Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

159

 

КАК СТАТЬ ПОЛИГЛОТОМ

 

Komorowska H., Cienkowski W. P., Kaczmarski S., Suchorzewski L., Chomicki O. Jak zostać poliglita. — Warszawa: Krajowa Agenda Wydawnicza, 1983.—224 s.

 

Книга польских специалистов рассказывает о наиболее эффективных методах изучения иностранных языков, о роли мотивации в изучении иностранных языков, о способностях к иностранным языкам. Рассматриваются трудности и препятствия, которые могут встретиться при изучении иностранных языков, приводятся рассуждения об успехе и его критериях, рассказывается о тех, кому удалось успешно добиться поставленных перед собой задач в изучении иностранных языков.

Глава, которую написала X. Коморовска, посвящена рассмотрению предубеждений относительно того, кому и как изучать иностранные языки. К этим предубеждениям относятся: вера в чудодейственные методики, предубеждение, что язык могут хорошо освоить только дети, что обучение у частного преподавателя за деньги эффективнее, чем в учебном заведении.

Автор опровергает мнение американских и, канадских ученых о том, что предельный возраст успешного изучения иностранного языка — 12 лет (с. 56). Она доказывает, что преимущества детского возраста ограничены, они не могут обеспечить целеустремленного, сознательного и эффективного овладения языком в полном его объеме. Ведь владеть языком — это не только разговаривать на повседневные темы, но и читать, в том числе и специальную литературу, грамотно писать, уметь составлять необходимые документы. Пусть взрослый затрачивает больше усилий для изучения иностранного языка, зато ребенку психологически не под силу добиться всего того, чего может достичь взрослый. Свое мнение X. Коморовска подтверждает отрицательными результатами попыток организации в Англии дошкольного обучения детей французскому языку.

В статье содержится 21 полезный совет изучающим иностранный язык, а также ряд тестов, помогающих определить меру языковых способностей и ту или иную методику изучения языка в зависимости от конкретных особенностей личности обучающегося.

B. Ченковски подчеркивает огромное значение мотивации при изучении иностранного языка. По его мнению, нет людей, полностью неспособных к языкам. Автор останавливается на некоторых психологических трудностях в изучении языков, вытекающих из нечеткости грамматических систем (масса исключений из правил), обширности словарного состава, наличия синонимов, антонимов и т. д., и советует, как их преодолевать.

В другой главе В. Ченковски рассказывает о выдающихся полиглотах в истории человечества. Лишь немногие из них, в частности Ф. Шамполлион и Г. Шлиман, внесли заметный вклад в развитие человеческой культуры. Остальные же так и остались лишь интересными феноменами.

Л. Сухожевски дает обзор методов изучения иностранных языков — от метода, опирающегося в основном на изучение грамматики и перевод, до различных аудиолингвальных (разговорных) методик, программированного обучения, суггестопедии болгарского ученого Г. Лозанова, гипнопедии, интуитивно-чувственных и рационально-логических методик и пр. Вывод: все методики по-своему хороши, но ни одна не дает полной гарантии успеха. Главное заключается в том, кто, как, с какими целями и усилиями работает над собой, какие имеет индивидуальные особенности и как их использует.

Технические средства обучения иностранным языкам — от проигрывателей и магнитофонов до микрокомпьютера переводчика языков — анализирует О. Хомицки. Он советует не забывать и такое изобретение человечества, как простой карандаш.

C. Качмарски анализирует роль родного языка в овладении языком иностранным, советует, как творчески и эффективно использовать знание родного языка при изучении языка иностранного.

Книга содержит много практических советов, которые действительно могут помочь любому, кто пожелает овладеть тем или иным иностранным языком в объеме, необходимом для его профессиональной деятельности и повседневной жизни.

 

В. Масаев

Симферополь