Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

166

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ТАЛАНТОВ И ИХ РАЗВИТИЕ

 

А.М. МАТЮШКИН

Москва

 

С 3 по 13 октября 1983 г. в Пловдиве (НРБ) проходил семинар ЮНЕСКО, посвященный проблеме раннего открытия талантов и их развития. В работе международного семинара принимали участие представители Великобритании (П. Реншоу и Б. Аллисон), ВНР (К. Клара), ГДР (Г. Майер, В. Кийнитц, Г. Мелхорн, Г.-Г. Мелхорн, Ю. Халупски), НРБ (Г. Пирьов, Т. Миланов, И. Паспаланов), ПНР (Я. Рейковский), СССР (А.М. Матюшкин, Е.В. Квятковский, Ш.А. Амонашвили), США (Д. Сиск, С. Каплем, Дж. Эскау), а также научные сотрудники и преподаватели педагогики и психологии, работники системы народного образования Болгарии.

По общему мнению участников семинара, проблема раннего выявления и развития талантов и способностей является одной из актуальных и трудных проблем современной науки и педагогической практики.

Как показало обсуждение, в качестве главного ядра всех способностей, охватывающих и познавательные, и мотивационные, и личностные особенности, можно выделить творческие способности ребенка. Они проявляются в раннем детстве в особенностях исследовательской активности (Дж. Бирлайн, Е.Н. Соколов, А.В. Запорожец и др.), в различных видах игровой творческой активности (П. Реншоу, Ш. Амонашвили, К. Клара, Я. Рейковский, Б. Аллисон, Т. Миланов, Дж. Эскау и др.), в способностях к постановке и решению новых задач и проблем (А.М. Матюшкин, С. Каплан, Д. Сиск, И. Паспаланов и др.). Этот подход предполагает и использует в качестве диагностических методик различного типа творческие тесты (общие и специальные), разработанные для разного возраста и не только выявляющие возможности достигнутого уровня развития, но и прогнозирующие дальнейшее развитие способностей ребенка. Тесты такого рода включают оценку как творческих возможностей, так и личностных особенностей. Теоретически этот подход в нашей стране наиболее четко был представлен С.Л. Рубинштейном, а также развивался в исследованиях по психологии мышления и творчества, но не получил своего воплощения в психологической диагностике.

Американские психологи (С. Каплан, Д. Сиск) продемонстрировали некоторые системы тестовых заданий, включающие возможности оценки творческих способностей детей.

Представители социалистических стран в большей степени останавливались на формах и методах обучения и воспитания, обеспечивающих развитие творческих способностей. В отдельных докладах рассматривались общие проблемы эстетического воспитания (Е.В. Квятковский) и методы художественного воспитания в специальных школах для одаренных детей: музыкальной (П. Реншоу, Т. Миланов), изобразительного искусства (Б. Аллисон, Дж. Эскау), эстетического воспитания (К. Кокаш) и т.п. Специалисты из социалистических стран (Л. М. Матюшкин, Г. Майер, Г. Мелхорн и др.) отметили принципиальные различия целей отбора и воспитания одаренных детей в капиталистических и социалистических странах. В докладе И. Паспаланова на основе сопоставления были показаны различия личностных качеств одаренных людей, представляющих различные культуры.

Специальная проблема, возникшая в обсуждении, относилась к психологическим обоснованиям структуры тестовых заданий, обеспечивающих диагностику и прогноз развития творческих возможностей ребенка. Представители практической педагогики (Ш.А. Амонашвили, К. Кокаш, П. Реншоу) подчеркнули особые требования к творческим способностям преподавателей и воспитателей, работающих с одаренными детьми, а также большое значение нравственной атмосферы тех учебных заведений, в которых воспитываются одаренные дети.

Наиболее значимым результатом семинара является формулирование основных современных подходов к исследованию, диагностике и развитию творческих способностей детей, что позволяет преодолеть нигилистическое отношение к проблеме раннего выявления и развития творческих способностей детей, а также одностороннее толкование способностей как усваиваемых знаний, действий и видов деятельности.

Важным аспектом данной проблемы является изучение реально созданных и используемых методов диагностики, их научная оценка с целью создания таких диагностических методик, которые были бы направлены на решение практической педагогической задачи раннего выявления и развития творческих способностей детей, особенно значимой для советских психологов в связи с реформой школы.