Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

185

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

К 30-ЛЕТИЮ НАШЕГО ЖУРНАЛА

 

30 лет назад — в феврале 1955 г.— вышел в свет первый номер нового всесоюзного научного журнала советских психологов, названного «Вопросы психологии» (орган Академии педагогических наук; главным редактором журнала был утвержден А.А. Смирнов — директор Института психологии АПН РСФСР)

Первый номер открывался краткой передовой статьей «Задачи журнала». В ней редколлегия отмечала, что новая печатная трибуна советских психологов должна помочь развитию психологической науки в неразрывном единстве всех ее направлений — теоретических, экспериментальных и прикладных. В качестве первоочередной задачи выдвигалась прежде всего организация коллективной разработки важнейших теоретических вопросов материалистической психологии. Журнал призван стать органом идейного сплочения психологов, строящих и развивающих свою науку на основе философских принципов марксизма-ленинизма. Особо отмечалась необходимость систематического развития общей психологии — исходной базы для разработки всех разделов психологической науки (педагогической, детской и т.д.).

Одна из задач нового журнала — организация и обеспечение творческого обсуждения актуальных проблем психологической науки, поскольку никакое развитие науки невозможно без борьбы мнений, без свободы критики. Редколлегия подчеркивала, что творческие дискуссии помогут глубокому, полноценному, опирающемуся на прочный фундамент исследованию спорных вопросов науки. Они окажут содействие в формировании и развитии оригинальных научных взглядов и направлений в психологической науке. В то же время трибуна журнала не должна быть никем использована для ревизии тех положений, которые уже решены марксизмом и опираются на достижения естествознания и других наук.

Исходя из задач всемерного содействия дальнейшему успешному развитию психологической науки, редколлегия отмечала необходимость широкого развертывания экспериментальных исследований и непрестанного совершенствования объективных методов в психологии. Одна из задач журнала — организовать обмен опытом по этим вопросам, популяризировать новые методики исследования, содействовать их совершенствованию, знакомить с достижениями в области технического оснащения психологических исследований.

Органическая взаимосвязь теоретических и эмпирических (прежде всего экспериментальных) уровней изучения психологии личности, психологии познавательной и трудовой деятельности, психологии потребностей и способностей и т.д. обеспечивает успех прикладных разработок психологов. Исходя из этого, в передовой статье отмечалось, что большим и серьезным вопросом развития психологической науки является ее выход в практику: наряду с педагогической практикой психологические исследования должны быть направлены в другие области практики и прежде всего в область труда — решающую область социалистического и коммунистического строительства. Психология может принести реальную пользу в этой области изучением и совершенствованием процессов производственного обучения, исследованием допросов повышения производительности труда и, в частности, формирования трудовых навыков и умений, формирования личности, развития способностей в трудовой деятельности и т.д.

В качестве одной из задач нового журнала выдвигался также анализ развития и критика психологической науки за рубежом — в странах социалистического содружества и в капиталистических странах. Журнал призван знакомить читателей с работами прогрессивных психологов, и вместе с тем разоблачать враждебные прогрессивному развитию науки реакционные направления в психологии.

В заключение редколлегия подчеркивала, что решение всех этих и других задач, стоящих перед новым журналом, возможно только при опоре на широкие кадры советских психологов и при активной товарищеской поддержке работников смежных наук — философов, физиологов, педагогов и т.д. «От правильной принципиальной линии, от организационного руководства журналом, от творческой активности самих психологов зависит успех дела» — так заканчивалось 30 лет назад самая первая передовая статья нашего журнала.

Уже в первом номере нового журнала началась конкретная реализация этих общих исходных установок, определяющих работу редколлегии. В этом номере1 были опубликованы следующие статьи советских психологов и физиологов, даже самими названиями своими раскрывающие неразрывное единство в психологии теоретических, экспериментальных и прикладных исследований:

С.Л. Рубинштейн — Вопросы психологической теории.

 

186

 

Г.С. Костюк — К вопросу о психологических закономерностях.

А.Н. Леонтьев — Природа и формирование психических свойств и процессов человека.

Б.М. Теплов — Учение о типах высшей нервной деятельности и психология.

А.В. Запорожец — Развитие произвольных движений.

Э.А. Асратян — Переключение в условно-рефлекторной деятельности как особая форма ее изменчивости.

Е.Н. Соколов — Высшая нервная деятельность и проблема восприятия.

