Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

158

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

УЧЕБНИК ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Zimbardo P. G. Psychologie. 4te Auflage. — Berlin— Heidelberg New York — Tokio: Springer Verlag, 1983. 784 S.

 

Рецензируемая книга представляет собой четвертое немецкое издание университетского учебника по общей психологии известного американского психолога Ф. Зимбардо. По сравнению с третьим немецким изданием и англоязычным прототипом, книга значительно переработана в плане адаптации к читательской аудитории и более полного отражения достижений европейской (точнее, западноевропейской) психологической мысли. Значительно улучшено оформление книги, заменено свыше половины иллюстраций, введены новые примеры конкретных психологических исследований, носящие преимущественно прикладной характер. Переработка осуществлена группой сотрудничающих с издательством «Шпрингер» психологов (В. Ангемайер, И. Бренгельманн, Т. Тикетер).

Жанр учебника предполагает изложение лишь хорошо обоснованных и разделяемых большинством членов научного сообщества положений. Поэтому для советского читателя книга Ф. Зимбардо представляет интерес прежде всего с точки зрения организации материала и расставляемых автором акцентов.

Обширный (около 800 страниц) текст разделен на четыре части. В первой из них — «Научные и человеческие основания психологии» — рассматриваются традиционные вопросы положения психологии в системе других научных дисциплин, специфика ее теоретических подходов, связь теории с эмпирическими данными. Специально выделен раздел о социальных следствиях психологических исследований, позволяющих, по мнению автора, не только описывать и объяснять поведение людей, но и целенаправленно управлять им. В качестве собственно научных рассматриваются физиологические механизмы психики и поведения. Сквозной темой изложения психологического материала является тема развития: от простейших сенсомоторных навыков до социальной структуры личности ребенка. Рассматривается также сексуальное, эмоциональное и моральное развитие на различных фазах жизни человека: от рождения до смерти.

Часть вторая посвящена исключительно познавательным процессам. На первом месте среди познавательных процессов стоит обучение, трактуемое, правда, в духе традиционной бихевиористской дихотомии классических и оперантных условных рефлексов. В специальном разделе описываются известные работы Е.Н. Соколова по ориентировочной реакции и нервной модели стимула. Упоминается также концепция социального научения (А. Бандура и др.), что вводит читателя в контекст современных американских исследований. Значительное внимание уделено когнитивным моделям познавательных процессов, основанным на аналогии между процессами познания человека и организацией переработки информации в вычислительном устройстве. Изложение доведено до концепции схематического знания («фреймы» и «скрипты»), которая позволяет интегрировать данные из таких разделов психологии, как психология мышления и памяти, с одной стороны, и психолингвистика, с другой.

Следующая часть книги называется «Внутренние детерминанты поведения и личность». Здесь сконцентрирован материал, раскрывающий специфику мотивации и эмоций, а также иллюстрирующий методические и теоретические подходы к проблеме личности, прежде всего бихевиористские, когнитивные и гуманистические. Рассматриваются основные области дифференциально-психологических исследований с акцентом на измерении интеллекта и креативности. Интересно, что не меньшее внимание уделено проблеме стресса, выдвигающейся в последнее время в число наиболее важных проблем прикладных психологических разработок. Подробно рассмотрены источники стресса, механизмы его развития и преодоления, психологические и психосоматические последствия. В последнем разделе обсуждаются психологические приемы редукции напряжения, способствующие укреплению психического здоровья человека.

Четвертая часть книги имеет выраженный прикладной характер. Она посвящена проблеме индивидуального и социального, но в специфической ее постановке. Изложение начинается с перечисления различных видов нарушений психического здоровья и соответствующих психотерапевтических методик. В особом разделе подробно обсуждаются процедуры и возможности психохирургии, шоковой терапии и хемотерапии. На этом клиническом фоне и развертывается обсуждение центральной проблемы индивида и среды, причем последняя явно выступает в качестве враждебной силы, деформирующей естественные тенденции развития личности. Проявления агрессии, расовых и классовых предубеждений представляются автору неизбежным побочным, продуктом изначальной антагонистичности

 

159

 

индивида и его социального окружения; роль психолога в таком случае заключается в сглаживании конфликтов, разработке методов их заблаговременного предупреждения и коррекции.

Оценивая книгу Ф. Зимбардо в целом, следует отметить, что она адекватно отражает исследования, ведущиеся психологами развитых стран Запада, а также проблемы современного капиталистического общества. В качестве источника справочной информации она может представлять интерес для специалистов по теории и истории психологии.

 

Б.М. Величковский

Москва