79
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ УЧАЩИХСЯ
Н.И. СУДАКОВ
За несколько десятилетий изучения нравственных идеалов учащейся молодежи советские психологи собрали богатый научный материал относительно содержания, строения, функций, возрастных особенностей, а также закономерностей их формирования. На основе марксистско-ленинского учения был качественно обновлен и усовершенствован категориальный аппарат данной проблемы. Были выявлены основные тенденции и направления развития идеалов у подрастающего поколения под влиянием социально-экономических изменений, происшедших в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции. Изучена роль ведущих учебных дисциплин и некоторых воспитательных мероприятий в их становлении. Выявлены связи нравственных идеалов с важнейшими компонентами и характеристиками личности, а также их регулирующие функции в поведении учащихся. Были усовершенствованы методики изучения нравственных идеалов на основе новых теоретических концепций понимания их сущности [3], [14], [6].
На июньском (1983 г.) и апрельском (1984 г.) Пленумах ЦК КПСС было указано на необходимость более активно ставить на службу нашим воспитательным целям великую притягательную силу коммунистических идеалов. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» подчеркнуто, что школа обязана вырабатывать у учащихся внутреннюю потребность жить и действовать по принципам коммунистической морали, неукоснительно соблюдать правила социалистического общежития, советские законы [1]. Эта воспитательная работа должна осуществляться на основе хорошо выверенных современных научных данных психологии и педагогики.
Однако в исследовании психологии нравственных идеалов школьников есть, нерешенные проблемы, не изученные до конца вопросы. Нельзя, например, считать завершенным познание структуры нравственных идеалов, характера связей между их отдельными компонентами, специфику функций и роль идеалов в формировании личности и регулировании ее поведения. Не преодолено до конца представление об этических идеалах учащихся как преимущественно об однокомпонентных структурных образованиях. Ввиду этого рекомендации по воспитанию нравственных идеалов учащихся не всегда обоснованы, конкретны и эффективны.
В исследовании, результаты которого частично освещаются в данной статье, была поставлена цель: в свете марксистско-ленинского учения о личности, достижений психологической науки и принципов системного подхода углубленно изучить содержание, структуру, закономерные связи между структурными компонентами, функции нравственных идеалов, а также факторы, определяющие их формирование, обосновать теоретическую концепцию, наиболее адекватно отражающую их сущность, и, исходя из этого, разработать и внедрить в практику рекомендации по воспитанию учащихся в духе идеалов коммунизма.
В настоящей статье освещаются лишь те аспекты исследования, которые связаны с обоснованием методики изучения содержания нравственных идеалов и теоретической модели понимания их строения и функционирования, а также даются рекомендации, направленные, на дальнейшее совершенствование их формирования в процессе обучения и во
80
внеклассной работе. При обосновании методики исследования нравственных идеалов школьников мы исходили из положения советских психологов, согласно которому идеалы — своеобразная форма опережающего отражения действительности в виде сложного образа нравственно совершенной личности человека развитого социалистического общества. Мы принимали во внимание всю сложность факторов, определяющих формирование нравственных идеалов, и в ходе их изучения опирались на теоретические положения основоположников научного коммунизма о том, что история отдельного индивида не может быть оторвана от истории предшествовавших или современных ему индивидов, а определяется ею [2; 440].
Основной методикой для изучения идеалов учащихся, используемой психологами длительное время, остается анализирование ответов на следующие два вопроса: на кого больше всего ты хотел бы походить из тех людей, которых знаешь или о которых читал или слышал? Какие качества этих людей больше всего тебе нравятся? Легко заметить, что содержание нравственного идеала обнаруживается здесь при оценке учеником качеств и особенностей значимого для него человека. Нами был заимствован и развит этот принцип. Вместе с тем мы полагали, что анализ, и оценка лишь одного значимого для ученика человека, на которого он больше всего хотел бы походить, неизбежно влечет ограниченную и достаточно фрагментарную информацию о содержании его нравственных идеалов.
Эксперименты проведены с 519 учащимися III, V, VII, IX классов средних школ № 9 и 26 г. Смоленска, Шумячской сельской школы Смоленской области и со студентами I курса Смоленского педагогического института им. К. Маркса.
