Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

86

 

ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА ДИНАМИКУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Т.В. КУДРЯВЦЕВ, А.В. СУХАРЕВ

 

На современном этапе актуальность профессиональной ориентации диктуется как насущными потребностями народного хозяйства, так и психологическими задачами воспитания готовности к труду и формирования всесторонне развитой личности.

Как указывается в «Материалах XXVI съезда КПСС», в 80-е гг. будет действовать ряд факторов, усложняющих экономическое развитие [1]. Одним из этих факторов является сокращение прироста трудовых ресурсов. Поэтому еще острее встают проблемы ориентации молодежи на различные профессии, эффективности трудового и профессионального обучения, уменьшения текучести кадров, связанной с неудовлетворенностью профессией. Отсюда возникает необходимость глубокого исследования профессионального самоопределения личности. Ведь незавершенность профессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени во многих случаях является причиной недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией, а следовательно, и текучести кадров, которая в условиях дефицита рабочих рук наносит немалый ущерб нашей экономике [14]. Кроме того, от удовлетворенности избранной профессией и эффективности деятельности в ней зависит и психическое здоровье человека [18].

Создаваемые в стране центры профориентации, как это предлагается в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», должны руководствоваться следующими задачами: «знакомить учащихся с современными профессиями, информировать о потребностях народного хозяйства в кадрах, выявлять психофизиологические особенности, способности и наклонности учащихся к определенным видам деятельности и разрабатывать на этой основе соответствующие практические рекомендации» [2].

В настоящее время многие подростки 15—17 лет уже делают свой первый профессиональный выбор, от которого может зависеть последующее их отношение к труду. Этот выбор приходится на один из самых сложных социально-биологических периодов в жизни человека. Он связан со сменой социальных ролей, с переходом от одной системы зависимостей, связанной с детским возрастом, к другой, отчасти характеризующей уже взрослого человека, с необходимостью прогноза соответствия собственных возможностей требованиям выбранной профессии, с пубертатными сдвигами и т.д. Все эти факторы предъявляют особые требования к механизмам адаптации личности для обеспечения возможности успешно справляться с вызванными таким образом «психическими перегрузками».

В теоретическом аспекте проблема профессионального самоопределения — это одна из ключевых проблем психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой — как критерий одного из этапов этого процесса [13]

Само профессиональное становление личности, в свою очередь, является составной частью общего ее развития [10], [21] и др. Оно проходит в своем

 

87

 

развитии четыре основные стадии: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональную адаптацию и частичную или полную реализацию личности в профессиональном труде. В соответствии с этими стадиями выделяются уровни профессионального самоопределения [14].

В настоящее время в исследованиях профессионального самоопределения в нашей стране можно выделить два основных направления. Первое направление связано в основном с исследованием возрастных особенностей развития школьников ([5], [17], [22] и др.). Эти исследования сводят данную проблему к анализу подготовки выпускников школы к выбору профессии и самого акта выбора. С одной стороны, процесс профессионального самоопределения весьма длителен и не завершается выбором профессии. Вопрос о выборе профессии или об уточнении этого выбора может возникать в течение всей жизни человека [11]. С другой стороны, результаты экспериментальных исследований показывают, что многие выпускники средней школы выбирают профессию без достаточного основания, затрудняясь мотивировать свой выбор [3], [19]. Этот выбор в подростковом возрасте может быть осуществлен под влиянием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств, под влиянием родителей и, что весьма часто встречается, может являться актом подражания сверстникам [4], [6]. Даже в том случае, если выбор профессии мотивирован, успешность профессионального самоопределения не может быть до конца гарантирована. Формирование устойчивого положительного отношения к профессии — и это надо особо подчеркнуть — происходит только в ходе самой профессиональной деятельности

В рамках второго направления в отечественной литературе неоднократно обсуждались результаты экспериментальных исследований зависимости профессионального самоопределения от таких факторов, как характер взаимоотношений учащихся друг с другом и с преподавателями (на стадии формирования профессиональных намерений), специфика дидактической системы профессионального обучения (на стадии подготовки к избранной профессиональной деятельности), характер требований, предъявляемых к работнику, особенности сферы межличностных отношений на производстве (на стадии вхождения в профессию). Вместе с тем существует острый недостаток в исследованиях, представляющих целостную картину влияния различных факторов на динамику профессионального самоопределения на всех стадиях профессионального становления личности.

