Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

 

75

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

«ПСИХОЛОГИЯ — ПРАКТИКЕ»

 

Psychologie für die Praxis. Organ der Gesellschaft für Psychologie der Deutschen Demokratischen Republik. Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften.

 

1983. № 1, 2

 

Под таким названием с осени 1983 г. выходит новый журнал Общества психологов ГДР (главный редактор — Й. Ломпшер). Он адресован психологам и другим специалистам, нуждающимся для решения своих задач в знаниях и методах психологии (см. об этом: Вопр. психол. 1983. № 3. С. 165). Цель нового журнала — содействовать изучению и применению результатов психологической науки в народном хозяйстве, просвещении, здравоохранении и других областях, способствовать повышению квалификации психологов и расширению обмена опытом между ними, а также междисциплинарному сотрудничеству психологов со специалистами других отраслей. В журнале, выходящем четыре раза в год, публикуются статьи, дискуссии, информации, рецензии. Даются резюме статей на русском и английском языках.

Первый номер журнала открывается обращением председателя Общества психологов ГДР А. Коссаковского к читателям и статьей Й. Ломпшера о значении учения К. Маркса для развития психологии.

В статье, представляющей собой переработанный доклад правления Общества психологов ГДР на его VI съезде, А. Коссаковский анализирует в свете решений X съезда СЕПГ уровень развития психологии в ГДР, достижения и проблемы применения ее в разных областях общественной практики и выдвигает задачи, стоящие в настоящее время перед психологами ГДР.

Г. Нойберт и X. Раум излагают конкретные пути и условия практического применения достижений психологии труда на производстве.

Статья У. Маттеса обращена к психологам, работающим в районных педагогических кабинетах и в учреждениях подготовки учителей, а также к учителям и руководителям школ. Он остановился на задачах и методах психологической диагностики временных нарушений нормального развития личности в школьном возрасте.

Критический анализ уровня развития психодиагностики в ГДР дают Г. Гутке, У. Шаршмидт и Л. Шпрунг. Они освещают ее задачи в свете общественных требований и имеющихся теоретических и методологических предпосылок. В дополнение к статье публикуется сообщение У. Шаршмидта о недавно созданном психодиагностическом центре ГДР и первых результатах его работы.

С. Хандчук и Д. Ноак дают подробную информацию о VI съезде Общества психологов ГДР, состоявшемся в Лейпциге в январе 1983 г.1 В конце номера публикуются рецензии на Собрание сочинений Л. С. Выготского, на работы М. Форверга, X. Шевцика и др.

Второй номер журнала открывается статьей В. Хаккера о месте целеполагания в регуляции деятельности и его значении для эффективной организации труда. Автор дает обширный критический обзор новейшей литературы и излагает цикл своих экспериментальных исследований по этому вопросу.

Й. Ломпшер и Б. Матерн показывают значение марксистской концепции деятельности для анализа и повышения эффективности обучения на производстве и в школе. В этой связи критически оцениваются односторонние когнитивистские концепции. В том же теоретическом контексте другими авторами показаны возможности применения психологических знаний и методов при организации монтажных процессов на производстве (X. Эндерлейн, И. Танненхауер и К. Вольф) и при формировании у старших школьников умения аргументировать (X. Леманн и Г. Штаннидер). Изложенные экспериментальные исследования показывают возможности психологии для дальнейшего повышения эффективности общественно значимых видов деятельности.

В статье X. Регеля выдвинуты актуальные требования в адрес клинических психологов и показаны возможности их эффективной реализации. Речь идет о необходимости расширения поля деятельности психологов и их сотрудничества с медиками, условиях действенности психологических знаний и методов в области медицины, а также некоторых проблемах психологической диагностики и терапии.

В рамках дискуссии по вопросам психодиагностики X. Брейер выступает за необходимость проведения профилактических диагнозов у всех детей дошкольного и раннего школьного возраста, излагает предпосылки и трудности такой работы.

