Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

81

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФПОДБОРА МОЛОДЕЖИ НА РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ

 

А.С. ЕГОРОВ, В.Е. ГАВРИЛОВ

 

Решение названной проблемы, с одной стороны, предполагает изучение уже сложившейся практики, с другой — разработку научно обоснованных мер по устранению имеющихся в ней недостатков. Настоящая статья — это изложение с определенной теоретической позиции соответствующих подходов к решению основных задач исследования в области профориентации молодежи.

Как показано И.Д. Карцевым и его сотрудниками [4], часть здоровых подростков (от 7 до 40 %) не может овладеть избранной профессией в силу целого ряда несоответствий своих психофизиологических данных требованиям профессии. Около 25 % от общего числа обследованных подростков не могли качественно и в течение продолжительного времени выполнять мелкие и точные операции без ущерба для здоровья. Имеются и другие данные, свидетельствующие о профнесоответствии значительной части молодых людей, идущих в профтехучилища и на производство. Отсюда настоятельная необходимость в развитии сети профконсультационных центров, которые наряду с индивидуальной профконсультацией могли бы выполнять функции методических центров, руководить профориентационной работой школ, училищ, предприятий. Другими словами, напрашивается мысль о создании кустовых, районных профориентационных объединений или комплексов, в которые бы входили школы, учебно-производственные комбинаты, базовые предприятия и методический профконсультационный центр. Функциями этого центра было бы руководство и координация профориентационной работы всех звеньев данной системы. В свою очередь, целесообразно, чтобы деятельность районных и кустовых методических объединений направлял научно-методический региональный центр, занимающийся, кроме того, изучением, обобщением и распространением передового опыта как в регионе, так и за его пределами, а также получением данных относительно экономической эффективности проводимой работы.

Вообще профконсультационная работа среди учащихся нам представляется многоступенчатой, охватывающей школу, профконсультационный центр, учебный профцентр (ПТУ, предприятие). Каждая из ступеней имеет общие и специфические признаки. Общим должна стать итоговая форма заключения относительно профсоответствия: карта-матрица профсоответствия — профадаптации. Специфическое состоит в степени конкретности этого заключения и в методах, используемых для получения исходной информации.

Мы считаем необходимым, чтобы каждый выпускник школы получал карту профпригодности, в которой наряду с записями врачей-специалистов содержались бы сведения, касающиеся занятий спортом, достигнутых в этом результатов, а также данные о выполнении нормативов ГТО и другие, характеризующие физическое развитие. Кроме того, в карте должна содержаться информация относительно склонностей выпускника к тому или другому виду деятельности и степени их выраженности, данные об успешности его занятий в конкретных видах

 

82

 

физического и умственного труда (согласно характеристик учителя труда и мастера УПК, учителей-предметников гуманитарного, естественного и физико-математического циклов), а также сведения относительно некоторых гражданских черт личности (чувство долга и ответственности, дисциплинированность, отношение к товарищам и т.д.).

Итогом всех этих сведений должно быть краткое и достаточно обоснованное заключение относительно рекомендуемых и нерекомендуемых типов профессиональной деятельности, а также противопоказаний, касающихся конкретных условий и режимов труда. В случае несогласия ученика (родителей) с заключением школы о его профпригодности или в случае желания получить дополнительную квалифицированную профконсультацию, чтобы уточнить свои профессиональные планы, он может обратиться в соответствующий профконсультационный центр. В нем на основании упомянутой карты-матрицы учащегося, а также данных экспресс-обследования заключение школы относительно профпригодности выпускника будет конкретизировано, а если надо — и скорректировано. Кроме того, здесь можно будет получить рекомендации относительно способов развития и компенсации профессионально важных функций.

Следующий этап профдиагностики — учебный профессиональный центр (ПТУ, предприятие), где на основе данных той же карты-матрицы профессиональные планы учащегося будут соотнесены с особенностями тех профессий, которым обучают в данном учебном центре. Кроме того, здесь, если обучение ведется по группам профессий, представится возможность дополнительной коррекции планов на будущее в ходе занятий по изучению тех или иных специальностей. На основе данных инженерно-педагогических работников учебно-профессионального центра, сведений относительно состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности выпускника составляется карта профадаптации, в которой определяются его возможные затруднения в адаптации к производству в связи с особенностями технологического процесса (профобучаемость), режимом работы, условиями труда, социальной средой; излагаются показания для выдвижения на руководящие должности и т.д.

Таким образом, карта-матрица профпригодности — профадаптации должна стать той структурной схемой, которая определяет состав, содержание и форму представления информации, лежащей в основе суждения относительно адаптационных возможностей выпускника к различным компонентам профессиональной производственной ситуации. Отсюда понятно значение, которое мы придаем разработке этого документа, методическим рекомендациям по его заполнению, а также составлению заключения-прогноза. Вместе с тем научно-методическая проработка упомянутых выше документов должна стать своеобразным центром притяжения научных исследований в области функциональной медицинской и психологической диагностики, профессиографии, социологии, педагогики, направленных на обоснование и внедрение новых методов прогноза профпригодности — профадаптации молодежи (имеется в виду создание автоматизированных систем получения, обработки диагностической информации и выдачи рекомендаций по выбору профессии).