Профессиональное самоопределение, как уже ранее подчеркивалось ([13], [14]), — это длительный, многоэтапный процесс. Поэтому, обращаясь к поиску факторов, которые могли бы оказывать влияние на динамику этого процесса на всех стадиях, в основу нашего исследования мы положили общую гипотезу о связи характерологических черт личности с ее профессиональным самоопределением. В нашем исследовании мы рассмотрели влияние характерологических особенностей на динамику профессионального самоопределения личности на стадиях формирования профессиональных намерений и профессионального обучения. Фактически на второй стадии мы исследовали момент завершения профессионального обучения и начала фазы вхождения в профессию (профессиональной адаптации).

Для подтверждения предложенной гипотезы была поставлена задача: выявить связь характерологических особенностей личности с формированием профессиональных намерений и профессиональными интересами на первой стадии профессионального становления, а также выяснить связь характерологических черт личности с успешностью обучения в каждой из сфер профессиональной деятельности на второй стадии профессионального становления.

Решая вопрос о методике исследования характерологических черт, следует отметить, что в литературе подчеркивалось значение изучения с этой целью психических состояний [15],

 

88

 

тесно связанных с индивидуальными особенностями личности. Например, такие состояния, как психологическая готовность к труду, неудовлетворенность праздным времяпрепровождением, являются показателями трудолюбия как черты характера. Конечно, характер прежде всего и лучше всего проявляется в деятельности, в поведении и поступках человека, но для характерологического освещения этой деятельности важно знать и сопутствующие ей психические состояния. В связи с этим мы обратились к экспериментальной методике [16] независимых личностных факторов Кеттела. Кеттел, как известно, выделил психические состояния как уровень конфигураций время от времени появляющихся характерных реакций [15]. Состояния могут быть нерегулярными и цикличными, они хотя и ограничены во времени, но более или менее длительны. Относительная устойчивость этих состояний делает их показательными в отношении различных черт характера. В нашем исследовании мы использовали адаптированный и модифицированный советскими психологами (Ф.В. Кондратьевым, М.П. Мирошниковым, А.С. Морозовым и другими) вариант методики «16 личностных факторов» [18]. Этот вариант не был рестандартизирован, однако он может быть использован для сравнения групп [7], [18].

Вместе с тем для патохарактерологического исследования подростков мы использовали методику Н.Я. Иванова, А.Е. Личко, которая дает возможность выявлять тип акцентуации характера у подростков (ПДО). Акцентуации характера определяются, как известно, как крайний вариант нормы [8]. Рассмотрение крайних вариантов позволяет более полно представить картину связи характерологических черт личности с ее профессиональным самоопределением.

Для характеристики профессиональных интересов использовалась методика исследования профессиональных интересов и склонностей, разработанная Е. А. Климовым (дифференциально-диагностический опросник ДДО) [16]. Эта методика дает выраженность в баллах интересов и склонностей к пяти сферам профессиональной деятельности, классифицированных по объекту труда. Наряду с этим для диагностики профессиональных намерений, интересов и характерологических особенностей использовали метод интервью.

Как показатели уровня профессионального самоопределения мы рассматривали сформированность профессиональных намерений, согласованность этих намерений с интересами и успешность профессионального обучения (на соответствующих стадиях профессионального становления).

В исследованиях советских и зарубежных авторов ([12], [23]) встречаются заключения об автономности интересов, полученные при попытке найти их корреляционные связи с другими свойствами личности. Нами была получена связь профессиональных интересов с различными категориями (по Кеттелу) на материале обследования восьмиклассников [20], выпускников средней школы и молодых профессионалов.

Объектом настоящего исследования явились учащиеся десятых классов средних школ и группы молодых профессионалов, успешно проявивших себя во всех сферах профессиональной деятельности, по Е.А. Климову, обследованных на стадии завершения профессионального образования. Всего было обследовано 300 учащихся и 100 профессионалов.