Практика убедительно доказывала, что у каждого ученика имеется от 10 до 12 позитивно значимых (референтных) для него лиц из микро- и макросреды. Поэтому мы избрали следующий путь выявления этических идеалов учащихся: первоначально была поставлена задача через систему соответствующих нравственных понятий сконструировать представление, обобщенную модель нравственно совершенного человека социалистического общества. Затем предполагалось выявить, как это представление отражается в индивидуальном сознании учащихся, каким конкретным содержанием оно наполняется.
В связи с этим на первом этапе исследования обосновывался отбор тех понятий, при помощи которых были очерчены контуры нравственно совершенной личности нашего общества. Эти понятия охватывали моральные ценности всех основных сфер человеческих отношений: отношение к Родине (любовь к социалистической Родине, преданность делу коммунизма, чувство интернационального долга), отношение к труду (добросовестность в труде на благо общества, трудолюбие, дисциплинированность, чувство общественного долга, коллективизм и товарищество, бережное отношение к социалистической собственности), отношение к другим людям (чуткость, уважение людей всех национальностей и нетерпимое отношение к национальной и расовой неприязни, тунеядству, карьеризму, стяжательству, доброта, принципиальность, справедливость, верность слову), отношение к самому себе (простота, скромность, уверенность в себе, жизнерадостность).
На втором этапе исследования выявлялось, как это утверждаемое в нашем обществе содержание нравственно совершенной личности понимают школьники, какие общие возрастные и индивидуальные особенности здесь проявляются. В этих целях выяснялось, во-первых, кто из известных им людей обладает перечисленными выше нравственными качествами и, во-вторых, какими нравственными достоинствами наделяют этих людей сами учащиеся. Экспериментатор называл нравственные понятия, перечисленные выше, а школьники приводили примеры, связывая эти понятия с именами выдающихся политических, государственных деятелей, героев художественных произведений, учителей, товарищей, родственников, которые, по их мнению, обладают этими качествами. При этом примеры могли повторяться.
С испытуемыми проводились три серии экспериментов. В каждой серии исследователь называл понятия, характеризующие собирательный образ советского
81
человека, а школьники записывали фамилии людей, обладающих качествами, отвечающими этим понятиям. Поскольку в предварительных беседах учащиеся VII—IX классов проявили правильное понимание содержания интересующих нас понятий, эксперименты в этих классах не сопровождались какими-либо пояснениями и иллюстрациями. В то же время в III— V классах, где учащиеся испытывали затруднения в адекватном понимании содержания этих понятий, экспериментатор делал соответствующие пояснения, иллюстрировал называемые понятия различными примерами из жизни и из литературы. Порядок этих понятий в экспериментах каждой серии варьировался.
При обработке полученных материалов мы выписали фамилии, названные каждым учеником во всех трех сериях экспериментов два и более раз. Таким образом выяснилось, в каких людях персонифицируются нравственные ценности, названные экспериментатором. Встал вопрос, какими качествами школьники наделяют тех же людей самостоятельно (без какой-либо подсказки). Чтобы выяснить это, через некоторое время (5—10 дней) проводились дополнительные эксперименты. Испытуемым предъявляли в письменном виде фамилии людей, зафиксированные в основном эксперименте, названные ими два и более раз, и просили записать все достоинства, свойственные, по их мнению, этим личностям. Кроме того, ученикам предлагали высказать свои соображения относительно содержания и значения этих нравственных ценностей.
В результате анализа данных, полученных во всех описанных выше экспериментах, оказалось, что в число людей, лично значимых (референтных) для каждого ученика (их они называли два и более раз), входят представители микро- и макроокружения. Этих людей ученики наделяли нравственными ценностями либо в одной из обозначенных областей отношений (отношение к Родине), либо в нескольких (отношение к труду, Родине, окружающим людям и др.). В совокупности данные образы кодировали подавляющее большинство привлекательных для учащихся нравственных ценностей основных сфер человеческих отношений, которые в то же время являлись ценностными ориентациями самих учащихся.
В специальных исследованиях была доказана роль интересующих нас структурных образований в решении учащимися таких жизненно важных для них проблем, как оценка окружающих людей, самих себя и выбор профессии, т.е. проблем, которые в ранее проведенных работах психологи непременно связывали с функционированием нравственных идеалов [4], [6].
