, воли и чувств, их гармоническое развитие являются психологической предпосылкой успешной деятельности полководца. Военачальнику, подчеркивал автор, кроме «выдающегося ума и сильной воли» необходима «способность к максимальной продуктивности ума в условиях максимальной опасности; т. е. эмоциональная устойчивость». В целом же «практическое мышление» военачальника требует высокого и разностороннего развития его личности.

Работа Б.М. Теплова явилась образцом изучения практической деятельности военачальника, и в этом плане она приобрела общетеоретическое значение для советской психологии. Характеризуя эту работу 32 года спустя после ее выхода, А.А. Смирнов писал: «Выполненный в период войны, этот труд не устарел и в настоящее время. Необычайная основательность в подборе материалов и аналитический дар автора, позволивший проникнуть в психологическую сущность последних, обеспечили этому труду долгую жизнь. Представленные в нем личностный подход к проблеме интеллекта, анализ структуры практической деятельности, постановка проблемы интуиции являются весьма актуальными и для современных психологических исследований»13.

Пронизанная духом патриотизма работа Б.М. Теплова имела и имеет большое образовательное и воспитательное значение. В годы войны с ней знакомились военачальники, офицеры штабов и политорганов соединений и объединений. В настоящее время ее изучают слушатели военных академий, старшие офицеры, адмиралы и генералы.

Психологию командира среднего звена длительное время изучал Т.Г. Егоров. Результаты этого исследования нашли отражение в ряде работ, изданных уже после Великой Отечественной войны14.

Другим важным направлением в работе психологов в годы Великой Отечественной войны были поиски психологически обоснованных путей формирования у воинов высоких морально-политических и боевых качеств, анализ психологических основ воспитания и обучения личного состава. В числе работ этого направления были: статьи К.Н. Корнилова «Воспитание моральных качеств», Н.Д. Левитова «Воля и

 

16

 

характер бойца», М.М. Рубинштейна «Смелость и ее воспитание», М.П. Феофанова «Воспитание смелости и мужества», С.X. Чавдарова «О мужестве и путях его воспитания», книга Л.Н. Москава «Психология дисциплины бойца» и др. Г.А. Фортунатов в 1942 г. защитил диссертацию на тему «Страх и его преодоление». А.К. Перовым была подготовлена диссертация «Психология смелости и страха в связи с проблемой характера». Пути воспитания инициативы и находчивости у воинов изучала Н.П. Ферстер, О.А. Черникова исследовала пути воспитания решительности, поиском методов воспитания воинов в духе героизма занимался З.В. Столица. Дать психологическое обоснование процесса воспитания бойца в мирных и в боевых условиях ставил своей целью Н.Ф. Добрынин. Абсолютное большинство работ данного направления выполнено на основе бесед с фронтовиками, анализа героических подвигов советских воинов, запечатленных в различных документах.

Из работ этого направления можно выделить обширную статью А.С. Прангишвили «Социальная психология паники». В качестве основного тезиса автор выдвигает и доказывает, что паника — реакция личности на разложение коллектива. Отсюда следует, что прочность и стойкость коллектива исключают возможность возникновения паники, хотя его отдельные члены могут переживать в той или иной обстановке моральную неустойчивость, тревогу, страх и т.п. Исследователь подчеркивал большую роль дисциплины и организованности в борьбе с паникой и паникерами. Ряд аналогичных этим идей, но на другой теоретической основе развивались Ф.И. Георгиевым в работе «Психология воинского коллектива».

Ряд гражданских психологов в контакте с военными учреждениями занимались поисками психологически обоснованных путей совершенствования обучения военных специалистов. Так, например, Е.В. Гурьянов занимался проблемой формирования сложных навыков у летчиков. Е.А. Ракша (Соловьева) под руководством Т.Г. Егорова и А.А. Смирнова вела исследования по психологии обучения радиотелеграфистов (восстановление навыка, перенос навыков при переучивании на новую технику и др.). Результаты этих исследований были важны и для войск в целях подготовки личного состава, и для военно-учебных заведений, где готовились кадры офицерского состава.

