Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

165

 

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

 

И.В. ДУБРОВИНА, А.М. ПРИХОЖАН

Москва

 

29—30 мая 1984 г. в Москве в Институте психологии АН СССР состоялась I Всесоюзная конференция по проблемам психологической службы в СССР. В рамках конференции работала секция «Психологическая служба в школе» (председатели И.В. Дубровина, Москва, и В.Д. Шадриков, Ярославль). В заседаниях этой секции приняли участие ученые и практические работники из Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Таллина, Воронежа, Барнаула, Донецка, Комсомольска-на-Амуре, Перми, Челябинска, Ярославля и других городов, в которых в той или иной форме организована школьная психологическая служба. На секции рассматривались теоретические, методические и организационные вопросы деятельности психологической службы в системе народного образования, анализировался опыт, имеющийся в этом отношении в различных

 

166

 

городах и республиках страны, обсуждались проблемы психологической подготовки учительских кадров и особенности работы службы в педагогических вузах.

С основными докладами на секции выступили: Н.В. Кузьмина (Ленинград), Т.Н. Счастная (Москва), Л.Н. Проколиенко и В.А. Моляко (Киев), И.Ф. Мягков и С.К. Морозов (Воронеж), К.М. Гуревич (Москва), Н.М. Корф (Ленинград), Н.П. Анисимова и В.Д. Шадриков (Ярославль), Ю.Л. Сыэрд (Таллин), В.С. Мухина и А.В. Филиппов (Москва), М.Н. Костикова (Москва), И.В. Толстенева и Н.В. Нижегородцева (Ярославль).

В центре внимания участников секции стояли вопросы психологического обеспечения реформы школы. Во всех докладах, выступлениях в дискуссиях подчеркивалось, что организация психологической службы на разных уровнях системы народного образования — детский сад, школа, ПТУ, педагогический институт — окажет существенную помощь в решении задач, поставленных в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

На конкретных примерах было проанализировано, чем в настоящее время располагает служба для решения этих задач. В различных районах страны уже накоплен достаточный положительный опыт участия психолога в подготовке детей к школе, выявлении индивидуальных особенностей и склонностей учащихся с целью их профессиональной ориентации, подготовки к труду, в работе по профилактике, диагностике причин и коррекции трудных случаев обучения и воспитания. Имеется и опыт работы с педагогическими кадрами — в некоторых педвузах служба используется для профотбора будущих студентов, отработки методов и путей адаптации к требованиям педагогического института; для школьных учителей разработаны различные системы психолого-педагогического тренинга, выделены психологические критерии для предлагаемой в реформе аттестации учителей, проводятся мероприятия по повышению психологической культуры учителей. Отмечалось, что роль психолога в решении этих, непосредственно направленных на осуществление реформы вопросов, не сводится к простой констатации тех или иных психических особенностей, уровня психического развития школьников, а направлена прежде всего на осуществление индивидуального подхода к учащемуся, студенту, учителю для достижения всестороннего и гармонического развития личности, оптимизации ее деятельности.

В работе психологической службы закладываются основы прикладной возрастной и педагогической психологии, включающей психодиагностику, психологические консультирование и просвещение, вырабатываются требования к практической психологической работе с детьми, учителями, родителями.

Таким образом, накопленный в настоящее время опыт работы психологической службы в системе народного образования показывает, что возможности ее достаточно велики. Вместе с тем, и на это в выступлениях обращалось особое внимание, организация службы сталкивается со значительными трудностями, причем не столько организационного, сколько научно-методического порядка. Ни одна публикация о проблемах психологической службы, начиная с «Круглого стола» журнала «Вопросы психологии» 1979 г., не обходится без указания на это, однако вопрос до сих пор остается нерешенным. Прежде всего речь идет о методах психодиагностики. Особую остроту данный вопрос приобретает в настоящее время в связи с поставленной в реформе задачей «улучшить психолого-педагогическое изучение учащихся на протяжении всего периода обучения». Это требует создания в ближайшее время научно-методических центров по разработке, адаптации методов, создания на базе Общества психологов СССР экспертных комиссий по утверждению методического арсенала. Были проанализированы место и роль высокоформализованных методов (тестов) и малоформализованных методов — таких, как беседа, наблюдение — в работе службы и показано, что только их параллельное применение позволит сделать эффективной диагностическую работу службы. Подчеркивалось, что отсутствие утвержденных и проверенных методов при имеющейся в школе большой потребности в диагностике индивидуальных особенностей детей приводит зачастую, к тому, что в роли школьных психологов выступают люди, не имеющие специальной психологической и педагогической подготовки, пользующиеся случайными, теоретически не обоснованными, не валидизированными тестами. Опасность этого трудно переоценить.

На секции определенное внимание было уделено рассмотрению вопроса о критериях эффективности работы психологической службы, о методах оценки деятельности школьных психологов.

В целом работа секции показала, что имеется определенный прогресс в развитии школьной психологической службы, что стала очевидной ее необходимость для системы народного образования. И в то же время все еще остается много нерешенных проблем: отсутствует единое представление о содержании работы службы, нет органа, координирующего различные работы, ведущиеся в этой области, в результате чего опыт оказывается крайне дробным и разнонаправленным; отсутствует материально-техническое, обеспечение службы: бланки методик, карты обследования, анкеты и т.п. В связи с этим участники вновь обратились к опыту Братиславского психодиагностического центра, о котором уже не раз писали «Вопросы психологии». Необходимость, заключения договоров с Братиславским центром и создание подобного предприятия у нас в стране является одной из первоочередных задач в плане дальнейшего развертывания службы.

В результате работы секции был выделен ряд первоочередных научно-методических и организационных задач по дальнейшему развитию школьной психологической службы. Общие цели деятельности, задачи и формы работы психологической службы, обсуждавшиеся в ходе дискуссии, выявили настоятельную необходимость разработки типового Положения, определяющего содержание, формы и методы работы психологической службы в системе народного образования. В связи с этим участники заседаний с интересом отнеслись к «Положению о психологической службе в системе народного образования», разработанному в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, и предложили провести его широкое обсуждение с тем, чтобы в дальнейшем выработать единый подход и требования к этому новому виду психологической практики.