Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

165

 

IX ЗАКАВКАЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПСИХОЛОГОВ

 

А.С. БАЙРАМОВ, Р.Ф. ИБРАГИМБЕКОВА

Баку

 

В ноябре 1983 г. в Баку состоялась IX Закавказская конференция психологов1. По сложившейся традиции основными участниками конференции являлись психологи Грузии, Армении и Азербайджана. Кроме того, в ее работе, как и на предыдущей конференции, приняли участие исследователи из Москвы, Ленинграда и других городов.

К открытию конференции в широкой печати были опубликованы статьи председателя оргкомитета конференции министра высшего и среднего специального образования АзССР К.Г. Алиева о значении и месте этого психологического форума в научной жизни республики, а также председателя Азербайджанского отделения Общества психологов СССР А.С. Байрамова о тенденциях развития современной психологии, о проводимых в республике психологических исследованиях. В день открытия конференции радио и телевидение республики транслировали сообщение о ней, а также интервью с руководителями делегаций.

Работа конференции проводилась в виде секционных и пленарных заседаний. В ее программу было включено более 100 докладов.

Конференцию открыл зам. министра высшего и среднего специального образования АзССР Р.Б. Фейзуллаев. В его выступлении, а также в приветствиях конференции, с которыми выступили проректор Азгосуниверситета Я.Д. Мамедов, директор Института философии и права АН АзССР Ф.К. Кочарли, начальник производственного объединения по добыче нефти

 

166

 

и газа С.Д. Ибрагимов, отмечалась важная роль психологии в различных сферах политической и общественной жизни, в деле подготовки высококвалифицированных специалистов, при разрешении проблем производства.

На первом пленарном заседании с докладами о состоянии, основных направлениях и перспективах развития психологической науки в Азербайджанской, Грузинской и Армянской ССР выступили соответственно А.С. Байрамов, Ш.А. Надирашвили, К.О. Сантросян. Они акцентировали внимание на проблемах непрерывного и повсеместного внедрения результатов психологических исследований в практику, что должно способствовать повышению эффективности труда, разрешению задач социального характера и в целом содействовать ускорению научно-технического прогресса. С интересом было встречено выступление Е.В. Шороховой о психологических проблемах формирования нового человека.

На секции общей психологии привлек внимание доклад Ш.А. Надирашвили, в котором современное состояние общепсихологической теории рассматривалось в аспекте истории развития основных ее категорий и понятий. Проблемам теории установки, а также тем или иным психологическим вопросам, разрешение которых осуществимо с позиций этой теории, были посвящены доклады М.С. Балиашвили, Г.В. Кирш, Д.Т. Амиреджиби, О.Ф. Керимова. На трудностях описательной теории поведения остановился И.В. Имедадзе. О результатах экспериментального исследования психических процессов: мышления, памяти, восприятия — доложили Г.А. Нйжарадзе, Д.С. Самандов, Б.М. Величковский, С.М. Тагиева.

С большой заинтересованностью обсуждались выступления на секции социальной психологии. А.А. Али-заде сосредоточил свое внимание на анализе данных социально-психологического эксперимента по выявлению половозрастных особенностей межгруппового, оценивания. В этнопсихологическом аспекте были проинтерпретированы результаты экспериментального исследования ценностных ориентации студенческой молодежи (Л.А. Сулейманова); теоретический анализ развития самосознания азербайджанского народа под влиянием поэзии Низами содержался в докладе И.Н. Мамедова. Особенности проведения социально-психологического эксперимента в трудовых коллективах были раскрыты А.А. Русалиновой, а Ф.Т. Джафаров доложил об исследовании факторов, формирующих социально-психологический климат в них. В совместном докладе Т. Нийта и М. Хейдметса были охарактеризованы социально-психологические проблемы проектирования и дизайна среды. А.П. Коняева сообщила о результатах исследования особенностей формирования социальной перцепции у будущих учителей.

В дискуссионной форме прошло обсуждение доклада на секциях психологии творчества и психологии личности. Практическая значимость психологической активизации творческой деятельности в процессе обучения была акцентирована в докладе В.М. Сигалова, а необходимость использования «потенциала периода музыкальной сензитивности» в процессе формирования музыкальных способностей — в докладе Л.А. Григорян. Р.Г. Кадырова и Р.Р. Каракозов попытались очертить возможные пути совмещения психологического и литературного подходов к изучению личности. Особенности отражения личностью ситуаций различной сложности были темой выступления Т.И. Сорокиной. В докладах Э.М. Исмаиловой и З.А. Вейсовой внимание было сфокусировано на внутренних механизмах развития личности и саморегуляции поведения; о предварительных наблюдениях по выявлению влияния полового диморфизма на этот процесс доложила Д.А. Тахмасиб. З.К. Авилов остановился на специфике развития отношений у лиц, совершивших преступление.