Во время войны получили дальнейшее развитие комплексные исследования различных аспектов подготовки летчиков, начатые еще в середине 30-х гг. Их проводили военные психологи — медики и методисты (К.К. Платонов, Г.Г. Голубев, М.Ф. Пешевский и др.), а также гражданские психологи (К.М. Гуревич, Е.В. Гурьянов, В.В. Чебышева, Л.М. Шварц и др.). Они изучали закономерности формирования сложного навыка работы на специальном тренажере (кабина Линка), навыков реагирования на быстродвижущиеся объекты, опознания различных типов самолетов. Большое место в их исследованиях занимали проблемы утомления и переутомления летного состава, путей преодоления напряженности в полете, влияния пониженного барометрического давления на сенсорные функции летчиков. В целях изучения личности пилотов наряду с уже известными методами исследователи применяли метод независимых характеристик. Результаты этих исследований использовались в практике авиационных училищ, боевых авиационных частей, в курсе авиационной психологии, который читался для врачей кафедрой авиационной психологии военного факультета Центрального института усовершенствования врачей. Наиболее полно результаты этих исследований были представлены в ряде публикаций послевоенного времени.

Большое практическое значение в годы Великой Отечественной войны имели психофизиологические исследования сенсорных и перцептивных процессов. Они опирались на исследования, проведенные в 20—30-е гг., и осуществлялись в целях совершенствования маскировки военных и гражданских объектов, а также повышения зрительной и слуховой чувствительности бойцов, обострения

 

17

 

их восприятия в боевых условиях. Сюда относятся работы Б.Г. Ананьева, К.X. Кекчеева, С.. Кравкова, Л.М. Шварца и их сотрудников. Так, в лаборатории восприятия Института психологии под руководством К.X. Кекчеева разрабатывались методы борьбы с ослеплением глаз светом прожекторов, методы ускорения темновой адаптации, сенсибилизации слуха и зрения, уточнения глазомерной оценки расстояния, методы тренировки различения быстро движущихся объектов, методы звукомаскировки, приемы повышения эффективности наблюдения, проводимого с помощью оптических приборов. С.В. Кравков разработал методы борьбы со снеговой ослепленностью.

В результате изучения боевой работы персонала противовоздушной обороны Л.А. Шварц и ее сотрудники обнаружили, что «у наблюдателей... при некоторых условиях могут существенно нарушаться как устойчивость ясного видения, так и, в особенности, слуховая чувствительность. Исследование обнаружило причину этого снижения чувствительности. Она оказалась устранимой. В результате открылась возможность вдвое, а то и вчетверо повысить чувствительность и эффективность наблюдения на постах ПВО»15.

Результаты этих и других аналогичных исследований активно использовались при организации маскировки различных объектов и в ходе подготовки к боевой службе воинов.

В процессе изучения работы анализаторов ленинградские психологи выявили высокий уровень дифференциации звуков, бинаурального эффекта (пространственного слуха) при врожденной потере зрения. Ученые предложили командованию привлечь к работе по обслуживанию звукоулавливателей лиц, слепых от рождения. Они засекали приближение к городу вражеских самолетов при таких дальности и высоте полета, при которых это не удавалось замечать зрячим бойцам.

К данному направлению примыкает и ряд других психофизиологических исследований, выполненных в годы Великой Отечественной войны, например роли осязания в военном деле (Н.П. Ферстер), акустического восприятия (Е.А. Мальцева), пространственного представления (А.Я. Колодная), особенностей ориентировки на местности в боевых условиях (Н.А. Черникова), роли внимания при восприятии в боевых условиях (Е.Н. Семеновская) и др.

Являясь по своей сущности теоретико-экспериментальными, эти исследования также имели выход в практику Вооруженных Сил. Их результаты использовались при подготовке минеров, телеграфистов, наблюдателей, наводчиков, разведчиков и т.п.

