Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

83

 

ОПЫТ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ И В СЕМЬЕ

 

С.И. ДЕРГАЧЕВ

 

Известно, что становление и развитие личности происходит в процессе активного включения ее в систему многообразных общественных связей и отношений. Данный процесс имеет свою специфику в условиях сельской жизни. Во-первых, жизнь на селе всех и каждого пронизана близкими интересами, и все с детства понимают, что значит единение людей, участвующих в общем производственном процессе. Во-вторых, для воспитания сельских школьников существенно то обстоятельство, что на селе раньше, чем в городе, подростки начинают чувствовать себя тружениками. Одна из важнейших задач школы, учителей заключается в том, чтобы за годы учебы углубить и развить эту направленность у учащихся. Приведу несколько примеров, как мы, учителя Кочкуровской средней школы Дубенского района, решаем эту задачу. Многолетний опыт убедил нас, что для того чтобы сформировать у школьников осознанное желание и готовность трудиться в сельском хозяйстве, надо воспитать у них живой интерес к его научным основам и перспективам развития, обеспечить прочное овладение необходимым кругом знаний, умений и навыков. Учебный процесс в нашей школе подчинен задаче формирования у учащихся коммунистического отношения к труду, понимания, что труд есть дело чести, важнейшая духовная потребность человека. Так, на уроках русской и мордовской литературы преподаватели, раскрывая содержание того или иного произведения, широко опираются на конкретные примеры экономического, нравственного и культурного роста сельских тружеников, учат своих воспитанников внимательно всматриваться в жизнь местного края, видеть черты нового человека в людях, чей труд является свидетельством беззаветного служения делу коммунизма.

Уроки классного чтения помогают раскрывать новейшие достижения отечественной науки и техники. Работа над сочинениями на темы «Кем я хочу быть», «Что я знаю о своей будущей профессии» способствуют выявлению склонностей и уровня профессиональной ориентированности школьников.

Уроки истории и обществоведения становятся источником познания современного производства, общественных отношений и производительных сил. Учащиеся убеждаются, что высокопроизводительный труд обусловлен самим характером социалистического общества; основной акцент учителем делается на общественной значимости сельскохозяйственного труда и его роли в экономике страны.

Но всестороннее развитие личности, подразумевающее, становление истинной потребности в труде, не может быть достигнуто лишь на базе теоретических знаний, полученных в учебном процессе. Необходимо включение школьников в реальный процесс трудовой деятельности, трудового творчества. С нашей точки зрения, к коллективному труду надо приучать с детских лет. Труд есть труд, он необходим, чтобы человек острее почувствовал себя человеком. Не верю, что человек может быть счастливым, если не любит труд, если с детства ему не привили потребность трудиться.

Порой социальные условия меняются, гораздо быстрее, чем мы успеваем оценить эти изменения и сделать соответствующие выводы. Создавая тепличные условия воспитания детей, мы оправдываем нашу чрезмерную опеку тем, что школьникам надо учиться.

 

84

 

Учеба, конечно, есть труд, и труд нелегкий. Однако необходимо, чтобы маленький гражданин усваивал и знания, и трудовые навыки и умел бы их применять в деле. Сегодня этой отдачи мы требуем с 14 лет, организуя трудовые объединения школьников. Но приучать человека к труду в 14 лет — это все равно, что засевать поле среди лета. Мы остро почувствовали необходимость создания школы труда для детей 12, 10 и даже 7 лет. Только это может обеспечить становление активно-созидательной, а не пассивно-созерцательной жизненной позиции личности в будущем.

Каким образом мы этого добиваемся? Уже 7—9-летние дети выполняют у нас в школе интересную, увлекательную работу, имеющую и большое общественное значение. Осенью они собирают семена цветов и деревьев, убирают урожай со своих делянок; в весенне-летнее время — пропалывают овощи, убирают их, кормят и поят крольчат. Находится работа для детей этого возраста и в школьном саду, дендрарии.