Выпускники средней школы, проявляющие интерес к сфере «человек — человек» (по результатам ДДО и интервью), обнаружили, по сравнению с остальными школьниками, большую потребность в общении и лабильность эмоций (фактор А), более выраженную конкретность мышления (фактор В), лучше работали в группе, чем индивидуально (фактор Q2), оказались более напряженными в группе с относительно низким порогом фрустрации (фактор Q4).

Проявляющие интерес к сфере «человек — техника» имели более высокую стойкость аффекта и ригидное поведение (фактор А), были более реалистичны и независимы (фактор I), более радикальны и склонны к экспериментам

 

89

 

вообще (фактор Q1), они лучше работали индивидуально, чем в группе (фактор Q2).

Для сферы «человек — художественный образ» различия состояли в большей лабильности эмоций и потребности в общении (фактор А), большей способности к обучаемости и абстрагированию (фактор В), они отличались большей импульсивностью (фактор F), большей эмоциональной чувствительностью и сензитивностью (фактор I), большей уравновешенностью (фактор Q4).

Для сферы «человек — знаковая система» характерна большая ригидность поведения и стойкость аффекта (фактор А), реалистичность и независимость (фактор I), большая интенсивность идеаторной деятельности (воображения) (фактор М).

Для сферы «человек — природа» существенной оказалась сензитивность, высокая эмоциональная чувствительность (фактор I), большая уравновешенность (фактор Q4).

Наряду с этим была установлена связь характерологических особенностей школьников с уровнем их профессионального самоопределения (на стадии формирования профессиональных намерений). Учащиеся с относительно сформированными профнамерениями по сравнению с теми, у кого профнамерения не были сформированы (по результатам интервью), оказались более аффективно устойчивыми и ригидными в поведении (фактор А), более доверчивыми и не стремящимися к соревновательным ситуациям (фактор L), более бесхитростными и естественными, социально менее опытными (фактор N), менее тревожными (фактор О).

При исследовании школьников, имеющих существенное рассогласование интересов и склонностей с профессиональными намерениями (например: Ольга А. собирается поступать в художественно-промышленное училище. По результатам ДДО сфера «человек — художественный образ» находится у нее на последнем месте. По данным интервью, у школьницы во втором полугодии выпускного класса имелось нереализованное желание «поступить в кружок рисования для подготовки к экзаменам в училище»), с применением методики Н.Я. Иванова, А.Е. Личко у таких учащихся были выявлены достоверно более выраженные лабильные и истероидные черты, причем в подобных случаях эти черты либо определяли лабильно-истероидный тип акцентуации характера, либо были выражены при другом психологическом статусе.

Вместе с тем исследование, проведенное по методике Кеттела, показало, что школьники с рассогласованием профессиональных интересов и намерений оказались эмоционально менее устойчивыми (фактор С), у них более выражены эгоистические тенденции (фактор G), они более конфликтны в группе (фактор Q3), более чувствительны к критике извне (фактор Q4).

Общая характеристика различий таких школьников по методике Кеттела и методике Иванова — Личко в основном совпадает. Иными словами, общим и основным по результатам применения обеих методик является то, что школьники, имеющие профессиональные намерения, рассогласованные с профинтересами, более демонстративны в поведении, более неустойчивы по настроению и в достижении целей.

В исследовании учащихся ПТУ — будущих профессионалов (токари, слесари, радиомонтажники) — было установлено, что успешность профессионального обучения связана с уменьшением смелости в социальных контактах, с осторожностью и затруднением при включении в общественные мероприятия (фактор Н, форма А, методики Кеттела).

Достигшие успехов профессионалы, обследованные на стадии завершения профессионального обучения (радиомонтажники, слесари механосборочных работ, автослесари) в сфере «человек — техника», оказались более ригидными в поведении со стойким аффектом (фактор А), более конкретно мыслящими (фактор В), они более импульсивны (фактор F), застенчивы и осторожны (фактор Н), реалистичны и независимы (фактор I), уравновешенны и спокойны (фактор Q4).

В сфере «человек — человек» (учителя,

 

90

 

врачи, продавцы) были выражены: потребность в общении (фактор А), высокая ответственность и принципиальность (фактор G), смелость в социальных контактах (фактор Н), эмоциональная чувствительность, традиционализм (фактор Q1), склонность к групповой деятельности (фактор Q2).