Большая группа психологов под руководством Б.Г. Ананьева, Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и других занимались разработкой научно обоснованного подхода к восстановлению движений и высших психических функций, нарушенных в результате ранений и контузий. Основанная на ряде теоретических положений, разработанных советскими психологами и психофизиологами (Л.С. Выготским, П.К. Анохиным, Н.А. Бернштейном и др.) еще в 30-е гг., эта работа не только принесла реальную помощь большому числу раненых и контуженых, многих вернув в строй или к трудовой деятельности16, но и позволила углубить понимание психомоторики и некоторых других аспектов деятельности мозга и психики.

В годы Великой Отечественной войны обострилось внимание к отечественной истории, к славным традициям народов, населяющих нашу страну. Психологи активно откликнулись и на эту потребность. Соответствующие исследования велись в русле двух направлений.

 

18

 

Первое — пересмотр отечественного психологического наследства, переосмысливание вклада в психологическую науку И.М. Сеченова, революционных демократов, К. Д. Ушинского (А.М. Золотарев, Касимов, Н.А. Рыбников, Таджибаев, Б.М. Теплов и др.). Изучались психологические взгляды Л.Н. Толстого (И.В. Страхов), А.М. Горького (К.М. Соловьев). Это направление имело большое общенаучное и идеологическое значение. Второе — изучение психологических аспектов деятельности русских полководцев (Н. Коробков, Б.М. Теплов, К. Шерышев и др.). Неопубликованными остались материалы К.М. Соловьева и Ильина о военно-психологических воззрениях М.И. Драгомирова, хотя в устной пропаганде в годы войны они использовались.

Несколько исследований было проведено в интересах борьбы с фашистской идеологией. В работах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Ф.Н. Шемякина разоблачалась реакционная сущность «концепций» ряда немецких психологов, пытавшихся подвести якобы научную психологическую базу под звериную фашистскую идеологию. В частности, Б.М. Теплов в статье «Бунт звериного инстинкта против человеческого разума»17 критически проанализировал опусы «фюрера немецкой психологии» Енша, завладевшего с помощью нацистов всем аппаратом немецкой психологии. Енш попытался изобрести такую систему психологии, которая бы психологически «научно» объясняла и оправдывала дикие замыслы и людоедскую практику заправил фашистской Германии. С этой целью он представил «психологическое учение о типах», к которому по существу свел все содержание психологии. Характеризуя высший, по его мнению, тип человека, который принадлежит главным образом к арийской расе, Енш пишет, что в своих выраженных формах этот тип вовсе не связан с видимым окружением. «Побудительная сила его деятельности лежит в совершенно глубоких инстинктивных и досознательных слоях чувства, инстинкта, влечения и воли». Эти инстинкты, чувства и влечения «проистекают не из идей, воспитательных влияний или указаний рассудка, а из врожденных импульсов, выражаясь образно, из «мира крови». «Мы имеем здесь очень верный «коллективный портрет» тех самых существ,— пишет Б.М. Теплов,— из которых составлены фашистские банды, вероломно напавшие на нашу Родину. С этими существами мы достаточно познакомились по делам их, и в дополнительной характеристике не нуждаемся. Но страшно и отвратительно подумать, что еще за несколько лет до войны «ученые», называющие себя психологами, в тиши кабинетов и лабораторий строили по заказу завладевших Германией безумцев психологические модели этих полуживотных и разрабатывали методы фабрикования их».

Показывая несостоятельность методов исследования, которыми пользуется Енш, Б.М. Теплов пишет, что основную тенденцию фашистской идеологии указать легко — это борьба против разума, против интеллекта, против научного познания, борьба совершенно убежденная и злонамеренная. Психология Енша — это по существу часть идеологии фашизма. А фашизм — это «безумная попытка противопоставить светлому началу человеческого разума темные силы звериного инстинкта. Но разум человека — это самое могущественное, что создала до сих пор природа, и в той страшной борьбе, которая ведется, победа должна быть и будет на стороне разума. Человек победит зверя».

Также ярко, эмоционально, убедительно была написана Ф.Н. Шемякиным статья «Бандиты и человеконенавистники в роли ученых психологов»18.