Я всегда восхищаюсь трудом самых маленьких. Могли бы мы обойтись без труда младших школьников? Конечно, могли. Но мы за то, чтобы с самого раннего возраста труд становился важнейшим средством воспитания трудолюбия, стимулом нравственного формирования личности.

Для учащихся IVVII классов общественно полезный труд организован в течение всего учебного года. Зимой они работают с древесиной: делают кормушки для птиц, игрушки для малышей и т. д. В весенне-летнее время школьники средних классов на пришкольном участке выращивают зерновые, кормовые и технические культуры, производят прививку культурных сортов плодовых деревьев к дичкам. Кроме того, учащиеся этих классов ведут работы на школьной пасеке, выращивают дикорастущие деревья на трех гектарах дендрария. Важно отметить, что каждое задание имеет опытническую направленность.

Трудовое воспитание в старших классах построено на широкой политехнической основе; теория тесно связывается с практикой трудового процесса. Мальчики изучают трактор и автодело, а девочки — основы животноводства. При этом мы заботимся о том, чтобы трудовое обучение не превращалось в ремесленничество. Ведущую роль играет теория — теоретические знания, которые осмысливаются детьми в процессе труда. Очень способствует этому тот факт, что уже в средних классах школьники изучали в кружках механизмы, машины, занимались опытничеством.

Условия работы сельской школы предполагают тесную связь с производственным коллективом, существующим на селе. Двадцатилетний опыт работы убеждает нас в том, что наиболее эффективной формой осуществления такой связи, формой соединения обучения с производительным трудом является ученическая производственная бригада.

Такая бригада имеет свой производственный план, полностью находится на хозрасчете. Мы учим своих воспитанников планировать работу, беречь землю, машины, материалы, экономить горючее. Производственные звенья бригады комплектуются с учетом интересов и трудовой подготовки школьников. В состав бригады, функционирующей круглый год, входят около 100 школьников. Совхоз «Дубенский» выделил бригаде 120 га земли. Учащиеся сами планируют все работы, связанные с агротехникой возделывания разных культур; осуществляют вспашку зяби, внесение удобрений, боронование, культивацию, сев, уборку урожая. Доверие старших и самостоятельность в решении производственных вопросов окрыляют детей, обостряют чувство ответственности и долга за порученное дело, что является важным фактором нравственного становления личности.

Помимо полеводческих работ ученическая бригада осуществляет строительные работы. Члены строительного звена бригады каждый год ремонтируют животноводческие фермы, выполняют немалый объем работ по ремонту и благоустройству школы.

Кроме того, многие девочки готовятся стать операторами машинного доения или свинарками. Осваивая первые навыки в школе (например, на краткосрочных курсах зооветеринарии),

 

85

 

ученицы в летние каникулы с увлечением работают на ферме.

В 1982 г. ученическая бригада произвела сельскохозяйственной продукции на 80 тыс. рублей. Это, конечно, радует. Но не в высоких экономических показателях, хотя они, безусловно, важны, видим мы главный результат деятельности бригады.

В бригаде учащиеся не только овладевают навыками управления и ухода за сельскохозяйственными машинами, за животными; она помогает решать задачу трудового воспитания юношей и девушек, готовить их к активному участию в трудовой деятельности, в жизни села. Принимая непосредственное участие в производстве, подростки получают возможность осознанного, обдуманного выбора будущей профессии. Кроме того, именно коллективный труд позволяет учащимся понять, что только добросовестным отношением к делу можно утвердить себя в жизни, добиться уважения людей. Здесь зарождается и крепнет уважение к дисциплине: действительно, от твоей работы зависит общий результат. И еще одну важную истину постигают будущие труженики: не всякий труд приятен, но он необходим людям, поэтому его надо выполнять. Это очень важный вывод. Человек, сделавший его, не испугается никакой работы. Все это способствует всестороннему развитию личности, становлению творческого, созидательного подхода человека к действительности.

Ученическая производственная бригада определила судьбы многих наших воспитанников. Они приняли трудовую эстафету старших и теперь активно трудятся, на полях и фермах родного совхоза.

