Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

79

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ УЧАЩИХСЯ

 

Н.И. СУДАКОВ

 

За несколько десятилетий изучения нравственных идеалов учащейся молодежи советские психологи собрали богатый научный материал относительно содержания, строения, функций, возрастных особенностей, а также закономерностей их формирования. На основе марксистско-ленинского учения был качественно обновлен и усовершенствован категориальный аппарат данной проблемы. Были выявлены основные тенденции и направления развития идеалов у подрастающего поколения под влиянием социально-экономических изменений, происшедших в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции. Изучена роль ведущих учебных дисциплин и некоторых воспитательных мероприятий в их становлении. Выявлены связи нравственных идеалов с важнейшими компонентами и характеристиками личности, а также их регулирующие функции в поведении учащихся. Были усовершенствованы методики изучения нравственных идеалов на основе новых теоретических концепций понимания их сущности [3], [14], [6].

На июньском (1983 г.) и апрельском (1984 г.) Пленумах ЦК КПСС было указано на необходимость более активно ставить на службу нашим воспитательным целям великую притягательную силу коммунистических идеалов. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» подчеркнуто, что школа обязана вырабатывать у учащихся внутреннюю потребность жить и действовать по принципам коммунистической морали, неукоснительно соблюдать правила социалистического общежития, советские законы [1]. Эта воспитательная работа должна осуществляться на основе хорошо выверенных современных научных данных психологии и педагогики.

Однако в исследовании психологии нравственных идеалов школьников есть, нерешенные проблемы, не изученные до конца вопросы. Нельзя, например, считать завершенным познание структуры нравственных идеалов, характера связей между их отдельными компонентами, специфику функций и роль идеалов в формировании личности и регулировании ее поведения. Не преодолено до конца представление об этических идеалах учащихся как преимущественно об однокомпонентных структурных образованиях. Ввиду этого рекомендации по воспитанию нравственных идеалов учащихся не всегда обоснованы, конкретны и эффективны.

В исследовании, результаты которого частично освещаются в данной статье, была поставлена цель: в свете марксистско-ленинского учения о личности, достижений психологической науки и принципов системного подхода углубленно изучить содержание, структуру, закономерные связи между структурными компонентами, функции нравственных идеалов, а также факторы, определяющие их формирование, обосновать теоретическую концепцию, наиболее адекватно отражающую их сущность, и, исходя из этого, разработать и внедрить в практику рекомендации по воспитанию учащихся в духе идеалов коммунизма.

В настоящей статье освещаются лишь те аспекты исследования, которые связаны с обоснованием методики изучения содержания нравственных идеалов и теоретической модели понимания их строения и функционирования, а также даются рекомендации, направленные, на дальнейшее совершенствование их формирования в процессе обучения и во

 

80

 

внеклассной работе. При обосновании методики исследования нравственных идеалов школьников мы исходили из положения советских психологов, согласно которому идеалы — своеобразная форма опережающего отражения действительности в виде сложного образа нравственно совершенной личности человека развитого социалистического общества. Мы принимали во внимание всю сложность факторов, определяющих формирование нравственных идеалов, и в ходе их изучения опирались на теоретические положения основоположников научного коммунизма о том, что история отдельного индивида не может быть оторвана от истории предшествовавших или современных ему индивидов, а определяется ею [2; 440].

Основной методикой для изучения идеалов учащихся, используемой психологами длительное время, остается анализирование ответов на следующие два вопроса: на кого больше всего ты хотел бы походить из тех людей, которых знаешь или о которых читал или слышал? Какие качества этих людей больше всего тебе нравятся? Легко заметить, что содержание нравственного идеала обнаруживается здесь при оценке учеником качеств и особенностей значимого для него человека. Нами был заимствован и развит этот принцип. Вместе с тем мы полагали, что анализ, и оценка лишь одного значимого для ученика человека, на которого он больше всего хотел бы походить, неизбежно влечет ограниченную и достаточно фрагментарную информацию о содержании его нравственных идеалов.

Эксперименты проведены с 519 учащимися III, V, VII, IX классов средних школ № 9 и 26 г. Смоленска, Шумячской сельской школы Смоленской области и со студентами I курса Смоленского педагогического института им. К. Маркса.

