Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

86

 

О ВОСПИТАНИИ ТРУДОЛЮБИЯ

 

С.Д. ШЕВЧЕНКО

 

В связи с опубликованием Постановления о реформе школы хотелось бы обратить внимание на некоторые вопросы трудового обучения и воспитания.

Трудолюбие — это не только осознание человеком того, что сущность жизни — труд. Это приобретение навыка или привычки — морально-этической привычки трудиться. Человек, который обладает этим качеством, не может жить без труда и охотно преодолевает трудности, которые возникают в процессе любой трудовой деятельности.

Воспитание трудолюбия в современных условиях предполагает формирование одного из качеств коммунистической морали, которое В.И. Ленин определял как «...бесплатный труд на пользу общества... труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение... труд по привычке трудиться на общую пользу...» (Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 40, с. 315).

Воспитать это моральное качество не просто. В этом нас убеждает практика учебной и воспитательной работы. Были в нашей школе различные виды трудовой деятельности учащихся: обучение в мастерских, производственное обучение, общественно полезный труд, труд на колхозных и совхозных полях. Все это было, но далеко не всегда нам удавалось достигать необходимых воспитательных результатов: часть детей после окончания школы так и не были подготовлены к труду и не приобретали этого бесценного морального качества — трудолюбия. Почему?

 

87

 

Может быть, в школе просто не было достаточного количества учебных часов на физический производительный труд для учащихся, и в этом решение всего вопроса? Достаточно ввести с I класса обучение трудовым умениям, а в старших классах не только увеличить количество часов на труд, но сделать его производительным — и проблема воспитания трудолюбия будет автоматически решена?

В этом, на мой взгляд, таится большая опасность: некоторые работники народного образования количественное увеличение форм трудовой деятельности и трудового обучения учащихся при осуществлении реформы школы примут за полное решение наболевшего вопроса. Закон о реформе только предоставляет нам, педагогам, более благоприятные условия для трудового воспитания. Педагогам же необходимо продумать, как эту деятельность организовать, чтобы она была не только производительной (что важно!), но и по-настоящему воспитывающей.

Казалось бы, толкование такого понятия, как «трудовая деятельность учащихся», не вызывает особых трудностей, но стоит вникнуть в современную педагогическую литературу и в практику работы школ и других учебных заведений — и станет ясным, что многие вопросы ученической трудовой деятельности, да и само толкование этого термина, далеко не решены, проблематичны. Так, например, когда говорят об ученическом труде, то, как правило, имеют в виду только физическую деятельность учащихся на уроках трудового обучения, при выполнении общественно полезного труда, производственной деятельности и т.д. А это приводит к смешению двух близких, взаимопереплетающихся, но все же разных понятий: трудовое воспитание и трудовое обучение.

Ведь трудовое обучение (навыкам, умениям, профессии) ни в коем случае не гарантирует воспитания трудолюбия: может воспитывать, а может и не воспитывать или воспитывать недостаточно. В этом отношении нет разницы, изучают ли дети слесарное дело или математику, географию или токарное дело.

Многие годы идет теоретический спор, считать ли учение трудом или не считать. В работах Е.А. Климова утверждается, что неверно с теоретической точки зрения трудом считать только материально-производственный или так называемый физический труд, необходимо это понятие понимать шире. Учебная деятельность имеет много общего с трудом.

Трудовое воспитание происходит на протяжении всей жизни человека: от детских игр до трудовой деятельности на производстве. Очень важно, чтобы учащийся добросовестно и постоянно участвовал в различных видах деятельности, которые имеют для него общественную или личную значимость. Только тогда будет происходить не только процесс воспитания трудолюбия, но и сопутствующих и крайне необходимых для трудовой деятельности навыков: трудовой дисциплины, аккуратности и ответственности. Процесс деятельности учащегося важен для педагогов не только с точки зрения содержания обучения, как приобретение знаний и умений, но и как самое действенное средство трудового воспитания.

Учебная деятельность в процессе воспитания имеет особое значение хотя бы потому, что занимает основное время в жизни учащихся. В.А. Сухомлинский по этому поводу писал: «...безделие за партой; безделие шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьный участок, ни мастерская — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли».

В каждом классе почти любой школы есть ученики, которые из урока в урок ничего не делают и переводятся из класса в класс с «уцененными» тройками, а затем выпускаются в жизнь. За многие годы «учебы» у них создается прочный и на всю жизнь навык антитрудолюбия. Необходимо поставить этому процессу преграду, и сделать это можно.

Почему не всегда получается так, как хотелось бы — не все учащиеся оказываются подготовленными к труду, а значит, и к жизни? Одна из причин этого в том, что какая-то часть учащихся не участвовала (или почти!) в учебном труде и поэтому выбывала из целенаправленного воспитательного

 

88

 

процесса. Думается, что есть и более серьезная причина. Все дело в том, что чаще всего трудовая деятельность учащихся (включая и учебную) рассматривается как универсальное средство трудового воспитания. Забывается о том, что воспитывает не сама трудовая деятельность как таковая, а те межличностные отношения, которые создаются при этом. Еще А.С. Макаренко предупреждал, что с точки зрения воспитания труд может быть нейтральным или даже вредным, если не будет создана необходимая организация этой деятельности. Об этом говорила и Н.К. Крупская еще в 30-е гг., что важно не только то, «что ребята делают, сколько то, как работа проводится. В этом гвоздь вопроса». Искусство и научность руководства воспитательным процессом состоят в том, чтобы планировать и создавать организацию ученической деятельности во всех сферах школьной жизни так, чтобы отношения между ребятами в процессе их деятельности складывались по образцу социалистического образа жизни. Кроме этого, чрезвычайно важно, чтобы организация деятельности детских коллективов не просто имитировала взрослых, но стояла выше, так как школа в воспитательном процессе должна быть ориентирована не на сегодняшний, а на завтрашний день нашей страны.

По опыту Макаренко, Шацкого и многих других педагогов прошлого и настоящего времени мы знаем, что только организация детской жизнедеятельности решает все трудные проблемы воспитания.

Трудность воплощения в практику этой педагогической идеи состоит в том, что до сих пор еще нет научно обоснованных практических рекомендаций организации и управления любой ученической деятельностью с максимальной эффективностью как в учебном, так и в воспитательном аспектах. На мой взгляд, в этом вся суть вопроса. Еще А.С. Макаренко неоднократно писал, что необходимо создать «технологию» организации деятельности учащихся и организацию создания детского коллектива. Любой выпускник педвуза знает многое, но буквально становится младенцем, когда перед ним стоит чисто практическая задача. Из чего надо исходить, чтобы разрабатывать «технологию» как организации, так и управления ученическим коллективом?

Нам известно многое. Так, организация ученической деятельности должна быть основана на самодеятельности, самоорганизации и самоуправлении, а учитель должен превратиться в соучастника ученической деятельности и руководить коллективом без навязывания своей воли. Идеальным можно считать такой учебно-воспитательный процесс, когда учащиеся становятся не только объектом, но и субъектом воспитания. При этом учитель приобретает возможность управлять воспитательным и учебным процессом отдельного ученика и всего коллектива через коллективное самоуправление и изменение межличностных отношений в процессе их жизнедеятельности.

Реформа школы предоставляет самые благоприятные условия для коренного улучшения воспитательной работы. Необходимо не только изучить опыт прошлого и настоящего и создать общие рекомендации, необходимо создать «технологию» воспитательного и учебного процесса. В этом состоит конструктивный подход, способствующий коренному улучшению всей воспитательной работы современной школы.