Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

158

 

ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

Rubin К.Н., Ross H.S. (eds). Peer relations and social skills in childhood. — Berlin, Heidelberg; New York: Springer-Verlag, 1982. — XV+414 p.

 

Исследования взаимодействия детей раннего возраста со сверстниками, начавшись сравнительно недавно, становятся все более многочисленными.

В западной детской психологии процесс социализации рассматривался с точки зрения либо когнитивного развития ребенка (например, в рамках концепции Пиаже), либо контактов ребенка с близким взрослым, чаще всего с матерью. Лишь в начале 70-х гг. стали появляться работы, в которых подчеркивалась важность общения со сверстниками для нормального психического развития ребенка. В экспериментальных исследованиях было показано, что дети, не способные установить нормальные отношения со сверстниками, плохо адаптируются к школьному коллективу, что, в свою очередь, влияет на их успеваемость. Плохо налаженное взаимодействие со сверстниками в детском возрасте может стать также одним из факторов, влияющих на возникновение некоторых форм психических отклонений, проявляющихся в подростковом возрасте, и на возникновение асоциального поведения. Примерно в то же время в западной психологии появилось много работ, в которых содержалась критика положений Ж. Пиаже об эгоцентризме ребенка, а также делался вывод, что ребенок уже на ранних этапах онтогенеза способен активно относиться к социальному окружению и участвовать в достаточно сложных социальных взаимодействиях.

В трех разделах рецензируемой книги представлены статьи, написанные разными авторами на материале эмпирических исследований, где выявлялись психологические переменные, влияющие на процесс взаимодействия между детьми раннего возраста. В некоторых главах содержится также изложение теоретических представлений, в рамках которых эти эмпирические исследования проводились.

В первом разделе рассматриваются социальные навыки детей и развитие в процессе общения со сверстниками. Здесь обсуждаются переменные, влияющие на общение со сверстниками (гл. 1), сотрудничество в процессе игры у детей раннего возраста (гл. 2), коммуникация в процессе общения детей раннего возраста (гл. 3), закономерности поведения детей в ситуации конфликта со сверстниками (гл. 4), исследование стратегий поведения и решения конкретных социальных задач у дошкольников и детей раннего школьного возраста (гл. 5, 7), развитие альтруизма и сопереживания у детей (гл. 6).

Во втором разделе рассматриваются качественные особенности взаимодействия детей со сверстниками: сравнивается взаимодействие со сверстниками и со взрослыми (гл. 8, 12), со старшими братьями и сестрами (гл. 8, 9), а также с незнакомыми, знакомыми и друзьями (гл. 10, 11), и, наконец, формирование дружеских отношений между детьми (гл. 10, 11, 12).

В третьем разделе рассматриваются индивидуальные различия детей в процессе их общения со сверстниками, в частности сложности в общении, возникающие у слепых (гл. 13) и у гиперактиных детей (гл. 14). В двух последних главах рассматриваются содержательные различия между детьми, проявляющиеся при установлении контактов со сверстниками.

Статьи рецензируемой монографии объединяет общность темы, а не схожесть теоретических представлений. Однако некоторые общие линии, по которым авторы анализируют полученные результаты, можно проследить. В частности, в ряде глав дается представление о том, что такое социальные навыки и как они возникают и развиваются в процессе общения между детьми. Социальный навык рассматривается как способность к достижению конкретных целей во взаимодействии, причем в соответствии с определенными общепринятыми нормами. Таким образом, ребенок рассматривается не как активный индивид с определенными потребностями, а, скорее, как субъект, обладающий большей или меньшей социальной компетентностью. Достичь оптимального уровня компетентности ребенок может, выбирая определенные стратегии и цели, соответствующие конкретной ситуации взаимодействия, а источником социальных навыков ребенка является общение с близкими людьми, т.е. с родителями, старшими братьями и сестрами.

Бóльшая часть работ осуществлена в русле необихевиористской традиции. Заключить об этом можно по следующим основаниям: в процессе лабораторного эксперимента изменение определенных внешних условий должно приводить, по мнению авторов, к изменению стратегий и установок ребенка; однажды возникшие социальные навыки переносятся из одной ситуации общения в другую, а социальная компетентность, вырабатываемая в детском возрасте, определяет умение взрослого человека общаться. В качестве основной процедуры исследования используется главным образом лабораторный эксперимент, в котором моделируются порой достаточно искусственные ситуации; такие сложные феномены, как дружба, взаимная симпатия между детьми, определяются частотой их контакта в процессе эксперимента.

В целом в книге достаточно полно и содержательно представлены эмпирические исследования западных психологов по проблеме взаимодействия детей со сверстниками. Недостаточное теоретическое осмысление проблемы, с одной стороны, традиционно для западной психологии, с другой стороны, связано с определенной новизной этого направления исследований.

 

Н.В. Искольдский

Москва