Для выявления роли образов названных выше лиц в оценке сверстников старшеклассникам (75 человек) было предложено осуществить своеобразное ранжирование учащихся своего класса по параметру их нравственного совершенства и нравственного влияния на товарищей. Предварительно рекомендовалось в одну группу включать тех, кто имеет приблизительно сходные нравственные идеалы и меру этического влияния в классе. На какие группы старшеклассники будут классифицировать по указанным признакам своих товарищей по классу? Какие места в этих группах займут те учащиеся, фамилии которых повторялись ранее в основных экспериментах при выявлении лично значимых для них лиц? Вот те вопросы, которые представляли для нас несомненный интерес.
Испытуемые классифицировали товарищей по учебе с учетом названных выше признаков на 3—5 групп, реже на 6—7. В основном эксперименте с этими же испытуемыми было выявлено 176 сверстников, фамилии которых повторялись. Теперь из 176 сверстников 160 вошли в состав первых трех групп. Из них 157 заняли в них первые 3 места и только 3 школьника вошли в 4-ю и 5-ю группы и заняли 1—3-е места. Другими словами, учащиеся, фамилии которых повторялись в основном эксперименте, теперь стали как бы своеобразными точками отсчета степени нравственного совершенства товарищей по классу, играли роль эталонов поведения. С ними учащиеся сопоставляли одноклассников и себя, В связи с изложенным представляется оправданным образы одноклассников, фамилии которых повторялись в основном эксперименте (значимых для испытуемых), включать в содержание и структуру
82
нравственных идеалов этих испытуемых.
Интересные данные, подтверждающие обоснованность сформулированного вывода, были получены нами в ходе изучения роли анализируемых психологических образований при принятии решений относительно будущей профессии.
Юношей и девушек, успешно сдавших вступительные экзамены в педагогический институт (150 человек), мы попросили написать сочинение, в котором они должны были рассказать, почему, под влиянием кого у них складывалось намерение поступить в данное учебное заведение, какими доводами они руководствовались при этом. Спустя месяц после написания сочинения с этими же юношами и девушками были проведены эксперименты по методике, изложенной выше. Получилось, что 18 % общего числа лиц, фамилии которых повторялись два и более раз в основном эксперименте, теперь были названы в сочинениях как оказавшие влияние на принятие старшеклассниками решения выбрать профессию учителя. Процент учителей и родителей среди этих лиц особенно высок — 74 %. Обоснование решения относительно будущей профессии, по словам учеников, осуществлялось в ходе их реального или мысленного обращения к тем людям, в которых персонифицировались нравственные понятия, названные учителем в основном эксперименте.
Следовательно, психологические образования, включающие представления об определенных личностях, которых учащиеся неоднократно называли лучшими из известных им людей (зная их отношение к Родине, к труду, к людям) и наделяли их ценными для себя качествами, объективно выполняют функции нравственных идеалов данных учащихся и регулируют их поведение.
На основе анализа указанных выше содержательных и структурных психологических образований мы составили схему нравственных идеалов наших испытуемых. Из этой схемы следовало, что в структуру нравственного идеала ученика входят образы нескольких представителей микросреды (учитель, родственник, товарищи, друзья), а также макросреды. В соответствии с ранжированным рядом всех названных лиц первые места занимают партийные и государственные деятели, военачальники, герои гражданской и Великой Отечественной войн, известные в нашей стране передовые рабочие, деятели науки и культуры. Названы, в частности, строители БАМа, спортсмены. Образы этих лиц ассоциируются у учащихся с определенными нравственными ценностями (смелость, любовь к Родине, преданность КПСС, интернационализм, знания, трудолюбие, добросовестное отношение к труду, доброта, справедливость и др.), которые в какой-то степени присущи самим учащимся и, следовательно, составляют содержание их нравственных идеалов. Кратко содержание нравственных идеалов учащихся средней школы можно обозначить «триадой» — знания, труд, гражданский долг.
Аналогично можно передать индивидуальные и возрастные особенности содержания и строения нравственных идеалов мальчиков и девочек, юношей и девушек. Приведем обобщенные модели нравственных идеалов учащихся V, VII, IX классов.