Необходимость в проведении названных исследований диктуется и тем обстоятельством, что применение в практике профессиональной консультации традиционных для профотбора методов изучения и описания единичных профессий, диагностики способностей к конкретным профессиям, а также подходов к оценке медицинских противопоказаний не приносит ожидаемого успеха. В первую очередь это касается учета психофизиологического фактора, который (наряду с медицинским) является традиционно решающим при проведении профессионального отбора на конкретные профессии.

Дело в том, что нормативные психофизиологические показатели профессиональной пригодности, которыми руководствуются

 

83

 

при отборе в некоторых отраслях промышленности, распространяются на весьма ограниченный круг профессий, к тому же преимущественно узкого профиля (сборщик интегральных микросхем, ткачиха, огранщик алмазов и др.) [4; 5]. Кроме того, совмещение профессий, расширение их профиля, внедрение бригадных форм работы на производстве вносит большой информационный «шум» в определение требований профессии к психофизиологическому статусу личности. Эти и некоторые другие обстоятельства (например, отсутствие возрастных нормативов развития основных психофизиологических функций) предопределили негативное отношение ряда исследователей к учету психофизиологического фактора при оценке профсоответствия в практике профконсультационной работы. В частности, Е.А. Климов ([2], [3]), В.С. Мерлин [6] писали о том, что успешность адаптации молодого человека к производственной ситуации существенно определяется индивидуальным стилем деятельности. Другие авторы [1] утверждали примат мотивационного фактора при прогнозировании профсоответствия.

Мы полагаем, что для такого противопоставления нет достаточных оснований. В самом деле, если условно схематически представить себе весь жизненный путь человека в данной конкретной рабочей профессии с момента вступления в нее и до выхода, то его можно условно подразделить на следующие периоды: период первичной адаптации («тревоги», по Г. Селье [7]) — первые 1—3 года, на которые, по данным ВНИИ труда и профзаболеваний, приходится 22 % всех увольнений рабочих с производства; период хронической адаптации (или фазы специализации адаптационных реакций организма) — последующие 1—3 года; период устойчивой работоспособности — 15—25 лет и период компенсации — 3—5 лет. Очевидно, что в силу недостатка квалификации (знаний, умений, навыков) у молодого рабочего и невозможности сразу же выработать оптимальный индивидуальный стиль деятельности период первичной адаптации идет под знаком мобилизации функциональных резервов организма, напряжения психофизиологических функций, что, видимо, будет тем больше, чем меньше функциональные возможности данного индивида. Очевидно также, что мобилизация функциональных резервов будет тем успешнее, чем выше уровень мотивации. В дальнейшем, по мере накопления квалификации и отработки индивидуального стиля деятельности, необходимость в напряжении психофизиологических функций падает, и в период устойчивой работоспособности это напряжение будет минимальным.

В последующем в связи с возрастными изменениями некоторых психофизиологических функций и истощением функциональных резервов организма в целом (стадия истощения, по Г. Селье) квалификация и индивидуальный стиль уже не могут полностью обеспечить необходимый уровень эффективности и надежности рабочей деятельности. Поэтому опять возникает компенсаторное напряжение психофизиологических функций. Из приведенного очевидно, что начало действия факторов психофизиологических резервов и индивидуального стиля разведено во времени. Следовательно, нет оснований пренебрегать значением первого фактора при прогнозировании профпригодности, особенно если при этом учитывается не только уровень производственных достижений, но и их физиологическая цена. Мы полагаем, что учет психофизиологического амортизационного фонда при оценке профпригодности индивида по-прежнему актуален. На основе его можно прогнозировать успешность прохождения острого периода адаптации, а также срок амортизации функциональных резервов организма, т.е. профессиональное долголетие, имея в виду работу по данной специальности, в данном амплуа.

Однако для того чтобы этот прогноз был более адекватным, необходимо решение целого ряда теоретических и практических задач в области профессиоведения, диагностики состояния

 

84

 

психических и психофизиологических функций и свойств, в области практической профконсультации. В частности, интеграция и дифференциация рабочих профессий в связи с внедрением робототехники и новых технологий затрудняет и делает малоэффективной работу по составлению профессиограмм в целях профконсультации и профподбора в прежнем ключе. Более перспективным представляется модульный подход к оценке психофизиологического профсоответствия, заключающийся в том, что успешность профадаптации личности прогнозируется с учетом конкретного содержания, условий, режима труда, типа производственных ситуаций (кстати, в таком ключе сейчас составляются и медицинские противопоказания). При таком подходе каждую специальность и профессию можно представить как конструкцию, составленную из отдельных типов деятельности по модульному принципу, внедряющемуся сейчас во многих областях техники и в профессиональном обучении.

Нашей первой задачей является создание на основе имеющихся в настоящее время в литературе данных в области профессиографии как можно более полного перечня основных типов деятельности (модулей) и их систематизация. Далее на основе этих материалов будет составлен словарь психологических характеристик всех выделенных модулей.

