Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

159

 

ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Salkind N. J. Theories of human development. — N. Y., etс.: Van Nostrand, 1981. — IX, 273 p.

 

Книга посвящена анализу теорий психического развития человека в зарубежной психологии. Каждая теория обсуждается по следующий схеме: основные допущения, философские основания, изучаемые переменные, методы исследования, области практического приложения. Выделяются четыре группы моделей психоонтогенеза человека: 1) теории созревания (гл. 3), 2) психоаналитические теории (гл. 4—5), 3) поведенческие теории (гл. 6—8), 4) организмические теории (гл. 9— 10).

В качестве ключевого вопроса при сопоставлении теорий выступает проблема соотношения биологического и социального в человеческой психике. Автор отмечает, что если в историко-научной перспективе по этой проблеме шла борьба между нативизмом и эмпиризмом, то в современной ее постановке подчеркивается необходимость преодоления крайних точек зрения, важность поиска «средней линии» (с. 29). В качестве таковой предлагается, двухфакторная модель (наследственность × среда). В теоретической основе этой модели по сути дела лежит генетическая теория развития, т. е. приложение принципов генетики к пониманию онтогенеза: реализация наследственной информации осуществляется в определенных средовых условиях. В данном контексте, автором не учитываемом, в представленных теориях имеет место искажение генетической теории развития, ее неадекватная и упрощенная методологическая ассимиляция, «перемешивание» преформистских и эпигенетических тенденций. Последние отражают только отдельные стороны генетической теории развития, этапы ее становления в истории биологии. С точки зрения теории созревания (А. Гезелл), последовательность и направление психического развития детерминированы биологической историей вида, среда выступает лишь в роли катализатора генетической программы (с. 60). В психоаналитической ориентации психическое развитие рассматривается как движимое биологическими, наследственно закрепленными влечениями (с. 87). С позиций поведенческих теорий (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, А. Бандура и др.) психическое развитие человека осуществляется в соответствии с законами научения при большем значении среды, что в конечном счете обусловлено эволюционно-генетическим процессом; подчеркивается идея машинообразности человеческого поведения, принципиальной тождественности его поведению животных (с. 181). Организмические теории (Ж. Пиаже, Г. Вернер. К. Ригель) интерпретируют психическое развитие человека как модификацию изначально заданных собственно психологических структур при активном взаимодействии организма и окружающей среды. Активность организма задается единством биологических явлений ассимиляции и аккомодации (Ж. Пиаже); ассимилируя, организм как бы накладывает на среду свои поведенческие схемы, аккомодируя — перестраивает эти схемы соответственно особенностям среды (с. 220—246).

Таким образом, в одних теориях более выражены реформистские тенденции (А. Гезелл, З. Фрейд), в других — эпигенетические тенденции (бихевиоризм, Пиаже). Однако для всех теорий справедливо утверждение: «Психическое развитие есть прогрессивная серия изменений, происходящая по заранее заданным образцам в результате взаимодействия между биологическими факторами и факторами окружающей среды» (с. 2).

В книге Н. Салкинда отсутствует анализ теорий психического развития человека, разрабатываемых в рамках советской психологии на основе диалектико-материалистической концепции развития и представлений об общественно-исторической природе психики человека. Это является существенным недостатком книги, который не позволил автору выявить основной порок рассматриваемых им теорий — натурализм. С другой стороны, в выявлении и преодолении натурализма теорий психического развития человека (по Л. Сэву «натурализм — детская болезнь психологии») важно не только вернее представление о роли социокультурных детерминант, но и адекватный учет биологических закономерностей, прежде всего принципов генетики как универсальных для онтогенеза любого живого существа, Возникает необходимость в двоякого рода представлениях: 1) о качественно различном характере эволюционно-генетической детерминации развития организма человека (в том числе структуры и функционирования нервной системы) по сравнению с общественно-исторической детерминацией развития человеческой психики; 2) о качественном отличии детерминированного эволюционно-генетическим процессом онтогенеза поведения животного по сравнению с общественно-исторической обусловленностью психического развития человека. Вместе с тем для преодоления натурализма необходимо учитывать специфику органических условий (индивидных особенностей) по отношению к психическому развитию человека. Гено-средовое взаимодействие обнаруживает себя именно на этом уровне — в возрастных и индивидуальных особенностях человеческого организма.

Итак, в силу ряда методологических причин обсуждение автора оказывается недостаточно критически направленным. Поэтому не достигается позитивная цель: сопоставительный анализ оказывается неэффективным, не прослеживаются пути к состыкованию теорий, действительному выявлению их предсказательных

 

160

 

и объяснительных возможностей. Констатируется лишь взаимодополнительность теорий: «подходы к психическому развитию столь же многогранны, сколь многогранно человеческое поведение» (с. 248). С позиций автора нельзя утверждать, что какая-либо теория лучше или хуже — о приоритете следует говорить только в плане «изучения отдельных сторон психической жизни» (с. 258).

Тем не менее психологи найдут в книге много интересного, полезного и систематически представленного материала.

 

А.З. Кукаркин

Москва