Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

98

 

НАМ ПИШУТ УЧИТЕЛЯ

 

ИЗ ОПЫТА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.И. ЛЕНИНА

 

Н.В. СЕМИН

 

Реформа советской школы, осуществляемая в соответствии с установками июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, направлена на дальнейшее повышение качества учебно-воспитательного процесса, лучшую — отвечающую задачам не только сегодняшнего, но и будущего развития общества — подготовку граждан социалистического Отечества.

В деле формирования высоких моральных и идейно-политических качеств у подрастающих поколений огромное значение мы придаем совершенствованию форм и методов воспитания учащихся на великом ленинском примере, на революционных, боевых и трудовых традициях партии и советского народа. В этом нам особенно помогают исключительно благоприятные местные условия: в здании нашей школы помещалась гимназия, которую окончил Владимир Ульянов.

Постижение общечеловеческой ценности личности Ленина — нравственный труд жизни каждого человека. И школа стоит у истоков этого труда — в основе его изучение теоретического наследия Ленина. Учиться на примере жизни и v деятельности В.И. Ленина, постоянно приобщаться к сокровищнице марксистско-ленинских идей — таково решающее условие формирования у подрастающих поколений коммунистической убежденности, выработки активной жизненной позиции борцов за коммунизм.

Ленинская тема пронизывает уроки практически по всем предметам. И это не случайно. Преподавание основ наук мы строим целенаправленно, продуманно, используя разные формы обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Этим мы достигаем органического единства знаний о Ленине и поведения каждого в духе ленинских заветов молодежи.

Каждый год 1 сентября перед школой выстраиваются все учащиеся для проведения торжественной линейки. Старшеклассники приветствуют первоклассников, дарят им цветы и принимают в свою большую школьную семью. Звенит первый звонок, и с возложения цветов к памятнику В.И. Ленину на главной площади города начинается учебный год. Первоклассники с трепетом переступают порог школы. В этом здании (бывшая Симбирская гимназия, где учился В.И. Ленин) они будут учиться до IV класса, а затем перейдут в новое помещение. Возложив цветы к скульптуре Владимира Ульянова, установленной в вестибюле, дети поднимаются по старинной чугунной лестнице, по которой когда-то ходил Володя, и заходят в класс-музей. Здесь их первый в жизни урок. На этом уроке они слушают свою первую учительницу, которая рассказывает им о детских и юношеских годах Владимира Ульянова, о жизни семьи Ульяновых в г. Симбирске и о традициях школы, в которой они будут учиться. После первого урока начинается экскурсия по музею школы. Потом, изо дня в день, из года в год они пополняют и расширяют свои знания о В.И. Ленине.

Дорога длиною в 10 школьных лет для каждого нашего выпускника насыщена напряженным учебным и общественно полезным трудом. С жизнью и деятельностью В.И. Ленина, его теоретическим наследием мы знакомим учащихся в определенной системе на уроках и во внеклассной работе, руководствуясь при этом советами Н.К. Крупской в книге «Как и что рассказывать школьникам о В.И. Ленине»,

 

99

 

рекомендациями Всесоюзных научно-практических конференций «Изучение в средней школе жизни, деятельности, произведений В.И. Ленина, документов КПСС и Советского государства».

Можно привести множество примеров четкого, образного, естественно вплетенного в новый материал яркого, эмоционального, убедительного рассказа о В.И. Ленине, об использовании ленинского теоретического наследия на уроках истории, обществоведения, литературы, русского языка, физики, географии, химии, английского языка.

Ребенок пришел в школу, и книги о В.И. Ленине раскрывают перед ним страницы великой жизни. Первоначальные сведения о В.И. Ленине и ленинцах дети получают на уроках чтения и до внеурочное время. Заканчивая III класс, они могут рассказать о В.И. Ленине, его революционной деятельности, о выполнении заветов вождя. Ознакомление с жизнью и деятельностью В.И. Ленина в IVVII классах — важный, ответственный подготовительный этап к последующему изучению произведений В.И. Ленина и литературы о нем в VIIIX классах. Здесь более глубоко изучается биография В.И. Ленина по книге «Страницы великой жизни» (сост. А. М. Божко, А. К. Лаптиев, В. В. Макаев).

