Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

176

 

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Бижков Г. Методология и методы на педагогическите изследования. — София: Наука и изкуство, 1983. — 287 с.

 

Проведение психолого-педагогической работы в школе требует разработки доброкачественных методов психологической и педагогической диагностики, грамотного их использования. Посвященная этим вопросам монография имеет выраженный прикладной характер; в ней с достаточной полнотой представлены все этапы психолого-педагогического исследования — с момента его планирования до оформления полученных результатов.

Монография состоит из пяти глав. В первой обсуждаются вопросы взаимоотношения общих положений марксистско-ленинской философии и методологии конкретной науки — педагогики. Здесь вводятся основные понятия и принципы методологии педагогических исследований; ее предметом, по мнению автора, является изучение процесса научного исследования в его целостном виде — «от возникновения идеи, замысла, планирования, организации, проведения исследования и анализа результатов до их внедрения в практику и объединения с педагогической теорией» (с. 23).

 

177

 

Вторая глава, где рассматриваются вопросы планирования и организации педагогических исследований, по существу, представляет собой развернутый план проведения педагогического исследования, которое включает: формулирование задачи, подбор и первичный анализ предварительных данных об объекте исследования, подбор испытуемых и разделение их на группы и т.д. вплоть до вопросов внедрения результатов в практику работы школы.

Следующая глава затрагивает вопросы представления и анализа результатов исследований. Очень кратко рассматриваются способы количественного представления материала и содержательной его интерпретации. Обосновывается подход к педагогическому исследованию как процессу, объединяющему в себе два взаимосвязанных этапа — эмпирический и теоретический.

В соответствии с представленной в начале книги методологической концепцией в четвертой главе (самой большой по объему) подробно обсуждаются конкретные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, эксперимент, анкетирование, дидактические тесты, социометрические методики, метод экспертных оценок и др. Обсуждаются конкретные примеры с привлечением большого эмпирического материала, полученного самим автором, дается психологическая классификация типов заданий, входящих в некоторые из методик (например, в тесты достижений). Следует отметить, что автор достаточно критично подходит к оценке многих методик, четко очерчивает их возможности и границы применения.

В заключительной части приводится детальный план изложения и представления итогов экспериментального исследования, даются конкретные рекомендации по их оформлению.

Книгу завершает большая библиография, включающая труды болгарских и зарубежных исследователей и свидетельствующая о достаточно прочном теоретическом и методологическом фундаменте, на котором построено изложение. Значительное место в ней занимают публикации советских педагогов и психологов.

Следует отметить, что книга Г. Бижкова — первая в своем роде монография в болгарской педагогической литературе (за период с 1944 г.). Новым является и то, что в неразрывном единстве представлены все этапы педагогического исследования, включая скрупулезное описание техники проведения психолого-педагогического исследования.

К сожалению, в рассматриваемой работе отсутствует обсуждение методов теоретических педагогических исследований, что, видимо, связано с недостаточной разработанностью этой проблемы на данном этапе развития психологии и педагогики.

Некоторые разделы книги представлены неоправданно сжато. Конспективность изложения, в частности, присуща и главе о методологии педагогических исследований, в то время как эти вопросы требуют обстоятельного обсуждения в монографии, где слово «методология» вынесено в название труда.

И наконец, не разработана очень важная проблема критерия оценки педагогических исследований.

В целом книга Г. Бижкова представляет интерес для специалистов в области педагогической и психологической диагностики и для всех, кто связан с работой в школе. Она может быть рекомендована как справочник и как руководство по организации и проведению исследовательской и научно-практической работы в школе.

 

Е.М. Борисова

Москва