Практика убедительно доказывала, что у каждого ученика имеется от 10 до 12 позитивно значимых (референтных) для него лиц из микро- и макросреды. Поэтому мы избрали следующий путь выявления этических идеалов учащихся: первоначально была поставлена задача через систему соответствующих нравственных понятий сконструировать представление, обобщенную модель нравственно совершенного человека социалистического общества. Затем предполагалось выявить, как это представление отражается в индивидуальном сознании учащихся, каким конкретным содержанием оно наполняется.

В связи с этим на первом этапе исследования обосновывался отбор тех понятий, при помощи которых были очерчены контуры нравственно совершенной личности нашего общества. Эти понятия охватывали моральные ценности всех основных сфер человеческих отношений: отношение к Родине (любовь к социалистической Родине, преданность делу коммунизма, чувство интернационального долга), отношение к труду (добросовестность в труде на благо общества, трудолюбие, дисциплинированность, чувство общественного долга, коллективизм и товарищество, бережное отношение к социалистической собственности), отношение к другим людям (чуткость, уважение людей всех национальностей и нетерпимое отношение к национальной и расовой неприязни, тунеядству, карьеризму, стяжательству, доброта, принципиальность, справедливость, верность слову), отношение к самому себе (простота, скромность, уверенность в себе, жизнерадостность).

На втором этапе исследования выявлялось, как это утверждаемое в нашем обществе содержание нравственно совершенной личности понимают школьники, какие общие возрастные и индивидуальные особенности здесь проявляются. В этих целях выяснялось, во-первых, кто из известных им людей обладает перечисленными выше нравственными качествами и, во-вторых, какими нравственными достоинствами наделяют этих людей сами учащиеся. Экспериментатор называл нравственные понятия, перечисленные выше, а школьники приводили примеры, связывая эти понятия с именами выдающихся политических, государственных деятелей, героев художественных произведений, учителей, товарищей, родственников, которые, по их мнению, обладают этими качествами. При этом примеры могли повторяться.

С испытуемыми проводились три серии экспериментов. В каждой серии исследователь называл понятия, характеризующие собирательный образ советского

 

81

 

человека, а школьники записывали фамилии людей, обладающих качествами, отвечающими этим понятиям. Поскольку в предварительных беседах учащиеся VIIIX классов проявили правильное понимание содержания интересующих нас понятий, эксперименты в этих классах не сопровождались какими-либо пояснениями и иллюстрациями. В то же время в IIIV классах, где учащиеся испытывали затруднения в адекватном понимании содержания этих понятий, экспериментатор делал соответствующие пояснения, иллюстрировал называемые понятия различными примерами из жизни и из литературы. Порядок этих понятий в экспериментах каждой серии варьировался.

При обработке полученных материалов мы выписали фамилии, названные каждым учеником во всех трех сериях экспериментов два и более раз. Таким образом выяснилось, в каких людях персонифицируются нравственные ценности, названные экспериментатором. Встал вопрос, какими качествами школьники наделяют тех же людей самостоятельно (без какой-либо подсказки). Чтобы выяснить это, через некоторое время (5—10 дней) проводились дополнительные эксперименты. Испытуемым предъявляли в письменном виде фамилии людей, зафиксированные в основном эксперименте, названные ими два и более раз, и просили записать все достоинства, свойственные, по их мнению, этим личностям. Кроме того, ученикам предлагали высказать свои соображения относительно содержания и значения этих нравственных ценностей.

В результате анализа данных, полученных во всех описанных выше экспериментах, оказалось, что в число людей, лично значимых (референтных) для каждого ученика (их они называли два и более раз), входят представители микро- и макроокружения. Этих людей ученики наделяли нравственными ценностями либо в одной из обозначенных областей отношений (отношение к Родине), либо в нескольких (отношение к труду, Родине, окружающим людям и др.). В совокупности данные образы кодировали подавляющее большинство привлекательных для учащихся нравственных ценностей основных сфер человеческих отношений, которые в то же время являлись ценностными ориентациями самих учащихся.

В специальных исследованиях была доказана роль интересующих нас структурных образований в решении учащимися таких жизненно важных для них проблем, как оценка окружающих людей, самих себя и выбор профессии, т.е. проблем, которые в ранее проведенных работах психологи непременно связывали с функционированием нравственных идеалов [4], [6].

