Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

В ВЫСШЕЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

 

АНАЛИЗ ТЕМАТИКИ ДОКТОРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ1, ЗАЩИЩЕННЫХ В 1981 — 1984 гг.

 

А.А. БОДАЛЕВ, В.М. МЕЛЬНИКОВ

 

Выполняя решения XXVI съезда КПСС, июньского (1983 г.), апрельского (1984 г.) и октябрьского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, советские ученые, представляющие различные области науки, активно работают сейчас над тем, чтобы увеличить свой вклад в то великое строительство, которое ведет наш народ.

Одним из путей увеличения вклада науки в решение задач хозяйственного и культурного строительства, ведущегося в нашей стране, является все более продуманное определение тематики планируемых диссертационных исследований, улучшение их качества, нацеливание их на освещение проблем, которые имеют первостепенное значение для развития науки и реально работают на практику.

И перед научными психологическими центрами страны в настоящее время стоит задача такого планирования тематики диссертационных исследований и осуществления их на том высоком уровне, определенном для советской науки решениями XXVI съезда КПСС, которые позволят обеспечить развитие теории психологической науки, совершенствование ее экспериментально-опытной базы, улучшение методического инструментария, возрастание ее вклада в практику.

В целях более успешной реализации этой непростой задачи, создания благоприятных условий для формулирования рабочей программы осуществления этой задачи в оптимальные временные сроки мы провели анализ тематики диссертационных исследований, защищенных в различных ученых советах нашей страны в 1981—1984 гг., и предприняли попытку определить позитивные и негативные тенденции, которые характеризуют выбор этой тематики, а также степень ее соответствия содержанию тех первоочередных более общих и более частных задач, которые должна решать психологическая наука как в настоящее время, так и в ближайшее десятилетие.

 

*

 

В 1981—1984 гг. было защищено 38 докторских диссертаций. Многие из них были посвящены наиболее актуальным проблемам психологической науки.

В области общей психологии была предпринята фундаментальная попытка осмыслить понятийный аппарат современной психологии, понять, как соотносится содержание основных психологических категорий друг с другом и насколько капитально работают на проникновение в существо психологических феноменов, закономерностей и механизмов те единицы их анализа, которые сложились сейчас в психологии. В одной из работ целеустремленно и в строгой системе были прослежены психологические основы повышения надежности деятельности.

В этот же ряд фундаментальных для общей психологии работ надо поставить диссертацию, в которой на теоретическом и экспериментальном уровнях последовательно описаны, проанализированы и соотнесены друг с другом психологические симптомокомплексы и инварианты темперамента.

 

6

 

Важное значение для психологической науки имеет работа, защищенная в области психофизиологии, в которой с помощью четко отлаженного методического инструментария и на большом массиве экспериментальных данных были прослежены нейронные механизмы мозга, участвующие в построении движений.

В области психологии труда и инженерной психологии была защищена диссертация, которая содержала теоретическое обоснование системы организации и принципов функционирования психологической службы в масштабах одной отрасли промышленности. Большим достоинством этого труда было также то, что в нем был проанализирован конкретный опыт работы этой службы и сформулированы апробированные на практике рекомендации, направленные на дальнейшее ее совершенствование.

Другое исследование представляло собой инженерно-психологический анализ и синтез профессиональной деятельности. В результате выделены ее основные компоненты, взаимосвязь между ними. Одновременно выделены общее, особенное и единичное в различных видах профессиональной деятельности.

Большой труд был проделан для определения с позиций психологии основ формирования конструкторской деятельности и обоснования системы факторов, наличие которых необходимо, чтобы выполнение названной деятельности максимально активизировало творческий потенциал личности и давало бы высокий практический эффект.

Следующая работа была направлена на решение крупномасштабной задачи, заключавшейся во всестороннем и многоуровневом освещении с позиций психологии труда деятельности следователя. В ней подробно охарактеризован предмет этой деятельности, описаны структуры процессов, свойств и состояний, которые формируются и актуализируются у следователя при решении разных типов задач, которые входят в его компетенцию, раскрыты психологические особенности деятельности следователей, различающихся по присущим им личностным качествам, обсуждены психологические аспекты совершенствования профессиональной квалификации лиц, привлекаемых к следственной работе.