Систематическое и последовательное изучение в школе жизни, деятельности и теоретического наследия В.И. Ленина осуществляется с VIII класса. Это период вступления в старший школьный возраст. В этом возрасте сливаются несколько активно протекающих процессов, которые влияют на выработку коммунистического мировоззрения и нравственности, идет процесс социального самоопределения личности, активизации разнообразной деятельности, направленной на усвоение идейно-нравственных ценностей социалистического общества; становится устойчивым интерес к политике, складываются обобщенные представления о людях, о самом себе, возрастает роль положительных нравственных идеалов. При этом мы всегда помним о том, что обогащение знаний старших школьников о Ленине должно основываться на точных, полнокровных фактах, ведущих к пониманию того, что жизнь и борьба Ленина слились е жизнью и борьбой рабочего класса, созданной им Коммунистической партии.

В VIII классе учащиеся начинают и самостоятельно изучать доступные им ленинские произведения. Работа над ленинским словом есть та качественно новая ступень в их интеллектуальном и нравственном развитии, в формировании классового сознания, которая обязывает учителя все в большей мере добиваться от учащихся самостоятельной научно точной оценки фактов истории и современности. Понимание, осознание существа и значимости ленинских идей школьниками в немалой степени зависит от того, насколько удастся им с помощью учителя воссоздать историческую обстановку, причины, мотивы создания той или иной работы В.И. Ленина.

В IXX классах уровень подготовки учащихся дает возможность с большей глубиной формировать марксистско-ленинское мировоззрение, показывать непреоборимую силу ленинизма, роль В.И. Ленина как организатора науки и производства. Широко используются детальный анализ отдельных ленинских положений на конкретном материале урока, комментированное чтение и разбор небольших по объему ленинских работ, самостоятельная работа учащихся с ленинскими документами, подготовка рефератов, сообщений.

На уроках русского языка учителя рассказывают о методах работы В.И. Ленина с текстом, учат внимательно читать газеты, уметь анализировать прочитанное. Особое значение придается умению пользоваться словарями, что важно не только для грамотного письма, но и для обогащения лексического запаса.

Серьезная работа проводится на уроках по ознакомлению учащихся с методами работы с книгой, которыми в совершенстве владел В.И. Ленин; по формированию у них аргументированности, доказательности суждений, убежденности в своих знаниях, потребности в их постоянном применении, пополнении, обновлении.

Понятно, что все изложенное выше достигается в процессе творческой работы учителей нашей школы. Профессия учителя требует от человека, посвятившего

 

100

 

ей жизнь, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. В документе «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» говорится, что учитель — ваятель духовного мира юной личности. Основное место в духовном мире человека занимает марксистско-ленинское мировоззрение.

В связи с этим первейшая обязанность учителя истории и обществоведения — вооружить школьников пониманием законов и перспектив развития общества, основами диалектико-материалистической методологии, причем на основе исторических знаний, чтобы не было, как указывал В.И. Ленин, верхоглядства, чтобы знали факты.

Главная цель учителя — помочь школьникам видеть за реальностями сегодняшней жизни закономерности развитого социализма, великие преимущества нашего общественного и государственного строя, перспективы завтрашнего дня.

Понятно, что успех идейно-политического, нравственного, трудового воспитания во многом зависит не только от методов, но и от стиля работы учителей. Именно поэтому они говорят с учащимися ясно, просто, эмоционально, избегают расплывчатых рассуждений, общих мест, назидательного тона.

Взрослеют учащиеся, усложняются и формы внеклассной работы по ленинской теме: от Ленинских чтений к читательским конференциям, от пионерских сборов к комсомольским собраниям, от уроков истории и литературы, на которых изучаются ленинские работы, к Ленинским урокам, конференциям старшеклассников по изучению ленинского теоретического наследия. Сегодня мы можем определенно сказать, что Ленинские чтения зарекомендовали себя как наиболее популярная и эффективная форма последовательного изучения жизни и деятельности В.И. Ленина и его соратников.

Для подготовки учащихся седьмых классов к вступлению в комсомол в школе работает кружок «Наш Ленинский комсомол». Первое его занятие проводится в форме Ленинских чтений по изучению речи В.И. Ленина на III съезде РКСМ «Задачи союзов молодежи». Вот план этого занятия: 1. Историческая обстановка, в которой проходил III съезд РКСМ. 2. «Молодежь должна учиться коммунизму». Как нужно понимать эти слова? 3. Почему в то время особенно остро стоял вопрос об овладении знаниями? Как нужно овладевать знаниями? 4. «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма». Что значат эти слова? 5. Как в вашем классном коллективе заветы В.И. Ленина претворяются в жизнь? Почему и как вы учитесь у Ленина?