Для выявления роли образов названных выше лиц в оценке сверстников старшеклассникам (75 человек) было предложено осуществить своеобразное ранжирование учащихся своего класса по параметру их нравственного совершенства и нравственного влияния на товарищей. Предварительно рекомендовалось в одну группу включать тех, кто имеет приблизительно сходные нравственные идеалы и меру этического влияния в классе. На какие группы старшеклассники будут классифицировать по указанным признакам своих товарищей по классу? Какие места в этих группах займут те учащиеся, фамилии которых повторялись ранее в основных экспериментах при выявлении лично значимых для них лиц? Вот те вопросы, которые представляли для нас несомненный интерес.

Испытуемые классифицировали товарищей по учебе с учетом названных выше признаков на 3—5 групп, реже на 6—7. В основном эксперименте с этими же испытуемыми было выявлено 176 сверстников, фамилии которых повторялись. Теперь из 176 сверстников 160 вошли в состав первых трех групп. Из них 157 заняли в них первые 3 места и только 3 школьника вошли в 4-ю и 5-ю группы и заняли 1—3-е места. Другими словами, учащиеся, фамилии которых повторялись в основном эксперименте, теперь стали как бы своеобразными точками отсчета степени нравственного совершенства товарищей по классу, играли роль эталонов поведения. С ними учащиеся сопоставляли одноклассников и себя, В связи с изложенным представляется оправданным образы одноклассников, фамилии которых повторялись в основном эксперименте (значимых для испытуемых), включать в содержание и структуру

 

82

 

нравственных идеалов этих испытуемых.

Интересные данные, подтверждающие обоснованность сформулированного вывода, были получены нами в ходе изучения роли анализируемых психологических образований при принятии решений относительно будущей профессии.

Юношей и девушек, успешно сдавших вступительные экзамены в педагогический институт (150 человек), мы попросили написать сочинение, в котором они должны были рассказать, почему, под влиянием кого у них складывалось намерение поступить в данное учебное заведение, какими доводами они руководствовались при этом. Спустя месяц после написания сочинения с этими же юношами и девушками были проведены эксперименты по методике, изложенной выше. Получилось, что 18 % общего числа лиц, фамилии которых повторялись два и более раз в основном эксперименте, теперь были названы в сочинениях как оказавшие влияние на принятие старшеклассниками решения выбрать профессию учителя. Процент учителей и родителей среди этих лиц особенно высок — 74 %. Обоснование решения относительно будущей профессии, по словам учеников, осуществлялось в ходе их реального или мысленного обращения к тем людям, в которых персонифицировались нравственные понятия, названные учителем в основном эксперименте.

Следовательно, психологические образования, включающие представления об определенных личностях, которых учащиеся неоднократно называли лучшими из известных им людей (зная их отношение к Родине, к труду, к людям) и наделяли их ценными для себя качествами, объективно выполняют функции нравственных идеалов данных учащихся и регулируют их поведение.

На основе анализа указанных выше содержательных и структурных психологических образований мы составили схему нравственных идеалов наших испытуемых. Из этой схемы следовало, что в структуру нравственного идеала ученика входят образы нескольких представителей микросреды (учитель, родственник, товарищи, друзья), а также макросреды. В соответствии с ранжированным рядом всех названных лиц первые места занимают партийные и государственные деятели, военачальники, герои гражданской и Великой Отечественной войн, известные в нашей стране передовые рабочие, деятели науки и культуры. Названы, в частности, строители БАМа, спортсмены. Образы этих лиц ассоциируются у учащихся с определенными нравственными ценностями (смелость, любовь к Родине, преданность КПСС, интернационализм, знания, трудолюбие, добросовестное отношение к труду, доброта, справедливость и др.), которые в какой-то степени присущи самим учащимся и, следовательно, составляют содержание их нравственных идеалов. Кратко содержание нравственных идеалов учащихся средней школы можно обозначить «триадой» — знания, труд, гражданский долг.

Аналогично можно передать индивидуальные и возрастные особенности содержания и строения нравственных идеалов мальчиков и девочек, юношей и девушек. Приведем обобщенные модели нравственных идеалов учащихся V, VII, IX классов.