Очень значимой для психологии труда среди защищенных в рассматриваемые сроки докторских диссертаций оказалась также работа, в которой при опоре на громадный массив экспериментальных данных были выделены и на макро-, мезо- и микроуровнях во взаимосвязях друг с другом и теоретически осмыслены особенности психической деятельности не в обычных, а в так называемых измененных условиях существования человека.

Такую же высокую научную ценность представленных в ней результатов имеет диссертация, также защищенная по профилю психологии труда и инженерной психологии, в которой комплексно: на уровне психофизиологии, на уровне психологии труда, на уровне психологии личности, на уровне социальной психологии и на уровне психологии индивидуальных различий — представлены основы формирования профессионально значимых качеств у человека.

Глубокое теоретико-прикладное исследование, опирающееся на многолетние экспериментальные разработки, было проведено по проблеме кодирования зрительной информации, результатом которого явилось создание психологических основ оптимального кодирования зрительной информации, предназначаемой для человека-оператора.

Столь же большим вкладом в современную психологию труда явилось и другое психологическое исследование, в котором на основе многолетних естественных и лабораторных экспериментов и с привлечением новейшего аппарата для количественно-качественного анализа получаемых данных была прослежена функциональная структура опознания.

В области медицинской психологии была предпринята в научном отношении солидно фондированная попытка рассмотреть в строгом единстве вербальные и невербальные средства выражения человеком своего состояния

 

7

 

и соотнести их содержание и форму с характером их «прочтения» другой личностью.

В области социальной психологии было осуществлено и защищено фундаментальное исследование межличностного общения, которое было рассмотрено и как самостоятельный процесс межличностного взаимодействия людей и как обязательный компонент совместно осуществляемой людьми деятельности. В ходе этого исследования были выделены и научно описаны основные характеристики общения и прослежены факторы, детерминирующие особенности их содержания и формы. Одновременно было выполнено и другое столь же капитальное исследование, которое, на экспериментальном уровне продолжая разработку идеи В.Н. Мясищева о трехкомпонентной структуре межличностного общения, раскрыло закономерности профессионального общения и в нем наиболее глубоко и полно — закономерности межличностного познания в таком общении.

Защищено большое и новаторски оригинальное исследование по изучению психологии малых групп, закономерностям их формирования, механизмам образования внутригрупповых норм и их функционирования, а также по изучению психологических каналов их влияния на сознание, чувства и поведение членов этих групп. И, наконец, защищено основанное на большом статистическом материале исследование, нацеленное на раскрытие социально-психологических механизмов, определяющих репродуктивное поведение семьи и личности, и на поиск эффективных средств направленного воздействия на работу этих механизмов.

В области возрастной и педагогической психологии осуществлено фундаментальное исследование психологических закономерностей развития личности в старшем школьном возрасте. В нем впервые за последние годы была предпринята продуктивная по своим результатам попытка рассмотреть и систематизировать макро-, мезо- и микропроцессы, характеризующие образование основных блоков личности старшего школьника, а также их структурирование в целостную систему.

Следующая диссертация также нацелена на решение одной из проблем личности — на прослеживание закономерностей и механизмов формирования профессиональных интересов. Теоретические и прикладные результаты, полученные в этой работе, адекватны требованиям реформы общеобразовательной и профессиональной школы, относящимся к педагогической и психологической науке.

Другая работа, по замыслу и по примененному в ней методическому инструментарию, направлена на прослеживание возрастной динамики волевой активности школьников и на выяснение объективных и субъективных факторов, которые эту динамику определяют.

Большое исследование было посвящено прослеживанию зависимости усвоения учебных предметов от особенностей изучения систем исходных понятий (на материале математики).