Некоторые результаты исследований данного направления психологи докладывали на специальном антифашистском митинге при МГУ. Они получили одобрение присутствующих. Практическим потребностям фронта было посвящено исследование Ф.Н. Шемякина по психологическому обоснованию

 

19

 

методов допроса пленных, а также Г.А. Кормана «Приемы пропаганды».

Исследуя различные проблемы в интересах фронта, психологи опирались на ранее полученные выводы и во многом апробированные методы исследования. Теоретическая постановка и экспериментальная разработка многих военно-психологических тем велась в практическом плане, т.е. научный анализ обычно завершался конкретными выводами и рекомендациями, предназначенными для командиров, политработников, инженеров и врачей воинских частей и учреждений. Формой реализации проведенных исследований были публикации, доклады для заинтересованных лиц, методические разработки и др.

Результаты значительной части исследований, проведенных психологами в годы Великой Отечественной войны, были опубликованы вскоре после ее окончания. Часть из них (работы А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова) были помещены в сборнике исследований кафедры психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, вышедшем в конце 1945 г. В 1946 г. на грузинском языке вышла большая работа, посвященная вопросам психологии боя. В ее подготовке участвовали Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили и другие известные психологи республики. В 1945 г. издана монография А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, посвященная психофизиологическим проблемам восстановления функций руки после ранения. П.А. Шеварев опубликовал в 1946 г. учебное пособие по психологии для слушателей Военно-юридической академии. В Воениздате в 1946 г. вышли две книги К.К. Платонова (одна из них написана в соавторстве с Л.М. Шварцем еще до Великой Отечественной войны), посвященные психологическому анализу летной деятельности и летного обучения. Статья Л.М. Ратгауза и Б.С. Адамса о реакциях летчика на боевой полет была опубликована в начале 1946 г. в «Военно-медицинском журнале». Интересная статья В.Н. Мясищева «Психологическое значение военного психологического опыта» была опубликована в сборнике «Проблемы психологии» под редакцией Б.Г. Ананьева в ЛГУ в 1948 г.

Работа, проделанная советскими психологами по оборонной тематике в годы войны, оказала большое влияние на последующее развитие психологической науки. Она укрепила ее методологические позиции, углубила теоретический фундамент, придала практическую направленность основной массе исследований.

Участие гражданских психологов в оборонной работе не только способствовало более успешному решению тех или иных практических задач, не только развивало психологическую науку, но и обогатило военную психологию, разработкой которой занимались командиры, политработники, преподаватели военно-учебных заведений, используя, как правило, для этого эмпирические методы. В войсках часто ставились и решались психологические проблемы попутно, в связи с разработкой насущных вопросов ведения боевых действий, обучения и воспитания личного состава. Так, в период битвы за Смоленск командующий армией генерал К.К. Рокоссовский (впоследствии Маршал Советского Союза) специально изучал психологическое состояние бойцов, находящихся во время оборонительных боев в ячейках. В результате он пришел к выводу, что «надо немедленно ликвидировать систему ячеек и переходить на траншеи». Реализация этого решения способствовала укреплению коллективизма и повышению стойкости личного состава19.

Результаты подобного рода исследований, также как и материалы обобщения передового опыта, отражались в директивных документах, специальных сборниках, в периодической печати и в устной пропаганде.

К числу военно-психологических проблем, которые получили известное освещение на страницах военной печати в годы Великой Отечественной войны, в первую очередь относятся следующие: особенности боевой деятельности воинов,

 

20

 

личные качества офицера, личные качества бойца, отбор по военным специальностям, выносливость и борьба с утомлением, страх и паника, боевая и политическая подготовка, а также специальные методы тренировки отдельных психологических функций бойцов и др.20

Важнейшим итогом развития военной психологии в период войны явилось то, что она приблизилась к практике Вооруженных Сил, избавилась от того, что было грузом старого, случайного, временного, определила в качестве своего главного объекта личность советского воина, а в качестве основной задачи — поиск путей создания и реализации его морально-политических преимуществ перед солдатом фашистской армии.