V класс
VII класс
83
IX класс
Условные обозначения: Ма и Ми — макро- и микросреды, У — учитель; Р — родственники; Зн — знакомые; ТД — товарищи, друзья, РЛ — реальные люди из макроокружения; ПХП — персонажи художественных произведений и кинофильмов. Римскими цифрами обозначены основные сферы отношений, в которых проявляются нравственные ценности людей; арабскими — среднее значение количества образов, входящих в структуру нравственного идеала.
Нетрудно заметить, что возрастные различия идеалов учащихся обнаруживаются как по параметру количества значимых для них лиц, образы которых входят в структуру этих идеалов, так и по качеству и объему нравственных ценностей, обнаруживаемых учащимися разных классов у этих лиц.
Наряду с общими чертами нравственных идеалов мальчиков и девочек, юношей и девушек обнаружились некоторые особенности этих идеалов, обусловленные принадлежностью учащихся к соответствующему полу. Мальчиков и юношей больше влечет мир строителей, изобретателей, военных, механизаторов. Они особенно ценят в людях знания, верность слову, смелость, справедливость, чувство долга. Девочек и девушек особенно интересуют отношения между людьми. Большое значение они придают чувству коллективной ответственности за порученное дело, тщательности его исполнения.
В приведенных моделях нравственных идеалов учащихся отражены чрезвычайно существенные особенности этих идеалов: мера сочетания в них образов значимых лиц из микро- и макросред, как полно в них представлены ценности, отвечающие требованиям этих сред. Однако для вполне содержательной характеристики нравственных идеалов этого недостаточно. Важно знать, насколько глубоко и адекватно школьники понимают нравственные ценности, которыми наделяют значимых для себя лиц, и сведения о влиянии этих представлений на повседневное поведение учащихся. Характеристика идеалов по этим параметрам — предмет специального сообщения.
Приведенные выше модели, а также весь фактический материал, полученный в ходе экспериментов, позволяет сформулировать следующие выводы.
Нравственные идеалы учащихся — многокомпонентные функциональные системы, включающие наглядно-образные (образы положительных, нравственно значимых для них лиц) и oбoбщенно-понятийные (нравственные ценности, которыми ученики наделяют названных выше лиц) элементы. Закономерностью строения нравственного идеала каждого ученика является наличие в его структуре образов положительных, личностно значимых для него лиц из микро- и макросред, в которых персонифицируются известные нравственные ценности.
Нравственные идеалы — многоуровневые
84
психологические структурные образования: одни их элементы отражают нравственные требования микросреды, другие — макросреды, третьи включает и то, и другое.
Нравственные идеалы являются регуляторами поведения учащихся в различных жизненных ситуациях. В качестве непосредственных психологических механизмов этого выступают их главные структурные элементы: образы положительных, личностно значимых для учащихся лиц, в которых персонифицируются соответствующие собственные нравственные ценности. Эти структурные образования являются эталонами анализа и оценки учащимися окружающих людей, их поступков, действий и решений, а также критерием своего собственного поведения.
Полученная в ходе исследования информация имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. В результате использования обосновываемой нами методики изучения нравственных идеалов учитель будет располагать данными относительно того, какие содержательные и структурные элементы их уже сформированы у учащихся, какие — нет, насколько гармонично в структуре идеалов отражены нравственные ценности, обусловленные влиянием микро- и макросред. Эта информация позволит понять, каков запас нравственных ценностей учащихся для характеристики обобщенного образа личности советского человека, а следовательно, насколько правильно каждый из них подходит к оценке других людей и себя, какие понятия и ценности следует углубить или сформировать. Повседневные наблюдения за поведением школьников дадут возможность сделать выводы о том, как знания учеников о нравственности, персонифицированные в образах известных им людей, становятся ценностями, регулирующими их поведение, что необходимо сделать, чтобы эти ценности стали устойчивой чертой характера учащихся.
1. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы.— М., 1984.— 112 с.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т. 3.
3. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком.— М., 1982.— 199 с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М., 1963.— 463 с.
5. Судаков Н. И. Нравственный идеал и формирование личности школьника.— Вопросы психологии. 1973. № 3. С. 104—113.
6. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности.— М., 1981.— 208 с.
Поступила в редакцию 15.II 1984 г.