Одна из диссертаций всецело была посвящена системному рассмотрению усвоения языка. В ней всесторонне были проанализированы и охарактеризованы основные особенности усвоения языка, выделены основные этапы этого усвоения, прослежены факторы, которые влияют на качество этого усвоения, его динамику и на многие другие параметры. Этот труд содержит также хорошо проверенные рекомендации, нацеленные на совершенствование «педагогической технологии» овладения языком детьми-дошкольниками и школьниками. Еще одна диссертация содержала попытку представить имитационное моделирование в качестве метода психолого-педагогического исследования.

В области специальной психологии было проведено системное исследование закономерностей приема и переработки сенсорной информации у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Наряду с названными были защищены и другие докторские диссертации по основным направлениям психологической науки, которые были нацелены на получение новых научных фактов, на более глубокое проникновение в закономерности

 

8

 

психики и механизмы ее развития и формирования. И если иметь в виду количественные показатели, характеризующие число защищенных докторских диссертаций по психологии в течение интересующего нас четырехлетия, то имело место неуклонное увеличение числа защит по сравнению с предыдущим пятилетием. Вместе с тем, если оценивать широту охвата тематикой защищаемых докторских диссертаций наиболее важных для теоретической, экспериментальной и практической проработки проблем психологической науки, положение по-прежнему в рассматриваемое время оставляет желать лучшего. В каждой из основных областей психологии, как и раньше, остаются темы, которые несмотря на их очевидное значение для вывода психологической науки на новые рубежи, в случае превращения их в предмет капитальных научных разработок, как правило, не привлекали и еще не привлекают должного внимания исследователей — авторов докторских диссертаций. Например, в общей психологии это раскрытие характера единства теории, эксперимента и практики; выяснение характера соотношения основных причин, факторов и условий, определяющих как каждый наличный уровень психики, так и ее развитие; освещение на современном уровне проблемы социального и биологического в психическом развитии человека, выявление во взаимосвязях друг с другом закономерностей и механизмов развития и формирования личности, включая ее способности и характер, и др.

В педагогической психологии — это освещение эффективно работающих на практику основ психологии воспитания, определение с позиций психологии путей улучшения всей деятельности школы по формированию у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, создание психолого-педагогических основ системы обучения школьников, дающей им грамотность в области компьютерной техники и ее использования, прослеживание на разных уровнях психологических последствий, которые внесет это обучение во всю систему формирования знаний, умений и навыков у учащихся и некоторые другие столь же важные проблемы.

И в остальных областях психологии также может быть назван большой ряд проблем, давно созревших для научного освещения в форме докторских диссертаций и несмотря на это остающихся вне поля зрения исследователей.

Подводя общие итоги рассмотрению тематики докторских диссертаций, защищенных в 1981—1984 гг., у нас есть все основания утверждать, что ученые, работавшие над докторскими диссертациями по психологии в анализируемый промежуток времени, выбрали для научного исследования важные проблемы для развития самой психологической науки, а также для осуществляемого в нашей стране хозяйственного и культурного строительства. Вместе с тем, если теперь уже в обобщенном виде оценить тематику всех защищенных диссертаций, то создается впечатление, что выбор ее не опирается на глубоко продуманную стратегию долговременного планирования, а именно такой подход к делу требуется сейчас от психологов в свете решений XXVI съезда КПСС, июньского (1983 г.), апрельского (1984 г.), октябрьского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС.

Очевидно, что сегодня, в условиях необходимости резкого ускорения научно-технического прогресса в народном хозяйстве и перехода от экстенсивного к интенсивному пути развития самой науки в повестку дня будничной работы основных психологических центров страны становится безотлагательное опирающееся на принципы коллективности формулирование системы мероприятий и рекомендаций по прогнозированию, формированию и координации тематики диссертационных исследований, по обеспечению оптимального соотношения контингента докторов и кандидатов наук в целом по стране, по каждой из психологических специализаций. Выполнение такой работы явится основным элементом государственного планирования подготовки научных и научно-педагогических кадров в области психологии.

 

Поступила в редакцию 10.XII 1984 г.



1 Анализ тематики кандидатских диссертации по психологии будет опубликован в «Вопросах психологии», № 2, 1985 г.