Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

167

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРИЯ

«ВЕСТНИКА МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

 

В.В. ЛУЧКОВ

Москва

 

12 декабря 1984 г. на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова состоялась внутрифакультетская читательская конференция, посвященная обсуждению издаваемого факультетом психологического журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология».

В рабочем «Уставе» журнала следующим образом определяются его основные задачи: «планомерное освещение вклада ученых Московского университета в развитие теории и методологии психологической науки, ее методов; представление результатов наиболее значимых научных исследований в областях психологии, разрабатываемых в Московском университете; отражение работы психологов университета, направленной на решение практических задач; освещение научно-исследовательской работы студентов и аспирантов; освещение достижений университета в подготовке специалистов-психологов; освещение научной жизни факультета; возможно более широкая пропаганда психологических знаний; участие в разработке единой психологической терминологии, борьба за обогащение психологического словаря и очищение его от жаргона и т.д.».

Психологический «Вестник» выходит в свет четыре раза в год на 72 полосах. За время издания (7 лет — с 1977 по 1983 г.) в нем опубликовано около 300 материалов. Журнал включает следующие рубрики: «Научные исследования», «Короткие сообщения», «Из истории психологии», «Зарубежная психология», «Методика и аппаратура», «Научный архив», «Психология — практике», «Научная хроника» и др.

За последние годы в журнале были опубликованы принципиальные статьи, посвященные актуальным проблемам психологической науки, развитию и анализу теории деятельности, современному состоянию теории поэтапного формирования умственных действий, проблемам развития личности, нейропсихологической и психофизиологической проблематике, были широко представлены проводимые на факультете оригинальные исследования различных аспектов восприятия, мышления и др. Регулярно публиковались разрабатываемые сотрудниками факультета экспериментальные методики. Опубликованы архивные материалы А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского и Н.А. Бернштейна, статьи, посвященные различным аспектам истории психологии — отдельным школам и направлениям (лейпцигская и австрийская школы, бихевиоризм, структурализм, выдающимся психологам (В. Вундт, К. Левин, Ж. Пиаже, Б.Ф. Скиннер, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).

Три направления перспективной работы журнала получили на конференции практически единогласную поддержку. Первое из них — отображение в журнале научно-практической жизни факультета. По мнению выступавших, факультет должен быть представлен читателю

 

168

 

как «целостная научная и организационная единица». Необходимо давать сводки, а затем углубленный анализ основных направлений выполняемых на факультете исследований. Ведущие специалисты должны обсуждать насущные кафедральные, межведомственные и междисциплинарные проблемы. Необходимо поощрять дискуссии и обсуждения ключевых теоретических проблем, научную полемику на страницах журнала, стимулировать появление ответных публикаций, реплик читателей, приглашать в качестве «зачинщиков» дискуссий внешних авторов. В соответствии с этими пожеланиями в текущем году в журнале была введена рубрика «На факультете психологии», систематически знакомящая читателей с тем, как практически организована научная жизнь факультета, с его структурой, формами и направлениями работы. На страницах журнала уже выступили заместители декана по учебной и научной работе, по работе с иностранными учащимися, секретарь ученого совета. В ближайших номерах журнала заведующие кафедр факультета представят свои научно-исследовательские коллективы.

Второе направление связано с усилением акцента на информации в связи с подготовкой психологов. В выступлениях отмечалась необходимость введения новых регулярных рубрик, посвященных обсуждению и отработке учебного процесса, например, «Учебные программы», «Новые учебники», «Психологический практикум», «Введение в специализацию», «Автоматизированное обучение» и т.п.

Третье направление работы журнала связано с решением стоящих перед психологической наукой общественно значимых задач — в сфере идеологии и воспитания, культурной работы и экономики. На конференции отмечалась необходимость дальнейшего расширения публикаций в рубрике «Психология — практике». Говорилось о необходимости расширения и новой рубрики «Давайте работать вместе!», в которой ведущие специалисты в разных областях знания обращаются к психологам с конкретным научным заказом. В свою очередь журнал должен найти форму представления огромного фонда информации, получаемой в рамках выполняемых на факультете хозяйственных договоров.

На конференции говорилось также о необходимости повышения престижности журнала, об опасностях замыкания на внутрифакультетскую проблематику, об отсутствии обратной связи с читателями и подписчиками. Отмечалось, что определение «университетское» налагает особые требования к литературной и технической культуре издания.

Участники конференции отдавали себе отчет в том, что они ставят слишком много задач перед журналом, объем которого невелик. Вместе с тем они были единодушны в том, что он должен и может стать общественной и профессиональной необходимостью. Залогом этого является устойчивая тенденция к расширению круга читателей и подписчиков журнала, ответственная и заинтересованная работа редакционной коллегии, огромный интерес к психологии в самых различных слоях нашего общества, все возрастающая роль психологии в экономическом, социальном и культурном строительстве.

Подписаться на журнал «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология» можно с любого номера без ограничений в любом отделении связи (индекс журнала — 71014).