Несмотря на сравнительную немногочисленность специальных исследований, советская военная психология в годы войны продвинулась вперед в своем развитии. Окрепнув в методологическом отношении и сблизившись с общей психологией, усвоив ее многие достижения, она обогатилась ценными фактами и важными обобщениями, характеризующими различные аспекты жизни и боевой деятельности советских воинов. Эти факты и обобщения послужили научно-практической основой для развития военной психологии в новых условиях, которое осуществлялось Т.Г. Егоровым, Г.Д. Луковым, К.К. Платоновым, их учениками и коллегами в содружестве с гражданскими психологами: Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, Б.Ф. Ломовым, А.Г. Ковалевым, Е.С. Кузьминым, А.А. Смирновым и другими. Многие из них — участники Великой Отечественной войны, и поэтому они хорошо чувствовали и чувствуют нужды и потребности военной психологии.

Особо следует отметить большую роль в развитии военной психологии Г.Д. Лукова — участника Великой Отечественной войны, длительное время работавшего преподавателем в Высшем военно-педагогическом институте имени М.И. Калинина и Военно-политической академии имени В.И. Ленина. Его книга «Очерк по вопросам психологии обучения и воспитания советских воинов» (1956) явилась важной вехой на пути развития советской военной психологии в послевоенные годы. В ней автор обосновал предмет, задачи и методы военной психологии, показал специфику влияния боевой обстановки на психику и поведение воинов, охарактеризовал психологические аспекты воинского обучения и воспитания. Многие положения этой книги не утратили своего теоретического и практического значения и в наши дни. Лекции Г.Д. Лукова отличались глубиной научного анализа, простотой изложения; смелая мысль ученого в них подтверждалась опытом участника войны. Своей эрудицией и внутренней страстностью он привлекал внимание слушателей, вызывал у них устойчивый познавательный интерес. И не случайно, что многие офицеры, слушавшие лекции Г.Д. Лукова, стали исследователями в области военной психологии и ее пропагандистами.

 

*

 

Наряду с исследованиями в области оборонной тематики советские психологи в годы Великой Отечественной войны продолжали научные исследования и по другим отраслям науки. В области общей психологии большая группа ученых (В.А. Артемов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов и др.) изучала различные аспекты познавательных процессов. К.Н. Корнилов, Н.Д. Левитов, И.Ф. Случевский исследовали проблемы воли, характера, темперамента. Проблемой деятельности и способностей занимался Б.М. Теплов. Движение и навыки изучали Е.В. Гурьянов, Н.Ф. Добрынин, А.В. Запорожец. Большое внимание уделялось вопросам возрастной и педагогической психологии (Н.А. Менчинская, М.М. Рубинштейн, А.И. Щукина и др.). Т.Г. Егоров защитил докторскую диссертацию на тему «Психология процессов формирования навыков чтения в школе».

Однако в исследованиях по этим отраслям

 

21

 

психологической науки учитывались условия военного времени. Это проявлялось и в тематике (так, С.М. Василейский работал над темой «Проблемы ускорения и рационализации изобретательской работы в условиях Великой Отечественной войны»), и особенно в прикладных частях исследований. Исключительно ярко это проявилось в педагогической психологии. По инициативе Института психологии в стране развернулось исследование под общим названием «Дети и Отечественная война». Над этой проблемой работали М.Н. Волокитина, Н.Д. Левитов, Н.А. Менчинская, М.В. Нечаева, М.М. Рубинштейн и другие. Перед исследователями были поставлены задачи: 1. Собрать конкретный материал, характеризующий отражение Великой Отечественной войны в психике и поведении советских детей. 2. На основе анализа материала показать значение коммунистического воспитания для формирования детей — современников Великой Отечественной войны, дать факты и сделать выводы, которые могут быть использованы в учебно-воспитательной работе. В конкретном плане под этой рубрикой изучались вопросы о характере и формах героизма детей в Великой Отечественной войне, формы участия детей в общественно полезном труде, психологические основы тимуровского движения в дни Великой Отечественной войны, понимание детьми задач и событий войны, отражение героики Великой Отечественной войны в сознании ребенка и др. Результаты многих исследований представлены в учебно-методических работах («Организация и методика проведения политзанятий», «Техническое творчество подростков», «Сельскохозяйственный труд», «Рационализация учебных занятий в школе и дома», «Психологические условия работы над домашними заданиями» и др.). Материалы, собранные в ходе этих исследований, в том или ином виде длительное время публиковались и после окончания Великой Отечественной войны. Их значение заключается также в том, что они помогают воспитывать советских детей в духе борьбы за мир, дружбы между народами, осознании пагубности ядерной войны.