На Ленинских уроках в VIIIIX классах учащиеся продолжают изучать творческое наследие В.И. Ленина, соизмеряют свои дела и поступки с тем, что завещал молодежи Владимир Ильич. На основе исторических знаний, суждений, обобщений возникает то необходимое душевное волнение, а иногда и потрясение, которое ведет к выработке убеждений. Ленинский урок всегда интеллектуален и эмоционален одновременно. Подготовка и проведение Ленинского урока, как правило, осуществляется в несколько этапов — это комплекс дел, коллективных и индивидуальных, классных и внеклассных.

Практика показывает, что подрастающее поколение интересуют не только общие процессы развития, закономерности поступательного движения человечества, но и личности исторических деятелей, их гражданский облик, поэтому в IX классе Ленинские чтения обычно проводятся по более широкой теме «Соратники В.И. Ленина». Учащиеся с большим интересом изучают жизнь и деятельность И. Бабушкина, Н. Баумана, Ф. Дзержинского, Н. Крупской и многих других. Особая ценность Ленинских чтений в том, что они не только помогают расширять знания школьников о жизни и деятельности В.И. Ленина, его соратников, но и формируют у них ответственное отношение к своему общественному долгу, коллективизм и товарищество.

В школе работает кружок по изучению биографии В.И. Ленина. Он служит прямым продолжением уроков

 

101

 

истории и обществоведения. Его задача — расширять и углублять знания учащихся, полученные на уроках.

Систематически у нас проводятся теоретические конференции по узловым вопросам идейно-политического и нравственного воспитания. Как правило, в них участвуют и старшеклассники, и учителя.

В системе воспитания учащихся на великом ленинском примере важное место занимает школьный ленинский музей, постоянная, ни на один день не прекращающаяся деятельность в нем наших учащихся. В состав совета ленинского музея входит около 100 человек. Здесь они проходят настоящую школу труда и творчества: работают в секциях экскурсоводов, ведения архива, подготовки докладчиков, переписки с другими школами и музеями.

Ежегодно школа получает более 5 тыс. писем из школ страны и от зарубежных друзей, и на каждое письмо ответственные за переписку члены совета музея дают обстоятельный ответ, высылают нужный материал о Ленине, о г. Ульяновске, о своей школе. Так мы помогаем организовывать и открывать ленинские музеи и комнаты в других школах страны и у наших друзей за рубежом, теперь их уже открыто более 500.

Большое место в работе совета музея занимает поисковая и исследовательская работа по истории школы. В эту работу включились все пионерские отряды и комсомольские группы. Поиск мы начали еще в 50-х гг., и он дал хорошие результаты: найдено 140 ценнейших документов о В.И. Ленине, о школе. Ребята ведут переписку, работают в архивах, библиотеках, посещают ветеранов. Найдено много книг, других предметов, принадлежавших Симбирской гимназии; среди них приборы физического кабинета, которыми пользовались гимназисты, в том числе и Владимир Ульянов. В областном архиве нашли табель успеваемости за I класс И.В. Курчатова — ученого с мировым именем, который в начальных классах учился в Симбирской гимназии.

Члены совета выступают перед учащимися с обзором поступивших в музей материалов. Все документы, имеющиеся в музее, широко используются педагогическим коллективом, пионерской и комсомольской организациями в учебно-воспитательной работе. Работа в совете ленинского музея — это настоящая школа приобретения общественных профессий, воспитывающая у каждого, кто прошел через нее, высокую ответственность за порученное дело, самостоятельность, идейную убежденность. Заканчивая школу, они продолжают вести активную общественную работу в институтах и на предприятиях. И неважно, какие профессии выбирают себе бывшие члены совета ленинского музея, важно то, что они уже не представляют себя вне общественной работы, что советоваться с Лениным становится для них насущной, жизненной потребностью.

Важное направление нашей работы с учащимися — развитие их общественно-политической активности, главным образом силами пионерской и комсомольской организаций. В.И. Ленин, глубоко веря в силу детской коммунистической организации, считал, что это лучший путь воспитания коммунаров.

Каждая пионерская дружина замечательна своими традициями. Как отмечал А. С. Макаренко, «ничто так не скрепляет коллектив, как традиция». Много традиций имеет и наша пионерская дружина им. В.И. Ленина. Непременное условие успешного проведения любой пионерской трудовой операции — не только четкая постановка задачи предстоящей работы, но и объективное, точное подведение итогов ее в каждом отряде, гласность и награждение победителей.

В год 30-летия Победы в дружине родилась еще одна традиция: проводить смотр работы мальчиков и тем самым стимулировать воспитание боевого мальчишеского актива. Самым лучшим активистам предоставлялось почетное право в День Победы вместе с курсантами военных училищ стоять в почетном карауле у монумента 30-летия Победы. Таким образом мы решили проблему, актуальную для многих дружин, изжили пассивность мальчиков, доказав, что это не возрастное явление, а результат недостаточного поля деятельности для мальчиков,

 

102

 

недоверия им ответственных дел.

