Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

85

 

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СТУДЕНТАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПСИХОЛОГИИ

 

А.И. КЛИМЕНКО

 

Качество подготовки выпускников вузов находится в прямой зависимости от того, насколько умело и действенно используются все возможности активизации мышления студентов в учебном процессе. Одним из приемов, активизирующих умственную деятельность студентов на занятиях по психологии, является решение психологических задач.

В настоящее время имеется достаточно сборников, в которых собраны задачи по психологии. Характер этих задач различен. В одних задачах описываются жизненные и педагогические ситуации, которые требуют психологического истолкования, есть задачи-вопросы для повторения к учебному тексту, задачи, требующие от студента объяснения экспериментальных фактов и т.д. Выбор типа задачи зависит от многих причин (факторов), и прежде всего от цели, преследуемой при решении задач, состава студентов, уровня их подготовленности, специфики факультета, вида учебной работы.

Анализ нашего опыта по применению задач на занятиях по психологии на физико-математическом факультете при изучении курса «Общая психология» показывает, как различные типы задач-вопросов могут быть успешно использованы во всех видах учебной работы со студентами: 1) при чтении лекций; 2) на практических (лабораторных) занятиях; 3) во время групповых и индивидуальных консультаций (а также на коллоквиумах); 4) при выполнении контрольных письменных работ по отдельным темам; 5) в ходе подготовки студентов к практическим занятиям и к экзамену; 6) на экзаменах.

При чтении лекций задачи можно успешно использовать в начале, процессе чтения и в конце лекции в зависимости от преследуемой цели.

1. В начале лекции, до изложения нового материала:

а) с целью привлечения внимания студентов для того, чтобы возбудить у них интерес к соответствующей теме, для стимулирования студентов к активной работе (здесь можно использовать «задачи-интриги», «задачи-проблемы», «вопросы-задачи»). Так, по теме «Внимание» студентам предлагается следующий вопрос: «Читая лекцию, делая доклад, когда лучше сообщать наиболее важные и сложные для усвоения мысли: в начале, в середине или в конце и почему?»;

б) с целью контроля подготовленности студентов к лекции, а также уровня понимания ими лекционного материала. Как пример, следующая задача по теме «Внимание»: «Существуют различные мнения о том, кого из учащихся следует считать более внимательным. Одни полагают: если ученика не могут отвлечь ни разговоры, ни посторонние шумы, он, конечно, внимателен. Другие думают: внимателен тот, кто, рассказывая, видит и слышит все, что делается вокруг. Третьи под внимательностью понимают способность мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много деталей. О каком свойстве внимания идет речь в каждом из этих случаев?».

2. В ходе чтения лекции:

а) для того чтобы выделить в материале наиболее сложные, значимые понятия и стимулировать усвоение их сущности. Примером может быть следующий вопрос по теме «Предмет психологии»: «Какие теоретические положения психологии подтверждают слова

 

86

 

В.И. Ленина: «Вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела... Наши ощущения суть образы внешнего мира»?»;

б) с целью конкретизировать те или иные теоретические положения и проверить понимание этих положений или с целью получения оперативной информации о процессе овладения знаниями по данной конкретной теме;

в) с целью подведения студентов к раскрытию той или иной психологической закономерности или для обоснования некоторых теоретических положений.

3. В конце лекции:

а) с целью дать студенту возможность еще раз осмыслить изложенный материал на лекции или для усиления текущего контроля за усвоением лекционного материала.

За 15—18 мин до окончания лекции возможно решение задач как безмашинное, так и с помощью диапроектора ЛЭТИ с дистанционным управлением. Выбор зависит здесь от конкретной ситуации на лекции.

Целесообразно разрешать студентам пользоваться «свежим» конспектом, чтобы ответить на вопросы задачи. В этом случае исчезает необходимость переговариваться с товарищами, появляется желание внимательно и осознанно вести запись лекции;

б) с целью закрепления, углубления усвоенного материала и стимулирования самостоятельной, работы дома. Так, к примеру, по теме «Воля» следующий вопрос: «Школьная практика показывает, что волевые усилия учащихся нередко увеличивают такие замечания учителей: «Неужели мы лучше не можем работать? Я этому не верю»; «Разве так работают настойчивые люди?», «Неужели для тебя это трудно, ты ведь взрослый человек» и т. п. Однако в ряде случаев такие замечания не дают нужного эффекта. На возбуждение какого мотива, стимулирующего волевое усилие, направлены подобные замечания? При каком условии, связанном с индивидуальными особенностями ученика, эти замечания могут дать положительный эффект?»

На практических (лабораторных) занятиях задачи используются в тех же целях, что и на лекции, правда, здесь имеется возможность глубже и разностороннее проанализировать материал задачи. Например, при решении задач с наглядным материалом студенты должны дать психологическое объяснение каждого конкретного педагогического случая, психологический анализ разнообразных психологических ситуаций.

Во время групповых и индивидуальных консультаций, а также на коллоквиумах, особенно по темам, вынесенным на самостоятельное изучение, с помощью решения задач можно получить срочную информацию от большого количества студентов об усвоении ими психологических положений и выяснить, какие вопросы необходимо повторить.

При выполнении контрольных письменных работ. Контрольные письменные работы по отдельным темам учебного курса могут иметь место как на лекциях, так и на практических занятиях. Содержанием контрольных письменных работ может быть и решение задач. При этом широко используется как безмашинное решение, так и с помощью диапроектора ЛЭТИ по методике Е.А. Климова. Выбор типа решения зависит прежде всего от формы занятия и конкретной ситуации на занятии.

В ходе подготовки к практическим занятиям, а также к экзамену решение задач помогает студентам глубже понять, осмыслить и запомнить тот или иной учебный материал. Мы считаем обязательным включать в план практического занятия по каждой теме серию задач, с указанием названия сборника, откуда взяты задачи, страниц и номеров задач.

На экзаменах решение задач используется как дополнительный вопрос к билету. При оценке ответа студента учитывается и решение задач.

 

*

 

Задачи стимулируют умственную деятельность студентов, если они: интересны и актуальны, способствуют осознанию студентами практической значимости психологических знаний в будущей работе школьного учителя, обеспечивают мотивационную готовность студентов к решению задач, используются с учетом формы и цели занятия.