Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

169

 

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ю.А. КУЛАГИНА

 

В июне 1984 г. исполняется 60 лет Юрию Александровичу Кулагину — члену-корреспонденту Академии педагогических наук СССР, доктору психологических наук, профессору, заместителю директора Института дефектологии по научной работе.

После возвращения с Великой Отечественной войны Ю.А. Кулагин поступил на психологическое отделение философского факультета МГУ. Уже в студенческие годы он заинтересовался проблемой взаимодействия анализаторов в процессе восприятия, которая имеет особое значение в условиях аномального развития.

Окончив в 1952 г. университет, Юрий Александрович поступил в аспирантуру Института дефектологии, где начал экспериментально-психологическое изучение механизмов осязательного восприятия слепых. Через год он стал старшим научным сотрудником сектора тифлопедагогики, а в 1961 г. — заведующим вновь организованной лаборатории обучения и воспитания слабовидящих детей. В последующие годы он работал ученым секретарем института и заведующим лабораторией тифлопсихологии. С 1968 г. Юрий Александрович — заместитель директора Института дефектологии по научной работе.

Значительная часть более чем 80 работ Ю.А. Кулагина посвящена изучению особенностей осязательного восприятия слепых и зрительного — слабовидящих. Эти работы по существу составили психолого-педагогическое обоснование разработки специальных технических средств для слепых и их применения в обучении школьников с глубокими дефектами зрения. За эти работы, способствовавшие созданию ряда приборов, основанных на применении фотоэффекта и преобразовании зрительно воспринимаемых признаков предметов в звуковые сигналы, Ю.А. Кулагин награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР.

Теоретические аспекты исследований восприятия слепых, экспериментальные данные и материалы методического характера вошли в монографию Ю.А.Кулагина «Восприятие средств наглядности учащимися школ слепых», написанную им на основе докторской диссертации (1968). Эта монография отмечена первой премией АПН СССР. Устремленность на практическое использование результатов психологических исследований — характерная черта работы. Ю.А. Кулагина. Он является одним из авторов «Книги для учителя школы слепых», принимает участие в подготовке программ для школ слепых, прилагает много сил к совершенствованию работы школ для слабовидящих детей и приобщению учителей этих школ к научным исследованиям.

Ю.А. Кулагин уделяет большое внимание подготовке научных кадров в аспирантуре Института дефектологии. Несколько кандидатских диссертаций выполнены непосредственно под его руководством. Он постоянно участвует в редактировании тезисов докладов на педагогических чтениях, международных конференциях и научных сессиях по дефектологии у нас в стране.

Он был первым главным редактором, а сейчас является членом редколлегии журнала «Дефектология».

С 1975 г. Ю.А. Кулагин возглавляет научно-методический совет по дефектологии Министерства просвещения СССР.

Как заместитель директора Института дефектологии, он осуществляет научное руководство различными направлениями исследований, ведущихся в разных подразделениях института. Он неоднократно представлял советскую специальную психологию и педагогику за рубежом, участвуя в работе ряда международных конгрессов, конференций, симпозиумов по вопросам дефектологии.

В последние годы Ю.А. Кулагин много работает над такими общетеоретическими проблемами специальной психологии и дефектологии, как специфические особенности аномального развития, основные принципы специального обучения, основы специальной психологии как единой научной области, объединяющей психологию слепых, психологию глухих, олигофренопсихологию, и пр.

Ю.А. Кулагин имеет ряд правительственных наград, среди которых ордена Дружбы народов, Красной Звезды, медали.

Несмотря на большую научную и организационную работу, Юрий Александрович активно участвует в общественной жизни института, руководит методологическим семинаром научных сотрудников. Его личные свойства — научная принципиальность, высокая требовательность к себе и другим и вместе с тем вдумчивое и чуткое отношение к людям — вызывают глубокое уважение к нему у всех, кому приходится с ним встречаться и общаться.

Все работающие в области специальной психологии и педагогики желают Ю.А. Кулагину здоровья, счастья, больших успехов в работе.