Успех работы вожатого, как и всей дружины, зависит от правильного руководства и от того, как и чему мы обучаем пионерский актив. Большую роль в этом играет комсомольская организация школы, повседневно шефствующая над пионерией. Члены комитета комсомола помогают в подготовке и проведении всех больших мероприятий, организуют учебу пионерского актива. Весьма полезны и для пионеров, и для шефов совместные заседания комитета комсомола и совета дружины. В руководстве деятельностью пионерской дружины помогает и комсомольский педагогический отряд, созданный из комсомольцев предприятий, учреждений и учебных заведений, шефствующих над нашей школой.

Формированию идейной убежденности, коммунистической нравственности старшеклассников во многом способствует проведение Всесоюзного Ленинского зачета, организуемого комсомольским комитетом школы. Задолго до составления личного комплексного плана идет напряженная работа. Мы, коммунисты школы, учим комсомольский актив работе с массами, проведению Ленинского зачета в классных комсомольских организациях. Организуются и семинары с классными руководителями по теме «Ленинский зачет — эффективная форма идейно-политического воспитания старшеклассников».

В классных коллективах проводятся комсомольские собрания «Дал слово — сдержи», «Идет Ленинский зачет», цель которых — помочь не формально, а осознанно, поразмыслив, записать свои обязательства в личном комплексном плане. Особое внимание при составлении личных комплексных планов уделяется, трудовым обязательствам и выполнению комсомольских поручений. Мы стремимся не допускать случаев, когда бы слова расходились с делами. После того как личные комплексные планы составлены, они анализируются членами аттестационной комиссии, которые или одобряют, или же рекомендуют их доработать. Для претворения планов в жизнь в школе созданы необходимые условия.

Ребятам есть где приложить свои силы и проявить свои способности и наклонности. К их услугам различных кружков, семь спортивных секций, плавательный бассейн, спортивный городок с футбольным полем, прекрасный спортивный зал, тир, астрономическая обсерватория, теплица, зимний сад, пришкольный участок и фруктовый сад, хорошо оборудованные мастерские по металлу и дереву, кабинет обслуживающего труда, радиостанция, радиоузел, школьный телецентр, эстрадный оркестр, легковой и грузовой автомобили, автобус, трактор «Беларусь». Ежегодно в школе работают 20 факультативов. Постоянно действует выставочный зал, где экспонируются лучшие работы учащихся, представляемые на выставку технического творчества. И наконец, это хорошо оборудованные всем необходимым 50 учебных кабинетов для учащихся IVX классов и 15 классных и игровых комнат начальных классов.

Огромно, поистине неоценимо воспитательное значение труда. Ведь именно в процессе труда человек проявляет свои лучшие способности, закаляет волю, развивает творческие силы. В детально разработанной системе трудового обучения и воспитания, а также профориентационной работе с учащимися особое место мы отводим производительному, полезному обществу труду. Так, еще с 1964 г. во время летних каникул учащиеся старших классов выезжали на 30 дней в колхоз «Победа» и успешно выполнили все задания руководства колхоза по уборке урожая и уходу за посевами. С 1973 г. учащиеся школы ежегодно, в течение месяца, работают на полях пригородного совхоза «Карлинский». Здесь же они отдыхают, занимаются спортом. Руководство совхоза довольно работой наших ребят и по достоинству награждает их грамотами, ценными подарками. На заключительном собрании в лагере перед отъездом в город, когда уже известны результаты работы и заработанная сумма, ребята принимают решение перечислить часть денег в Фонд мира.

 

103

 

В основе практических дел учащихся лежит прежде всего их учебный труд. Школа давно уже не знает, что такое второгодничество: 60—65% учащихся имеют только отличные и хорошие оценки, не допускается ни одного случая отсева из школы. Все наши учащиеся получают среднее образование. У нас нет ни одного ученика VIIX классов, не принимающего участия в общественной работе. Результаты этого очень большие. Школа награждена орденом Ленина.

На базе школы проводятся всесоюзные, областные, городские и районные научно-практические конференции по вопросам коммунистического воспитания учащихся на ленинском примере. Школу посещают тысячи учителей страны, и мы всегда рады рассказать им о своем опыте работы. Для коллектива учителей и учащихся нашей школы нет ничего более возвышенного и благородного, чем следовать Ленину, самоотверженно бороться за дело, которому он посвятил свою жизнь.