В заключение даются сообщения об изменениях в программе университетской подготовки психологов и о содержании журнала «Вопросы психологии», а также рецензии.

 

Й. Ломпшер

Берлин

 

176

 

1984. № 1, 2

 

Содержание данных номеров вышеназванного журнала группируется в основном по проблемам: 1) дошкольной и школьной диагностики, 2) улучшению организации труда и 3) применения данных медицинской психологии для коррекции отклонений в развитии.

В № 1 три работы посвящены диагностическим методам в дошкольной и школьной практике: Г. Шольц применил управляющие операторы при решении проблемных задач старшими школьниками; X. Орфаль и К. Деббелинг использовали батарею отборочных тестов для раннего выявления дошкольников с отклонениями в развитии; Г. Левальд описал ситуативные условия, при которых эффективно проявляются свойства личности.

Три статьи — на медицинские темы. А. Тома рассматривает вопросы практического сотрудничества врача и психолога. Отмечается действенность психотерапии при лечении соматических заболеваний. X. Шредер и К. Фритше подчеркивают необходимость учитывать междисциплинарные аспекты развития медицинской психологии, которую определяют как прикладную психологическую дисциплину. В исследовании Р. Штара и Е.-Х. Штрауса «К вопросу об определении алекситимии (отсутствия эмпатии)» эмпирически уточняется положение о гомогенности и специфичности групп психосоматических заболеваний. Оказалось, что по принятым критериям алекситимии испытуемые (невротики и психосоматики) не образуют гомогенных групп.

Р. Томчик и Ю. Нейберт обсуждают способы коллективного (рабочих и экспертов) решения производственных проблем. В работе В. Квааса показаны возможности метода опроса для проведения психологического анализа содержания труда и его организации.

Второй номер журнала за 1984 г. открывается статьей советских психологов Б.Ф. Ломова, Ю.М. Забродина, В.Г. Зазыкина «Психологическая наука и практика в СССР». Приводятся примеры эффективного применения психологических знаний в народном хозяйстве, на основе анализа практических требований выдвигаются перспективные задачи психологической службы в различных областях практики.

Две статьи этого номера посвящены проблемам мышления. Б. Мейер-Пробст излагает результаты исследования интеллекта у дошкольников с помощью теста Хановер— Векслера. На основе этих результатов предложены новые нормы интеллекта для шестилетних детей. В статье Г. Пиппига говорится о том, что с помощью графических моделей как средств познания у учащихся IV и IX классов формировались учебные действия, представляющие собой путь восхождения от абстрактного к конкретному; тем самым у учеников закладываются или получают дальнейшее развитие компоненты диалектического мышления.

Психология труда представлена также двумя статьями. А. Зеебер затрагивает методологические проблемы психодиагностики в труде. Различаются экономический и здравоохранительный планы психодиагностики, требующие разных тестовых приемов. Последние и освещаются в статье подробно. П. Кваас и X. Раум исследовали деятельность операторов электронных печатных машин с целью создания наиболее экономичной конструкции последних. Оказалось, что упрощенные с технической точки зрения варианты эксплуатации этих машин часто являются более экономичными.

Статья В. Хаккера и А. Ивановой посвящена системе оценки деятельности как вспомогательному средству для анализа объективных признаков деятельности, могущих как содействовать здоровью и нормальному психическому развитию трудящихся, так и служить препятствием этому.

Х.-Ю. Ландер и В. Шредер в исследовании, посвященном сокращенной диагностике кортикальных повреждений, используя разработанную В. Вайдлих (1969) диагностику обучаемости при кортикальных повреждениях, показали, что вместо десяти проб можно использовать первые четыре; на основе полученных данных примерно в 80 % случаев с достаточной уверенностью предсказываются возможности обучения людей, перенесших операции на мозге.

В обоих номерах журнала помещено по восемь рецензий на книги, представлены отделы информации и дискуссий.

 

Т.В. Мишина

Москва



1 См. также: Вопросы психологии, 1983, № 5, с. 164—165.