В решении задач комплексного подхода к трудовому воспитанию учащихся велика роль семьи. К сожалению, и взрослым подчас еще приходится доказывать, что освобождение подростков от трудовых обязанностей в семье приводит к пренебрежительному отношению к труду в целом, формирует потребительскую психологию у подростка.

Решая задачи трудового воспитания в семье, классные руководители, учителя нашей школы начинают делать это с изучения условий жизни ребенка, выясняют, какие трудовые поручения имеют учащиеся дома, на выбор каких профессий ориентируют родители своих детей, каков у них уровень знаний в вопросах трудового воспитания. Опыт показывает, что у части родителей отсутствует необходимая подготовка к правильному воспитанию и профориентации детей. Между тем именно от родителей в значительной мере зависит, будут ли их дети честными и трудолюбивыми тружениками. Это обусловливает актуальность организации продуманной, систематической работы с родителями.

Эффективной формой педагогического просвещения родителей явился педагогический лекторий. Наряду с общественным лекторием по пропаганде педагогических знаний три раза в каждую учебную четверть проводятся для родителей лекции, беседы, а также организуется обмен опытом трудового воспитания в семье. В результате активность родителей в трудовом воспитании и профориентационной работе с детьми возросла. Например, родители стали чаще делиться впечатлениями о своей трудовой деятельности (особенно это относится к отцам, ранее занимавшим пассивную позицию), знакомят детей со своими профессиями, рассказывают о своих успехах и неудачах, о радостях и заботах трудовых будней. Такие беседы родителей с детьми исключительно важны для формирования у ребенка объективного, конкретного представления о той или иной профессии, для формирования в его сознании эталона, образа той или иной трудовой деятельности, преломленного через призму его взглядов и отношений с отцом и матерью. Только такой конкретный образ профессии позволит ребенку выработать четкие критерии для оценки и сравнения различных видов труда, а следовательно, и критерии для выбора профессии. Разумеется, дело не только в беседах родителей с детьми. Не менее важно, чтобы отцы учили сыновей пробивать косу, косить сено и складывать сено в стог, паять и плотничать, ремонтировать электроприборы, пилить и колоть дрова и т.д., чтобы матери учили дочерей вышивать, вязать, шить, корову доить, в огороде работать и т.д. В этом случае помощь родителей в профессиональной ориентации

 

86

 

подрастающего поколения оказывается неоценимой.

Через руководителей совхоза мы посылаем благодарственные адреса педагогического совета тем родителям, которые принимают активное участие в трудовом воспитании школьников. Мы ставим таких родителей в пример, привлекаем их к учебно-воспитательной работе. Их опыт воспитания детей — бесценное богатство, которым надо умело пользоваться. В настоящее время абсолютное большинство родителей активно участвует в оказании помощи школе в воспитании детей. Рост активности отцов и матерей в учебно-воспитательной работе привел к повышению авторитета родителей в глазах учащихся, создал атмосферу доверия и взаимного уважения между ними. Таким образом, семья стала эффективнее решать проблемы формирования личности ребенка.

Известно, что заставить трудиться умственно значительно труднее, чем физически. Как разумно сочетать физический и умственный труд? Как без ущерба качеству знаний готовить в школе будущих тружеников сельского хозяйства? Как определить нормы выработки продукции для детей разного возраста? Как сделать, чтобы физический труд не помешал, а помог в изучении основ наук? Эти и другие насущные вопросы трудового воспитания школьников еще предстоит решать, над ними уже сейчас работают учителя нашей школы. Жизнь доказала, что взрослость, истинная гражданственность, идейно-нравственная и психологическая зрелость личности определяются не только прожитыми годами. Главный критерий человеческой зрелости — сопричастность трудовым делам страны. Мы за то, чтобы отказаться от тепличных условий воспитания. Все мы в ответе за подрастающее поколение, и мы должны с детства прививать любовь к труду. Иначе, уверен, мы будем задерживать становление личности ребенка, будем препятствовать формированию у него активной, созидательной жизненной позиции.

В заключение хотелось бы напомнить слова нашего замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать...»