В дальнейшем при экспериментальной проверке соотношения модуля и его психологической характеристики необходимо сравнивать хороших и плохих исполнителей именно по типу деятельности, лежащему в основе данного модуля. В этом случае будет снята трудность при установлении критериев профпригодности, с которой сталкиваются исследователи в настоящее время при сравнении хороших и плохих исполнителей, характеризующихся по общей успешности деятельности, а не по каждой отдельно составляющей данного типа деятельности. Дело в том, что многие сильные работники являются тем не менее слабыми исполнителями отдельных операций, и, наоборот, слабые работники могут хорошо выполнить отдельные операции. Поэтому сравнение в общем не дает четких результатов и маскирует индивидуальные различия, что, соответственно, не позволяет получить ясную картину психологических требований к профессиональным качествам.

Аналогично модулям рабочей деятельности возможно также создание модулей режима и факторов производственной среды. Алгоритмы создания таких модулей, как и модулей профессий по характеру требований, предъявляемых к ним человеком (так называемые содержательные и результативные ценности), разрабатываются во ВНИИ профтехобразования. В области диагностики психических и психофизиологических функций и качеств личности существуют различные подходы. К тому же в рамках! каждого из них нет единства в применяемых методиках, исследовательской аппаратуры, критериях и показателях профсоответствия. В связи с этим представляется необходимым унификация и стандартизация методик, процедуры и исследовательской аппаратуры с тем, чтобы работы по профессиональному отбору, подбору и консультации в основном отличались лишь степенью полноты использования единого методического аппарата.

Для этого необходимо уточнить оптимальный (необходимый и достаточный) список основных физиологических, психофизиологических и психических систем, функций и качеств человека, а также перечень признаков, характеризующих их состояние на предмет оценки профпригодности; определить перечень методик и психодиагностической аппаратуры для стандартизации использования первых и выработки требований к созданию и применению вторых; отработать процедуру диагностического заключения, имея в виду математическую формализацию данных психофизиологического обследования; разработать процедуру прогностического заключения относительно профсоответствия личности, имея в виду наряду с традиционными показателями

 

85

 

успешности деятельности также физиологическую цену профадаптации; накопить статистические данные для установления диагностических нормативов (возрастных, половых, региональных) развития конкретных психофизиологических функций и качеств; разработать техническое задание на создание автоматизированной системы функциональной диагностики и оценки профсоответствия личности.

В области практической профессиональной консультации в настоящее время отсутствует какое-либо единство в организационном, методологическом и методическом планах. Оснащение кабинетов профориентации и рабочего места профконсультанта, процедура профконсультационного обследования существенно определяется интересами региональных психолого-педагогических научных и учебно-методических центров. Здесь также встает задача унификации деятельности профконсультантов и создания для этого единой организационной и методической структуры.

На основании изложенного можно сформулировать следующие задачи: разработать единую карту-матрицу профпригодности и профадаптации учащихся выпускных классов неполной и полной средней общеобразовательной школы, ПТУ, специального среднего и высшего учебного заведения; разработать единые методические рекомендации для врачей по составлению заключения относительно медицинских противопоказаний к занятию конкретными видами труда с определенным режимом и условиями, а также по заполнению соответствующего раздела карты профпригодности — профадаптации; подготовить методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ по ведению профориентационной работы, составлению психодиагностических заключений и заполнению карты-матрицы на основе лонгитюдных наблюдений и данных опроса учащихся, родителей, учителей предметников; составить методические рекомендации для работников профтехучилищ по совершенствованию комплектования учебных групп, проведению профессиональной коррекции в процессе обучения и по заполнению карты-матрицы профпригодности, профадаптации выпускников ПТУ; разработать курсы «Профориентационная работа с учащимися общеобразовательной школы» для педагогических вузов и «Индивидуальная профконсультация» для психологических факультетов университетов; описать типовую функциональную структуру, методический инструментарий бюро и кабинетов профконсультации, а также алгоритм действий профконсультантов.

В заключение комплексного исследования предполагается подготовка совместного итогового отчета, соответствующих методических писем и рекомендаций, создание единых требований к исследовательской аппаратуре и ее применению, стандартов на процедуру исследования, написание совместных монографий, издание трудов конференций и совещаний, а также внедрение результатов исследования в практику консультационной работы.

 

1. Ломов Б., Бодалев А., Ковалев В. Студент ошибся адресом. — Лит. газ. 1983. № 48, 3 нояб.

2. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. — 128 с.

3. Климов Е. А. Правильный выбор профессии и методика профессиональной консультации. — В кн.: Памятка профконсультанту. ВНИИ профтехобразования. Л., 1969. С. 15—28.

4. Карцев И. Д., Павлович К. Э., Халдова Л. Ф. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1978. — 211 с.

5. Межотраслевые методические рекомендации по психофизиологическому профессиональному отбору. Свердловск, 1978. — 169 с.

6. Мерлин В. С. Ориентация учащихся на массовые профессии.— Школа и производство. 1973. № 7. С. 7—17.

7. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979. — 316 с.

 

Поступила в редакцию 23.IV 1984 г.