Б.Г. Ананьев — Труд как важнейшее условие развития чувствительности.

А.Р. Лурия — Роль слова в формировании временных связей у человека.

Н.А. Менчинская — Некоторые вопросы психологии применения учащимися знаний на практике

Л.И. Божович — Особенности самосознания у подростков.

Таким было основное содержание самого первого номера журнала, достаточно полно отразившего почти все основные тенденции развития психологической науки в СССР того периода. Тираж этого номера — 3000 экз. (в 5—6 раз меньше нынешнего тиража).

 

*

 

С тех пор прошло 30 лет. Для истории нашей науки это срок немалый. Редколлегия, редакция и авторы журнала много сделали и делают для выполнения стоящих перед ним задач. Теперь эти задачи стали еще более сложными и разнообразными. Основные усилия направлены на то, чтобы на каждом новом этапе развития психологической науки еще сильнее крепить все более многообразные связи между методологией, теорией, экспериментом и прикладными разработками.

XXVI съезд КПСС, Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС и последующие Пленумы ЦК КПСС поставили новые большие задачи перед всей советской наукой и, в частности, перед психологией. В системе этих ответственных задач особенно важное место занимает теперь психологическое обеспечение проводимой реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Наш журнал, сотрудничая с «Психологическим журналом» и с «Вестником Московского университета» (серия «Психология») должен активно участвовать в разрешении всех этих актуальных проблем.

Стратегия современных психологических исследований определяется задачами, поставленными современным этапом развития нашего общества, задачами формирования нового человека. К ним относятся как фундаментальные теоретические исследования, так и поставленные жизнью, практикой коммунистического строительства конкретные, практические задачи. При решении практических задач необходимо, во-первых, умело использовать все наработанное, накопленное психологической наукой. И во-вторых, решать их совместно с другими науками о человеке и прежде всего совместно с педагогической наукой.

Современная тенденция развития психологии состоит в том, чтобы ставить и решать социально-конкретные задачи. Так, возрастная и педагогическая психология должна решить по сути одну главную проблему — проблему психологических закономерностей психического развития человека в условиях обучения и воспитания на этапе развитого социалистического общества.

Перед психологией в настоящее время стоит важнейшая задача показать, что мышление, интеллектуальное развитие является психологически полноценным тогда, когда человек способен решать на основе усваиваемых знаний не только теоретические, но практические, жизненные задачи.

Важной проблемой на современном этапе развития психологии является общая проблема воспитания личности. Эта проблема многомерна — она включает проблемы реальных потребностей, мотивов, интересов; формирование реальных убеждений и принципов поведения человека; характера, определяющего все виды отношений человека к жизни, к социальным событиям, к себе и другим и т.д. Конкретным итогом всей воспитательной работы является социальное поведение личности, выражающееся в ее поступках. В них реализуются не знания как таковые, а знания, ставшие принципами, убеждениями и в конечном счете мировоззрением личности.

В настоящее время важной задачей психологической науки является исследование возрастных особенностей психического развития ребенка (до недавнего времени к этим проблемам относились как к незначимым), закономерности которого должны учитываться и использоваться в решении задач обучения и воспитания. Это особенно важно для решения конкретных задач — обучения и воспитания детей с шести лет, трудового воспитания и обучения, существенного повышения эффективности всей учебной и воспитательной работы на различных возрастных этапах.

Принципиальной проблемой возрастной и педагогической психологии является проблема индивидуальных психологических различий детей, так как в конечном счете эффективность учебно-воспитательного процесса определяется эффективностью воспитания каждого отдельного конкретного ребенка.

Важнейшими задачами психологической науки являются исследования психологических особенностей профессиональной деятельности учителя. Психология должна помочь раскрыть индивидуальную специфику учительской деятельности, ее творческий смысл. Новыми и малоисследованными являются психологические проблемы семейного воспитания. Решение всей системы задач, поставленных реформой школы, составляет конкретное приложение психологии к практике.

Перед современной возрастной и педагогической психологией стоят важнейшие задачи. Предлагаемые решения должны быть научно обоснованными и профессионально компетентными; все прикладные проблемы должны решаться на основе фундаментальных исследований.



1 У нас давно сложилась хорошая традиция: в юбилейных статьях воспроизводить (иногда даже факсимиле) оглавление первого номера журнала — юбиляра.