177
ДРУЖБА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Niebrzydowski L. Przyjazn i kolezenstwo mlodziezy dorastajacej. — Lodz: Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu Lodzkiego, 1983. — 166 s.
Книга, написанная заведующим кафедрой психологии университета в г. Лодзь (ПНР) Леоном Небжидовским, является продолжением и углублением его позиции, представленной в предшествующей монографии «О познании и оценке самого себя» (1976), где рассматривались развитие самосознания молодежи и особенности межличностных взаимоотношений. Центром внимания автора в обеих книгах являются условия, предопределяющие положительные межличностные взаимоотношения подрастающей молодежи с окружающими.
Рассматриваемая книга состоит из вступления и семи разделов.
Первый раздел — «Потребность в межличностных контактах у детей разного возраста и молодежи» — начинается с освещения эмоционального контакта ребенка с матерью. Через эмоциональный контакт Л. Небжидовский объясняет взаимное проникновение двух личностей в психические состояния друг друга. Существо эмоционального контакта матери и ребенка составляет эмоциональное взаимопонимание, которое включает в себя: присутствие (физическую близость и тепло матери), взаимное ощущение психического состояния, нежность, ласку. У детей постарше сюда включаются еще взаимное выражение своих радостей и огорчений, а также обмен взглядами, установление общих мировоззренческих и нравственных позиций. Автор подчеркивает, что если родители принимают и ценят ребенка, то он более свободно выражает свои чувства симпатии и антипатии. Только в такой атмосфере, отмечает Л. Небжидовский, индивид может в полной мере развить свои потенциальные возможности.
В преддошкольном возрасте потребности детей становятся все более сложными. Появляется потребность контакта с ровесниками, а с 6—7 лет проявляется избирательность в общении. Симпатии и антипатии в этом возрасте уже более обоснованы и мотивированы; дети устанавливают товарищеские и приятельские контакты.
178
Дружба и приятельские отношения, их особенности в разные возрастные периоды развития межличностных связей детей и молодежи рассматриваются в трех последующих разделах. Дружба как черта личности облегчает установление межличностных контактов. Ее психологическими противоположностями являются противопоставление себя другим, скрытность, замкнутость.
Дружба проявляется в процессе общения в самых разных аспектах; среди них: признание и уважение со стороны приятеля, сходный способ поведения; помощь и поддержка; общность установок, позиций, положительное восприятие достижений приятеля; глубокая эмпатия и пр.
Заслуга автора состоит в том, что он представляет затрагиваемые вопросы не описательно и статично, а указывая на динамизм межличностных отношений, выразительно описывая стадии и фазы их развития, а также связанные с ними ценности. С особенной старательностью Л. Небжидовский показал развитие ценностей ребят, находящихся в приятельских взаимоотношениях. Контакты, опирающиеся на доверие и доброжелательность, во-первых, стимулируют развитие интеллекта, воображения и интересов, во-вторых, укрепляют чувство собственного «я», в-третьих, снимают напряженность и тревогу, уменьшают чувство беспомощности.
Два последних раздела посвящены проблеме так называемой открытости в межличностных взаимоотношениях. Автор анализирует здесь литературу по вопросу «обнажения» в интимном, личном общении. Л. Небжидовский рассматривает вопрос о том, должны ли мы в обычных взаимоотношениях быть искренними и открытыми. Ответ на него важен не только для взаимоотношений в семье, но и для более широкого круга проблем, связанных с воспитанием, сохранением мира на земле, психическим и физическим здоровьем и пр.
Изложение данного материала проводилось в трех измерениях: широты, глубины и избирательности. Под широтой открытости перед другими людьми понимается количество категорий тех дел, для осуществления которых индивид может безбоязненно вступать во взаимодействие с другими людьми; под глубиной — степень исчерпанности решаемых им вопросов; под избирательностью — количество людей, с которыми можно быть «открытыми» без опасности наткнуться на неприятность.
В результате собственных исследований автор пришел к выводу, что «закрытость» молодых людей несет угрозу возникновения неврозов, язвы желудка и других опасностей, сопутствующих частым и длительным стрессам.
И вина здесь, как утверждает автор, не только семьи или школы, но и вообще бытующих среди людей традиций и предубеждений, которые заставляют детей из страха перед наказанием с самого детства скрывать свои поступки.
Книга Л. Небжидовского может быть полезна психологам, педагогам, врачам, а также учителям.
Т.С. Яценко
Черкассы