Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

171

 

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

 

Проблемы организации психологической службы в школе, затронутые участниками «круглого стола» (см.: Вопросы психологии, 1983, № 4— 6), заинтересовали меня как дефектолога, работающего на школьном логопедическом пункте. В целях, задачах, организации работы школьного психолога и логопеда-дефектолога много общего.

Работа логопеда в каждом новом учебном году начинается с обследования поступивших в I класс. Как правило, среди них встречаются дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. У детей этой группы в той или иной степени нарушены и другие психические функции: внимание, память, мышление, поведение; нередки и так называемые пограничные состояния. Логопед углубленно обследует таких детей, проводит беседы с их родителями, а также с учителями, которые будут этих детей обучать. На основании такой предварительной работы дефектолог намечает коррекционную работу с каждым ребенком. Он же координирует коррекционные воздействия на ребенка его семьи, детского коллектива. При необходимости ребенок направляется на консультацию к врачам-специалистам, а в особо сложных случаях — в областную детскую консультативную поликлинику.

Таким образом, дефектолог-логопед в массовой школе выполняет часть той работы, которую предполагают вести школьные психологи. И если участники «круглого стола» высказывали мысль, что школьных психологов надо вооружить знаниями по дефектологии, то дефектологи нуждаются в психологических знаниях.

Желтов Ю.В.,

дефектолог-логопед

Московская область

 

*

 

Большой и содержательный разговор о психологической службе в школе в основном касается подготовки школьного психолога и почти не затрагивает учащихся, их конкретного индивидуального своеобразия. У подрастающего поколения огромна жажда познать себя, других людей, опробовать свои силы, определить свое место в жизни. Молодежь нуждается в практических советах или хотя бы самых общих рекомендациях по вопросам самосовершенствования, ждет помощи в выходе из сложных жизненных ситуаций, снятии конфликтных переживаний. Решение такого рода проблем у молодежи в целом происходит стихийно, часто неправильно, с большими издержками.

В связи с этим хотелось, чтобы учащиеся уже сейчас были вооружены хотя бы минимальной информацией об основных закономерностях самовоспитания, формирования активной жизненной позиции, чтобы они могли осознать и максимально раскрыть свои возможности. Весьма полезно было бы систематически давать учащимся, особенно в период их взросления, конкретные практические рекомендации, добрые советы о воспитании культуры чувства, ума и т.д. Эти советы и рекомендации рассыпаны во многих статьях, брошюрах, книгах. Собрать их и систематизировать применительно к возрастным особенностям детей, обсудить среди специалистов-психологов — важная и неотложная задача. Обширные знания, накопленные психологией на протяжении веков, особенно в последние десятилетия, несомненно, должны шире использоваться для совершенствования учебно-воспитательного процесса, поскольку и до сих пор большинство учащихся, да и многие учителя не знают методов и приемов самообразования и самовоспитания.

На первых порах эти материалы в виде журнальных статей могут касаться таких вопросов, как организация умственного труда (методы, приемы умственной работы); развитие способности мыслить; развитие внимания и памяти; воспитание воли и характера; развитие своих способностей; знания и умения, необходимые для совместной работы с людьми, способы общения с ними, самоорганизация своих отношений с коллективом.

В.В. Мироненко

Симферополь