Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

156

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

 

Gittelman М. (ed.). Strategic intervention for hyperactive Children. — N.Y.: Sharpe, 1981. — 214 p.

 

В сборнике представлены работы исследователей из Советского Союза, США, Англии, Канады и ГДР, посвященные методам немедикаментозной помощи гиперактивным детям. Проблема эта весьма актуальна. Только в США лекарственное лечение от синдрома гиперактивности получают ежегодно не менее полумиллиона детей, и вместе с тем среди педиатров, детских психиатров и психологов растет убеждение в нецелесообразности или даже вредности длительного профилактического или поддерживающего применения медикаментозного лечения, обычно используемого в терапии гиперактивности. Побочные следствия такой терапии описываются в ряде статей сборника — в предисловии, написанном его составителем М. Гиттельманом, в обзоре Л. Гринхилла, посвященном ятрогенным задержкам роста вследствие применения психостимуляторов, и в других. Отсюда естественно вытекает задача разработки эффективных методов нелекарственной коррекции синдрома гиперактивности. Ее решению посвящено большинство статей сборника.

Центральное место среди них занимает работа советских исследователей Д.Н. Исаева и В.Е. Кагана, посвященная разработанной ими системе лечения и реабилитации гиперактивных детей и обобщающая опыт обследований и терапии более тысячи таких пациентов. В психотерапии синдрома гиперактивности следует воздерживаться от конфронтации с ребенком и от некритичного принятия точки зрения родителей и школы. Семейная психотерапия необходима в тех нередких случаях, когда родители ребенка сами обладают чертами гиперактивности. Вместе с тем и в гармоничных семьях гиперактивный ребенок неизбежно оказывается в центре внимания, что усиливает свойственные ему черты истероидного и эгоцентричного поведения. Авторы подчеркивают необходимость совместных усилий психотерапевта, родителей и педагогов в работе с такими детьми.

В работе М. Гиттельмана обобщается опыт бихевиоральной терапии гиперактивности. Автор выделяет несколько поведенческих компонентов синдрома, основным среди которых он считает нарушение способности выделения фигуры из фона. Для гиперактивных детей эквивалентны такие стимулы, которые резко различны по своей значимости для взрослых. Именно этим обусловлены их отвлекаемость, рассеянность, трудности концентрации внимания. Другие поведенческие компоненты гиперактивности — незрелость, агрессивность, двигательная расторможенность, трудности обучения. Автором разработан ряд приемов поведенческой коррекции этих симптомов, основанных на десенсибилизации, обратной связи, моделировании поведения, обучающих играх.

Применение процедур так называемой когнитивно-поведенческой терапии к гиперактивным детям описано в работе основателя метода — канадского психолога Д. Мейхенбаума. Автор подчеркивает преемственность своей концепции терапии от идей внутренней речи и произвольной регуляции поведения Л.С. Выготского и А.Р. Лурия. Их он стремится объединить с современной теорией социального научения, отраженной, например, в работах В. Мишеля. Когнитивно-поведенческая терапия представляет собой последовательность жестко определенных процедур, имеющих целью обучение ребенка внутренним вербализациям — само-приказам и само-подкреплениям. На практике эти процедуры состоят в моделировании действия, которое сопровождается вербализацией терапевта. Затем ребенок повторяет действие и вербализацию, постепенно сводя последнюю через шепот к внутренней речи. По мере продвижения терапии набор задач, действий и вербализаций расширяется и усложняется. Когнитивно-поведенческая терапия, с успехом применяющаяся в работе с разными типами гиперактивных детей уже более 10 лет, представляет собой интересный тип современного психотерапевтического метода, имеющего ясные теоретические основания, определенную цель и область применения, конкретные и эффективные процедуры.

Заключительные статьи сборника посвящены катамнестическим и лонгитюдным исследованиям гиперактивных детей. В работе Л. Хечтман с соавторами излагаются результаты исследования 75 молодых людей, более 10 лет назад лечившихся в связи с гиперактивностью. Применение нескольких опросников, тестов на когнитивные стили и психиатрического интервью показало, что, хотя испытуемые и продолжают иметь психологические проблемы (пониженное самоуважение, повышенная зависимость от поля и т.д.), у них нет выраженных психопатологических или антисоциальных особенностей.

В работе Д. Хоуэла и Г. Хуэсси симптоматика гиперактивности прослеживалась на большой выборке в течение 14 лет. Основной вывод авторов заключается в том, что наблюдавшиеся симптомы преимущественно ограничиваются детством и юностью, практически не сказываясь на профессиональном статусе, семейном положении, уровне преступности взрослых людей, имевших их в детстве. Вовсе ли исчезают явления гиперактивности у взрослых или переходят в другие, более тонкие формы дезадаптации — этот вопрос остается открытым для дальнейших исследований. Однако на фоне долгосрочных побочных следствий лекарственного лечения гиперактивности, о которых пишут многие авторы сборника, спонтанная редукция грубой симптоматики в отдаленном катамнезе этого заболевания представляет значительный клинический интерес, являясь еще одним аргументом в пользу психологических методов терапии.

В целом сборник дает обнадеживающий пример международного и междисциплинарного сотрудничества в одной из важных областей медико-психологической работы. Не все статьи

 

157

 

сборника равноценны, но большинство их объединяет интерес к психологической подоплеке синдрома гиперактивности, критическое отношение к одностороннему биологическому подходу в его лечении. Стоит отметить и ту широту подхода к психотерапии гиперактивности, которую продемонстрировали составители, включив в сборник работы исследователей разных направлений и школ. Подводя итог многолетних исследований синдрома гиперактивности и открывая определенные новые перспективы, книга, несомненно, окажется полезной психологам и психотерапевтам, работающим с детьми.

 

А.М. Эткинд

Ленинград