Для сферы «человек — художественный образ» (художники, актеры) характерна большая ригидность поведения и стойкость аффекта (фактор А), доминантность и склонность к критике (фактор Е), высокое честолюбие (фактор G), соревновательность (фактор L), высокая интенсивность идеаторной деятельности (фактор М), бесхитростность и естественность (фактор N), радикализм (фактор Q1), склонность к индивидуальным занятиям (фактор Q2), более низкий волевой контроль поведения (фактор Q3).

Профессионалы сферы «человек — природа» (ветеринары, садоводы) отличались большей уживчивостью и независимостью (фактор L), дисциплиной эмоций, адекватной самооценкой (фактор N), эмоциональной зрелостью, уравновешенностью (фактор О).

В сфере «человек — знаковая система» (экономисты, бухгалтеры, чертежники) значима высокая принципиальность и ответственность (фактор G), хорошее абстрактное мышление, обучаемость (фактор В).

Выявив характерологические особенности, существенные для успешности обучения в различных сферах профессиональной деятельности, мы установили затем те черты личности, которые формируются у успешно обучавшихся профессионалов в результате совокупных социально-личностных возрастных изменений.

При сравнении всей выборки школьников (возраст 16—17 лет, стадия формирования профессиональных намерений) и выборки успешных профессионалов (возраст 21—26 лет, стадия профессионального обучения) были выявлены следующие изменения. Профессионалы оказались менее импульсивными (фактор F), более реалистичными (фактор I), более уживчивыми (фактор L), они более тревожны (фактор О), независимы (фактор Q2), у них хороший волевой контроль поведения (фактор Q3), они более уступчивы (фактор Е), менее обучаемы и мыслят менее конкретно (фактор В).

В результате указанных изменений для сферы «человек — художественный образ» может сформироваться существенная для нее независимость, склонность к индивидуальной работе (фактор Q2); для сферы «человек — техника» это реалистичность, самодостаточность (фактор I), конкретность мышления (фактор В); для сферы «человек — природа» — уживчивость (фактор L); в сферах «человек — человек» и «человек — знаковая система» аналогичные изменения обнаружены не были.

Также в результате этих общих изменений могут исчезнуть такие профессионально важные особенности, как соревновательность, стремление быть впереди (фактор L), импульсивность поведения (фактор Q3), доминантность и склонность к критике (фактор Е) — для сферы «человек — художественный образ». Для сферы «человек — техника» это импульсивность и стремление к разнообразию (фактор F). Для сферы «человек — человек» — независимость от группы (фактор Q2). В сфере человек— знаковая система» — способность к абстрактному мышлению (фактор В). В сфере «человек — природа» — невозмутимость и уравновешенность (фактор О).

Существенно, что возможно выделение характерологических особенностей, важных для успешного профессионального обучения и достоверно не формирующихся в результате личностных и социальных изменений, связанных с возрастом.

Полученные результаты могут быть использованы для педагогического руководства формированием профессионально важных качеств у школьников, а также индивидуальной профконсультации.

В педагогической практике необходимо обращать внимание на выявление у учащихся существенных для успешного обучения в какой-либо сфере профессиональной деятельности характерологических

 

91

 

особенностей. С учетом этих особенностей, в частности, необходимо формировать соответствующие интересы и склонности учащихся путем целенаправленной профинформации, подбора учебных заданий, литературы для внеклассного чтения, кружковых занятий и т.п.

Для целей профконсультации полученные данные использовались следующим образом.

Школьники, имеющие приблизительно одинаковую выраженность способностей, интересов и склонностей к двум и более сферам профессиональной деятельности, имеющие разнообразные интересы при отсутствии склонностей и способностей, а также в некоторых других профконсультационных ситуациях, описанных Е.А. Климовым [10], получали рекомендации в соответствии с их характерологическими особенностями. Причем если выявление профессионально важных черт характера из педагогического наблюдения было затруднительно, то мы рассчитывали условную вероятность (в зависимости только от характерологических свойств) успешности обучения в различных сферах профессиональной деятельности (или для отдельных профессий). Другими словами, можно прогнозировать, к какой сфере профессиональной деятельности конкретный оптант больше всего подходит по своим характерологическим свойствам.