 

V класс

 

VII класс

 

 

83

 

IX класс

 

 

Условные обозначения: Ма и Ми — макро- и микросреды, У — учитель; Р — родственники; Зн — знакомые; ТД — товарищи, друзья, РЛ — реальные люди из макроокружения; ПХП — персонажи художественных произведений и кинофильмов. Римскими цифрами обозначены основные сферы отношений, в которых проявляются нравственные ценности людей; арабскими — среднее значение количества образов, входящих в структуру нравственного идеала.

 

Нетрудно заметить, что возрастные различия идеалов учащихся обнаруживаются как по параметру количества значимых для них лиц, образы которых входят в структуру этих идеалов, так и по качеству и объему нравственных ценностей, обнаруживаемых учащимися разных классов у этих лиц.

Наряду с общими чертами нравственных идеалов мальчиков и девочек, юношей и девушек обнаружились некоторые особенности этих идеалов, обусловленные принадлежностью учащихся к соответствующему полу. Мальчиков и юношей больше влечет мир строителей, изобретателей, военных, механизаторов. Они особенно ценят в людях знания, верность слову, смелость, справедливость, чувство долга. Девочек и девушек особенно интересуют отношения между людьми. Большое значение они придают чувству коллективной ответственности за порученное дело, тщательности его исполнения.

В приведенных моделях нравственных идеалов учащихся отражены чрезвычайно существенные особенности этих идеалов: мера сочетания в них образов значимых лиц из микро- и макросред, как полно в них представлены ценности, отвечающие требованиям этих сред. Однако для вполне содержательной характеристики нравственных идеалов этого недостаточно. Важно знать, насколько глубоко и адекватно школьники понимают нравственные ценности, которыми наделяют значимых для себя лиц, и сведения о влиянии этих представлений на повседневное поведение учащихся. Характеристика идеалов по этим параметрам — предмет специального сообщения.

Приведенные выше модели, а также весь фактический материал, полученный в ходе экспериментов, позволяет сформулировать следующие выводы.

Нравственные идеалы учащихся — многокомпонентные функциональные системы, включающие наглядно-образные (образы положительных, нравственно значимых для них лиц) и oбoбщенно-понятийные (нравственные ценности, которыми ученики наделяют названных выше лиц) элементы. Закономерностью строения нравственного идеала каждого ученика является наличие в его структуре образов положительных, личностно значимых для него лиц из микро- и макросред, в которых персонифицируются известные нравственные ценности.

Нравственные идеалы — многоуровневые

 

84

 

психологические структурные образования: одни их элементы отражают нравственные требования микросреды, другие — макросреды, третьи включает и то, и другое.

Нравственные идеалы являются регуляторами поведения учащихся в различных жизненных ситуациях. В качестве непосредственных психологических механизмов этого выступают их главные структурные элементы: образы положительных, личностно значимых для учащихся лиц, в которых персонифицируются соответствующие собственные нравственные ценности. Эти структурные образования являются эталонами анализа и оценки учащимися окружающих людей, их поступков, действий и решений, а также критерием своего собственного поведения.

Полученная в ходе исследования информация имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. В результате использования обосновываемой нами методики изучения нравственных идеалов учитель будет располагать данными относительно того, какие содержательные и структурные элементы их уже сформированы у учащихся, какие — нет, насколько гармонично в структуре идеалов отражены нравственные ценности, обусловленные влиянием микро- и макросред. Эта информация позволит понять, каков запас нравственных ценностей учащихся для характеристики обобщенного образа личности советского человека, а следовательно, насколько правильно каждый из них подходит к оценке других людей и себя, какие понятия и ценности следует углубить или сформировать. Повседневные наблюдения за поведением школьников дадут возможность сделать выводы о том, как знания учеников о нравственности, персонифицированные в образах известных им людей, становятся ценностями, регулирующими их поведение, что необходимо сделать, чтобы эти ценности стали устойчивой чертой характера учащихся.

 

1. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы.— М., 1984.— 112 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т. 3.

3. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком.— М., 1982.— 199 с.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М., 1963.— 463 с.

5. Судаков Н. И. Нравственный идеал и формирование личности школьника.— Вопросы психологии. 1973. № 3. С. 104—113.

6. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности.— М., 1981.— 208 с.

 

Поступила в редакцию 15.II 1984 г.