В годы Великой Отечественной войны продолжалась подготовка кадров, разрабатывались программы по психологии, учебные пособия и учебники, защищались диссертации. Только в 1943 г. были защищены 3 докторские (Ф.И. Георгиев, Л.В. Занков, Т.Г. Егоров) и 5 кандидатских диссертаций.

Таков далеко не полный круг вопросов, характеризующий развитие психологической науки во время войны. Но и сказанное позволяет утверждать, что годы Великой Отечественной войны — это специфический период в развитии советской психологии. Следуя призыву партии «Все для фронта, все для победы!», советские психологи стремились оказывать всемирную помощь делу обороны страны.

Специфика развития психологии в этот период проявилась в задачах, содержании и методах работы психологов. Характерной чертой развития психологических исследований явилось усиление их связи с жизнью, с потребностями фронта, с нуждами хозяйственного и культурного строительства. И это выражалось не только в актуальности исследуемых проблем, но и в оперативности и последовательности внедрения их результатов в практику. В годы войны значительно усилились идеологические аспекты психологических исследований. Все они были пронизаны духом патриотизма, стремлением разгромить ненавистного врага.

Советские психологи с честью выдержали строгий экзамен войны. Их деятельность получила высокую оценку партии, правительства и широкой общественности. Возрос авторитет психологической науки и увеличились ее теоретические и практические возможности.

В настоящее время советский народ, руководимый Коммунистической партией, последовательно решает задачи всестороннего совершенствования социалистического общества. Психологи принимают в этой работе самое активное участие. Особое внимание они уделяют разработке психологических проблем совершенствования работы средней

 

22

 

общеобразовательной и профессиональной школы в соответствии с требованиями «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Учитывая перспективы бурного развития экономики, науки и культуры, Коммунистическая партия поставила перед школой задачу давать молодежи самое современное образование, высокое интеллектуальное и физическое развитие, глубокие знания научно-технических и экономических основ производства, практические навыки и умения. Партия требует готовить в школах такую молодежь, которая не дрогнет, не согнется под грузом исторической ответственности за судьбу страны, за судьбы социализма и мира и которая сумеет не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными свершениями.

Игнорируя опыт истории, реакционные империалистические круги объявили новый «крестовый поход» против социализма, пытаются добиться военного превосходства над СССР и его союзниками, безудержно взвинчивают гонку вооружений, с позиции силы стремятся диктовать свою волю суверенным государствам. В результате по вине империализма резко обострилась международная обстановка, значительно усилилась идеологическая борьба на международной арене, возросла опасность новой мировой войны. Встав на путь военных авантюр, реакционные империалистические круги разжигают антикоммунистическую истерию и милитаристский психоз. Против Советского Союза, стран социализма ведется беспрецедентная по своим масштабам и оголтелости психологическая война. Не гнушаясь ложью и клеветой, буржуазная пропаганда стремится очернить социалистический строй, подорвать социально-политическое и идейное единство нашего общества. При этом главную ставку буржуазная идеология делает на идейное разоружение советской молодежи, стремится ослабить ее революционный энтузиазм, притупить классовое сознание, противопоставить ее старшему поколению, посеять скептицизм и аполитичность, преклонение перед чуждыми социалистическому обществу буржуазными нравами и моралью. В этих условиях Коммунистическая партия и Советское правительство принимают контрмеры (идеологические, экономические, дипломатические, военные), направленные на срыв агрессивных устремлений империализма, на защиту социалистической Родины, ее государственных интересов. «Центральный Комитет партии и Советское правительство,— говорил К.У. Черненко на встрече с рабочими Московского металлургического завода «Серп и Молот»,— понимают свою высочайшую ответственность перед народом. Июнь 1941 года не повторится. Любого агрессора настигнет незамедлительное возмездие. Пусть это знают все — и наши друзья, и наши недруги»21.