С этой целью для профиля конкретного оптанта (по Кеттелу) по каждому из факторов, для которых были получены достоверные различия (существенные для успешности профобучения), сначала рассчитывалась вероятность того, что существуют значения данного фактора для конкретной сферы (или профессии), более оптимальные, чем значение фактора у оптанта. Другими словами, мы получили вероятность того, что существуют значения фактора X, попадающие в интервал |limi|>Х, где li — значение данного фактора у оптанта, а mi — среднее значение фактора для данной выборки. Считая распределение нормальным и полагая |limi|=αi, можно сделать вывод, что вероятность равна

 

 

где σ2i — дисперсия X для. данного фактора.

Чем меньше вероятность Фi, тем больше вероятность того, что у конкретного оптанта по данному фактору имеется близкое к оптимальному (среднему) значение. Вероятность того, что конфигурация значений профессионально значимых факторов оптанта близка к оптимальной, определяется произведением вероятностей, соответствующих каждому отдельному фактору:

Rn=P1·P2· .... ·P,

где i — число факторов, по которым для данной (n-ной) сферы обнаружены достоверные различия; n — номер сферы профессиональной деятельности, для которой ведется расчет вероятности.

В результате мы получаем ряд чисел R1, R2, ..., Rn, характеризующих условную вероятность успешности профессионального обучения для различных сфер профессиональной деятельности или отдельных профессий, в зависимости от характерологических свойств личности. С увеличением выборки точность прогноза увеличивается.

Пример. Мария Р. проявляет глубокий интерес к изобразительному искусству, много читает о живописи, мечтает о творческой работе. Вместе с тем склонности к рисованию и живописи не имеет. В ходе интервью и с применением ДДО выявилось некоторое преобладание интересов к сфере «человек — художественный образ» по сравнению со сферой «человек — человек» (к остальным сферам интересы выражены очень мало). Мария собиралась поступать в МГУ на исторический факультет (искусствоведение). Соответствующие условные вероятности успешности обучения в различных сферах профессиональной деятельности таковы: 0,00167 — для сферы «человек— человек», 0,0004 — для сферы «человек — техника». Для остальных сфер условные вероятности относительно очень малы. Марии была рекомендована педагогическая

 

92

 

деятельность. Через год она поступила в педагогический институт, надеясь в дальнейшем преподавать в школе или вузе.

В процессе профконсультации наряду с характерологическими свойствами личности должны учитываться также ее медико-биологические параметры, способности и т. п. Учет этих параметров вместе с предложенным методом диагностики оптимальных для данной профессии (группы профессий) характерологических свойств личности может быть использован в экспериментальной АСУ профориентации.

 

ВЫВОДЫ

 

Подводя итоги проведенного исследования нужно отметить, что была выявлена связь между профессиональными интересами и характерологическими особенностями личности.

Установление этой связи, с одной стороны, существенно для уточнения понятия «интерес» [12]. С другой стороны, так как характерологические особенности личности в общем случае более устойчивы, чем интересы, то в процессе профконсультации для прогноза успешности профессиональной деятельности на стадии профессионального обучения их следует считать определяющими.

Выявление характерологических свойств личности значимо для успешного (или неуспешного) обучения в профессионально-техническом училище так же, как и для успешного профессионального обучения в других сферах, оно дает также ориентировочные критерии для использования в профессиональной консультации.

В исследованиях советских авторов отмечается, что использование в профориентации экспериментальных данных сравнимо по эффективности с использованием неэкспериментальных [9], [16]. Это означает, что прогноз успешности профессиональной деятельности может быть существенно дополнен применением экспериментальных психодиагностических методов,а в некоторых аспектах дает определенные преимущества. Применение этих методов в региональных масштабах дает возможность внедрения учета существенных параметров с применением ЭВМ. Результаты нашей работы по профконсультации и другим разделам профориентации на базе опытного Центра профориентации молодежи Ленинградского района Москвы показывают, что внедрение экспериментальных методик по учету психофизиологических и психологических параметров, а также систематический учет медицинских данных оптимизирует работу психолого-педагогической профконсультации. Это открывает возможность создания АСУ профориентации для осуществления более масштабного подхода к вопросу подготовки и распределения кадров в процессе коммунистического воспитания молодежи как важного звена в системе профориентационной работы.

