Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

187

 

ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ КОЛЛЕКТИВА И ЛИЧНОСТИ

 

В.И. МАКСАКОВА

Москва

 

19—21 сентября 1984 г. на Украине, в селе Сахновка Черкасской области, состоялось выездное заседание Научного совета при АПН СССР «Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности», руководимого А.А. Бодалевым и X.Й. Лийметсом. В заседании приняли участие сотрудники НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, заведующие кафедрами и преподаватели педагогических вузов Москвы, Ленинграда, Киева, Таллина, Орджоникидзе, Кирова, Черкасс, работники местных органов народного образования.

Открывая заседание, А.А. Бодалев подчеркнул, что современный этап развития нашего общества, реформа общеобразовательной и профессиональной школы требуют от психологической и педагогической науки пристального и вдумчивого отношения к передовой педагогической практике, определения оптимальных вариантов решения задач коммунистического воспитания подрастающего поколения. В разные годы совет заседал на базе средних школ № 12 г. Краснодара, № 825 Москвы, № 76 Риги. Сейчас внимание членов совета обращено на сельскую школу.

Местом проведения очередного заседания стала Сахновская средняя школа. Ознакомиться с опытом ее работы входило в задачи Научного совета.

Участников заседания приветствовал заведующий отделом науки Черкасского обкома КПСС Н.И. Бушин.

О том, как реализуется реформа в школах области, рассказал зав. Черкасским облоно К.А. Заремба. Он назвал ряд школ, в которых успешно осуществляется производительный труд школьников, проводится профессиональная ориентация, трудовое воспитание органично соединяется с идейно-политической, эстетической, спортивно-оздоровительной работой. К.А. Заремба подчеркнул острую нужду педагогов в научно обоснованных психолого-педагогических рекомендациях.

Директор Сахновской школы А.А. Захаренко, парторг Е.И. Косенко и председатель ученического комитета Л. Савченко остановились на основных направлениях работы школы, которые реализуются прежде всего через организацию общественно полезного производительного труда школьников (ученики, учителя и родители построили своими руками все здания школьного комплекса, включающего учебный корпус, спортивный зал, бассейн, школьные мастерские, музей, планетарий, обсерваторию); через ученическое самоуправление (все старшеклассники по очереди выполняют роль общественного заместителя директора школы, многие старшеклассники ведут уроки у малышей и в своих классах); через табель успеваемости (в нем оценки воспитанности выставляют совместно классный руководитель, классный коллектив, родители и сам ученик).

Л.И. Новикова в докладе «Школа — трудовой коллектив» отметила сложность процесса воспитания школьников в труде, важность психологически грамотной организации его. В педагогической практике накоплен интересный опыт организации общественно полезного и производительного труда школьников. Это и опытничество, и ученические бригады, и школьные лесничества, и цехи, и многое другое. Воспитательная эффективность каждой из этих форм определяется тем, какой мотив лежит в основе деятельности школьников, насколько осознают они общественную значимость своей деятельности, в какой мере сформированы у них коллективистическая направленность и желание трудиться.

В обсуждении итогов семинара приняли участие М.Г. Казакина (Ленинград), В. Колга (Таллин), Л.А. Пикова (г. Киров), Л.И. Новикова, Н.С. Дежникова и В.И. Максакова (Москва), К.А. Заремба (г. Черкассы). Особое внимание было обращено на трудовое воспитание, осуществляемое в Сахновской школе в реальных делах, приносящих практическую пользу не только самим школьникам, но и жителям села Сахновки, других сел, родному колхозу. Отмечалось также, что система работы Сахновской школы является продолжением и творческим развитием идей А.С. Макаренко.