На двух заседаниях секции педагогической и возрастной психологии состоялось обсуждение ряда важнейших проблем школьного обучения. Так, З.М. Мехти-заде поднял вопрос о психологической несостоятельности конкретных методических приемов, используемых в преподавании математики в школе, а в совместном докладе Г.Д. Беришвили и И.В. Котетишвили говорилось об особенностях усвоения математических понятий школьниками-шестилетками. Ж.Г. Мнацян предложил использовать при обучении в младших классах опору на взаимосвязь «процесс — результат», К.В. Восканян проанализировал гносеологию аналитического способа мышления школьников, а Л.Б. Аракелян — связи интеллектуального и психомоторного развития подростков. О результатах исследования учебной мотивации у школьников доложил Г.А. Варданян. Использование личностных факторов в качестве показателя психологической готовности к школьному обучению предложила Г.Б. Тагиева. В личностном плане исследованы особенности переходного возраста и делинквентного поведения подростков (Ф.В. Гобечия). С докладом «Учитель как воспитатель» выступила З. К. Габашвили.

Ряд актуальных вопросов профессиональной подготовки, осуществляемой в вузах, был предметом обсуждения и дискуссий на секции вузовской психологии. Убедительные данные проведенного психолого-педагогического эксперимента, показавшие высокую значимость гностической деятельности студента в процессе подготовки к профессиональному труду, привел в своем докладе А.С. Байрамов. На психологических аспектах выбора профессии учителя остановился И.М. Новрузов. М.В. Велиев выступил с докладом о состоянии исследований по проблеме формирования нравственных идеалов и ценностных ориентации учителя. Важная роль преподавателя вуза в процессе профессиональной подготовки студентов была подчеркнута в докладе Э.О. Нерсесян. Об исследовании формирования смыслообразующих мотивов учения во внеучебной деятельности доложил М.Р. Мадатян. В совместном докладе К.О. Сантросян, С.А. Салатинян и Э.А. Алимян обсуждался вопрос о поведенческой адаптации студентов к вузовской системе обучения. Анализ особенностей проявления такого важного качества ума, как самостоятельность мышления, был темой выступления Р.А. Джавадова.

На секции обучения языку и психологии речи были заслушаны доклады М.Р. Расулова, в котором психологическому анализу были подвергнуты устойчивые словосочетания и их функционирование как единиц речи; М.Ш. Абдилова, представившего данные о характеристиках

 

167

 

глаголов, используемых младшими школьниками в речи. В докладах М.А. Гамзаева и З. Н. Вердиевой, Э.С. Аветисян, М.Е. Мамедова внимание было уделено весьма значимым в условиях нашего многонационального государства проблемам речевых явлений при билингвизме и особенностям взаимодействия языков.

С большим вниманием на секции психологии труда и спорта было заслушано выступление Г.М. Кечхуашвили о психологической природе утомления. Специфика профессиональной деятельности учителя, профессионального восприятия архитекторов обсуждалась в выступлениях Б.X. Варданян и Р.Ф. Ибрагимбековой. Темой выступления М. С. Наджафова было взаимодействие психологии и кибернетики.

Работа секции специальной и медицинской психологии прошла при участии специалистов-медиков. В экспериментах были продемонстрированы психологические изменения, происходящие в личностной сфере, в мышлении, в образовании установок при шизофрении (доклады М.А. Сакварелидзе и К.Д. Цинцадзе, Н.В. Куталия, Т.И. Бжалава). В практическом плане вызвали интерес предложенные Т.Т. Иосебадзе психологические методики исследования значимых отношений при психических нарушениях, разработанные О.К. Агавеляном педагогические рекомендации по развитию общения у умственно отсталых детей. О психопатических наклонностях в подростковом возрасте и способствующих их усилению социально-психологических факторах доложил Э.М. Кулиев, а А.А. Азиз-заде остановился на роли нарушений речи в процессе формирования личности.

На втором пленарном заседании были подведены итоги проведенной работы, принята резолюция, отразившая состояние психологии в республиках Закавказья па текущий момент и наметившая направления исследований на последующий период. В ней подчеркнуто, что психологи Закавказья нацелены на решение важнейших задач народного хозяйства, успешно разрабатывают теоретические и практические проблемы психологии; обращено внимание на имеющиеся трудности и недостатки в работе, требующие безотлагательного устранения. Принято решение утвердить постоянную эмблему Закавказской конференции. Ответственность за проведение очередной, X конференции возложена на Грузинское отделение Общества психологов СССР.



1 Материалы конференции опубликованы в сб. тезисов: IX Закавказская конференция психологов. Баку, 17—19 ноября 1983 года.— Баку: Изд-во АГУ, 1983.