Одним из путей укрепления оборонного могущества социалистического государства является военно-патриотическое воспитание трудящихся, и прежде всего молодежи. Оно призвано готовить граждан СССР к выполнению своего священного долга патриота — с оружием в руках защищать социалистическое Отечество. Продуманное во всех звеньях военно-патриотическое воспитание духовно обогащает людей, закаляет их волю и характер, способствует формированию у них морально-политических, боевых и физических качеств, вооружает основами военных знаний и навыков. Учитывая агрессивные происки империалистов, психологи ведут разносторонние исследования в области военно-патриотического воспитания, помогают военным психологам решать их специфические задачи.

Отмечая вместе со всем советским народом 40-летие Великой Победы, советские психологи решительно выступают против коварных замыслов империалистов, подталкивающих мир на грань войны. И если все-таки агрессоры осмелятся нарушить мир и созидательный труд советского народа, государственные интересы СССР, то все психологи, как и в годы Великой Отечественной войны, готовы встать на защиту своей горячо любимой Родины.

 

Поступила в редакцию 7.I 1985 г.



1 В статье использованы материалы исследований, проводимых совместно автором и профессором Н. Ф. Феденко.

2 См.: Смирнов А.А. Советские психологи — обороне. Родины в годы Великой Отечественной войны.— Вопросы психологии, 1975, № 2, с 13—30; его же: Советские психологи в годы Великой Отечественной войны.— Вопросы психологии, 1975, № 4, с. 124—126.

3 См.: Рубинштейн С.Л. Советская психология в условиях Великой Отечественной войны.— Под знаменем марксизма, 1943, № 9—10; Ананьев Б.Г. Из оборонного опыта советской психологии.— Советская педагогика, 1943, № 2—3; Рыбников Н.А. Тематика советской психологии в условиях Великой Отечественной войны.— Советская педагогика, 1944, № 1.

4 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 320.

5 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 81.

6 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 121.

7 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 4.

8 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 408.

9 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 26.

10 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 55.

11 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 26, с 290.

12 Полностью труд Б.М. Теплова был опубликован в 1945 г. в «Ученых записках МГУ» (вып. 90) под заголовком «К вопросу о практическом мышлении (опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам)». В 1961 г. он был издан в кн. «Проблемы индивидуальных различий» (Изд-во АПН РСФСР) под названием «Ум полководца (опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам)».

13 Цит. по: Вопросы психологии, 1975, № 2, с. 14.

14 Егоров Т.Г. Психология: Учебное пособие для военно-учебных заведений / Под ред. К.Н. Корнилова.— М.: Воениздат, 1952; его же: Психология.— 2-е изд., доп.— М.: Воениздат, 1955.

15 Рубинштейн С.Л. Советская психология в условиях Великой Отечественной войны. — Под знаменем марксизма, 1943, № 9—10, с. 49.

16 В годы Великой Отечественной войны более 70 % раненых и около 90 % больных воинов Красной Армии были возвращены в строй. Из той части раненых и больных воинов, которые были демобилизованы, значительная часть трудилась в народном хозяйстве, учреждениях науки и культуры. В этом имеется заслуга и психологов, которые занимались проблемами восстановления движений и высших психических функций (см.: Литературная газета, 1984, 14 нояб., с. 10).

17 См.: Советская педагогика, 1941, № 11 —12, с. 66—70.

18 См.: Советская педагогика, 1941, № 9, с. 26—33.

19 См.: Рокоссовский К.К. Солдатский долг. — М.: Воениздат, 1972, с. 39.

20 Подробнее см.: Барабанщиков А.В., Феденко Н.Ф. Из истории советской военной психологии.— М.: 1977, гл. 3.

21 Правда, 1984, 30 апр.