Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

157

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЯЗЫКА И МЫШЛЕНИЯ

 

Olson D. (ed.). The social foundation of language and thought. — N.Y.; L.: W.W. Norton & Company, 1980. — 386 p.

 

В коллективной монографии собраны работы двадцати авторов. Это статьи учеников, сотрудников и коллег Дж. Брунера, которые преподнесли данный труд юбиляру к его 65-летию.

В научной деятельности Дж. Брунера центральное место отводится изучению природы, структуры, функций, путей развития познавательной деятельности. Его интересует, как влияют на познание обычаи, материальная культура, символы, идеология, определенные социальные отношения (родитель—ребенок, учитель—ребенок), которые опосредствуют это влияние. В последние годы он занялся исследованием того, как культурно-социальные формы умственной репрезентации «прорастают» в биологическую природу человека и поэтому в прототипической форме присутствуют в самой ранней перцепции и действиях младенца. Таким образом, на современном этапе Дж. Брунер и его школа ставят своей задачей «воссоединение» низших и высших процессов.

Попытки разрушить «великую китайскую стену» между биологическим и социальным, между низшими и высшими психологическими процессами осуществляются в данном сборнике как бы с трех сторон, представленных в соответствующих трех разделах.

В первом разделе «Познание и язык в социальных контекстах» дан анализ познавательных структур, являющихся психологическими, поскольку они проявляются в психологии индивида, и культурными, поскольку присущи всему обществу (работы Б. Инельдер и Ж. Пиаже). Эти структуры, в какой бы форме они ни рассматривались: в лингвистической (П. Уосон), научной (Ж. Смедслунд) или политической, — являются продуктом культуры и дают только ключ к раскрытию природы психики. Важно описать, какие структуры и какие процессы оперирования с ними в психике индивида присутствуют на разных стадиях развития.

В статье X. Тэйфела творчески развиваются некоторые идеи Дж. Брунера, важные для социальной психологии. В частности, анализируется функциональный характер социальных и культурных систем взглядов и функциональная когнитивная «механика», благодаря которой эти взгляды переносятся на индивидуальный уровень переработки культурной и социальной информации.

Содержащиеся во втором разделе «Речь ребенка в ее социальном контексте» работы развивают идею о том, что коллективные представления отражают социальные отношения между индивидами не только потому, что эти представления формируются в социальном контексте, но и потому, что они используют понятия, категории и отношения, принятые в данной культуре.

Дж. Этлин рассматривает развитие способности строить предложения как пример раннего развития навыков. Анализ составляющих предложения и навыков оперирования с ними может быть использован для определения уровня развития дошкольников. Р. Пиэ анализирует развитие отрицания в детском возрасте, уделяя особое внимание переходу от доречевого общения к речевому. Его данные показывают, что у юных испытуемых частица «не» первоначально выполняет роль отказа и только позже начинает выступать в функции отрицания в выражениях истинности.

К. Кай и Р. Чарни анализируют особенности диалога матери с двухлеткой, а А. Мунди-Касл выделяет межкультурный аспект исследования взаимодействия матери и ребенка и приходит к выводу, что правила, лежащие в основе взаимодействия матери и ребенка, «универсальны для человеческого общества и отражены во всех языках».

П. Гринфилд вводит в когнитивную психологию понятие «интенциональность» и признает ее существование до развития речи.

В третьем разделе «Познавательные процессы и продукты культуры» показана неудовлетворительность упрощенного понимания интериоризации культуры, социализации и аккультурации. М. Коул и П. Гриффин в статье «Пересмотр представлений о культурных рычагах» значительное место отводят анализу идей Л.С. Выготского. В ряде работ этого раздела представлены данные, свидетельствующие о предрасположенности ребенка к реакциям на социальный мир.

Издание богато иллюстрировано фотографиями, таблицам, протоколами наблюдений. Материалы сборника имеют большую научную ценность. Они развивают прогрессивные идеи современной психологии о том, что развитие ребенка должно рассматриваться как взаимодействие биолого-генетических и социально-культурных факторов при ведущей роли последних.

Вместе с тем ряд положений данного сборника являются дискуссионными, например возникновение интенциональности до появления речи, существование универсальных правил взаимодействия матери и ребенка в условиях разных культур.

Думается, что знакомство с коллективной монографией будет интересно для широкого круга и явится творческим стимулом для развития актуальных направлений психологии познания.

 

И.А. Кайдановская, Б.С. Котик

Ростов-на-Дону,

С.А. Котик

Ивано-Франковск