В заключение необходимо отметить следующее. Были выявлены личностные факторы, существенные как для формирования интересов и склонностей к определенной сфере профессиональной деятельности (стадия формирования профессиональных намерений), так и для успешного профессионального обучения в этой сфере (соответствующая стадия профессионального становления). Кроме того, мы установили особенности характера, связанные с успешностью и неуспешностью обучения для учащихся профтехучилищ по специальностям: токарь, радиомонтажник, слесарь. Наряду с этим были получены характерологические факторы, связанные со сформированностью и несформированностью профессиональных намерений, а также с согласованностью этих намерений с интересами. Последнее (связь рассогласованности профнамерений и интересов с лабильно-истероидными чертами) представляется существенным для составления программ по коррекции профессиональных намерений индивида.

Другими словами, была получена картина влияния характерологических особенностей личности на некоторые показатели динамики профессионального самоопределения, что представляет теоретический интерес ввиду того, что в настоящее время существует острый недостаток в исследованиях,

 

93

 

представляющих целостную картину влияния различных факторов на профессиональное самоопределение личности [14]. Полученные результаты, как показано выше, имеют также практическое значение для педагогического руководства формированием профессиональных интересов, склонностей и в профконсультации.

 

1. Материалы XXVI съезда КПСС. — М., 1981. — 38 с.

2. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов. — М., 1984. — 52 с.

3. Подготовка школьников к выбору профессии / Под ред. А. А. Бардиковой. — М., 1966. — 179 с.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. — 464 с.

5. Вавилов Ю. П. Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников средней школы: Автореф. канд. дис. — Ярославль, 1971. — 20 с.

6. Виноградова М. Д. Воспитательная работа с подростками в школе по выбору профессии. — М., 1961. — 55 с.

7. Захаров А. И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. — Вопр. психол.1981. № 3. С. 58—68.

8. Иванов Н. Я., Личко А. Е. Усовершенствованный метод патохарактерологического исследования подростков. — Л., 1983. С. 3.

9. Климов Е. А., Королькова Г. Ф. О некоторых эмоциональных переживаниях как психодиагностических индикаторах в профконсультации. — В кн.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978.

10. Климов Е. А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта. — Научные труда ВНИИ профтехобразования. — Л., 1976. Вып. 32. С. 5—25.

11. Климов Е. А. Путь в профессию. — Л., 1974. — 190 с.

12. Крягжде С. П. Психология формирования профессиональных интересов. — Вильнюс, 1981. — 25 с.

13. Кудрявцев Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы. — Вопр. психол. 1981. № 2. С. 20—30.

14. Кудрявцев Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. — Вопр. психол. 1983. № 2. С. 51.

15. Левитов Н. Д. Психология характера. — М., 1969. С. 107—114.

16. Методика индивидуальной профконсультации. — М., 1982. С. 140—141.

17. Овсянникова В. В. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта профессиональной деятельности: Автореф. канд. дис. — Л., 1982. — 23 с.

18. Рожанец Р. В. Психогигиенические аспекты профессиональной ориентации.— В сб.: Методологические и теоретические вопросы трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации школьников. М., 1980. С. 60—69.

19. Смирнов А. Г. Профессиональное самоопределение старших школьников и его влияние на отношение к учению: Автореф. канд. дис. — Л., 1975. — 23 с.

20. Сухарев А. В. Связь личностных особенностей подростков и выбора ими пути профессионального становления.— В сб.: Актуальные вопросы подготовки инженеров-педагогов. Свердловск, 1983. — 267 с.

21. Чебышева В. В. Психологические проблемы профориентации школьников. — Вопр. психол. 1971. № 1. С. 14—19.

22. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — М., 1981. — 96 с.

23. Lederle-Schenk V. Die Entwiklung der Interessen bei männlichen berufstatigen Jugendlichen und Schülern. Inaugulardissertation. — Köln: Spezialdruck fur Diss. Hausen, 1972. — 281 S.

 

Поступила в редакцию 31.I 1984 г.