Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

73

 

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ

К ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ ЛЮДЕЙ

 

В.Ф. МАТВЕЕВ, А.В. ЛЕБЕДЕВ

 

Подростковый возраст — период активного формирования системы интересов, ценностных ориентации. В эти годы переосмысливается и переоценивается уже накопленный опыт, вырабатываются основания жизненной позиции, отношения к людям, обществу. Подросткам свойственны специфические поведенческие реакции на воздействия социальной среды, прежде всего ближайшего окружения. Эти реакции могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять собой патологические нарушения поведения, затрудняющие социальную адаптацию взрослеющего человека [4].

Воспитатели и педагоги часто сталкиваются с подростками, для которых характерны дезадаптационные реакции. Раннее выявление дезадаптированных подростков, учет их личностных особенностей будут способствовать более успешному проведению воспитательной работы с ними.

В своем поведении человек следует сложившимся нормам. Оценивая любого из окружающих его людей, он также более или менее сознательно исходит из этих норм. При этом сформированные у него критерии нравственного и безнравственного, важного и неважного, ценного и незначимого неизменно определяют характер восприятия им других людей и интерпретацию их внутреннего мира. Зная, как человек оценивает других, какие личностные качества людей он оценивает как привлекательные, какие вызывают у него отрицательное отношение, а какие ему безразличны, можно с большой долей вероятности предположить, как человек будет вести себя в той или иной ситуации, строить систему отношений с другими.

В поисках методики, позволяющей изучать особенности отношений к личностным качествам, мы обратились к проективному тесту Л. Зонди [8], [9], предназначенному для диагностики поведения. Этот тест хорошо зарекомендовал себя в психиатрической диагностике, однако область применения его шире [3]. Так, этот тест успешно применялся для изучения супружеской совместимости [2].

Выбор этого теста был обусловлен тем, что в отличие от других методик, применяемых для диагностики поведения (теста фрустрации Розенцвейга, ТАТ, MMPI и пр.), работа с тестом Л. Зонди «включает», на наш взгляд, преимущественно эмоционально-интуитивный тип реагирования испытуемого, практически не затрагивая рационального аспекта формирования отношения к стимульному материалу теста.

Стимульный материал теста Л. Зонди представляет собой набор из 48 фотопортретов, сгруппированных в 6 серий по 8 фотопортретов в каждой серии. Каждая фотография изображает субъекта, страдающего одним из 8 видов психической патологии. Причем в каждую серию входит по одному фотопортрету из каждого вида психической патологии; это агрессивные психопаты (s), лица с гомосексуальными тенденциями (h), больные эпилепсией, снятые в период между приступами (е), истеричные психопаты (hy), больные шизофренией с кататоническими расстройствами (к), больные с паранойальным синдромом (р), маниакальные больные (т), депрессивные больные (d). При построении своего теста Л. Зонди исходил из того, что в мимике психопатологических личностей хорошо отражаются их личностные особенности и при восприятии этих фотопортретов эти личностные особенности интуитивно хорошо улавливаются. Данные эволюционной морфологии

 

74

 

и физиологии свидетельствуют о тонком дифференцировании мимических мышц человека и о концентрации экспрессивности в области лица. Непроизвольная мимика является истинным отражением психического состояния человека [5], именно на этом свойстве мимической экспрессии построено искусство психологического портрета, уходящее корнями вглубь тысячелетий.

Л. Зонди при отборе стимульного материала применял метод свободной словесной ассоциации; фотопортреты подобраны так, что каждой тестовой категории испытуемый приписывает совершенно определенные личностные качества. При создании своего теста Л. Зонди опирался на разработанную им теорию генетической детерминации поведения, в соответствии с которой тип поведения человека определяют восемь врожденных влечений. По мнению автора теста, эти влечения в «чистом виде» представлены у душевнобольных, чьи фотопортреты он и использовал. Л. Зонди считает, что каждый фотопортрет из соответствующей тестовой категории служит «возбудителем» для одного из восьми врожденных влечений испытуемого. В соответствии с его теорией индивидуальный выбор, сделанный при проведении тестирования, анализируется по каждой тестовой категории и интерпретируется как показатель интенсивности и направленности соответствующего врожденного влечения.

Нами из теста Л. Зонди был взят лишь стимульный материал; при интерпретации результатов тестирования мы исходили из теории восприятия человека человеком [1]; таким образом, была сохранена лишь прагматическая ценность метода.

При проведении тестирования перед испытуемым последовательно выкладываются фотопортреты каждой тестовой серии; из восьми фотопортретов предлагается выбрать двух наиболее привлекательных людей и двух самых непривлекательных. Таким образом, из 48 фотопортретов отбирается 24: 12 наиболее привлекательных и 12 самых непривлекательных. Результаты тестирования представляются графически в виде диаграмм по каждой из тестовых категорий. Причем в каждой тестовой категории может отмечаться 1) позитивный выбор, когда большинство выбранных фотопортретов данной тестовой категории оцениваются как наиболее привлекательные; 2) негативный выбор, когда большинство фотопортретов данной тестовой категории выбираются как самые непривлекательные; 3) амбивалентный выбор, когда в данной тестовой категории половина выбранных фотопортретов наиболее привлекательна, а другая часть оценена как самые непривлекательные фотопортреты; 4) нулевой выбор, когда в данной тестовой категории выбран только один или ни одного фотопортрета не выбрано.

Стимульный материал теста Л. Зонди отвечает двум условиям: межкатегориальной дифференциации (фотопортреты одной тестовой категории визуально отличимы от фотопортретов других тестовых категорий) и внутрикатегориальной эквивалентности (фотопортреты одной тестовой категории имеют определенное сходство). Эмпирическую проверку соответствия теста Л. Зонди этим условиям наиболее полно провел Г. Борг [6], [7]. Он показал, что в целом эти условия соблюдаются; лучше отвечают этим условиям тестовые категории агрессивных (s), конформных (h), паранойальных (р), маниакальных (т) и депрессивных (d); несколько хуже дифференцируются тестовые категории эпилептиков (е), истериков (hy) и кататоников (к).

При использовании стимульного материала, включающего в себя фотопортреты патологических личностей, нам необходимо было уточнить, какие именно личностные качества приписывают здоровые люди больным, изображенным, на фотопортретах. Для ответа на этот вопрос группе студентов IV курса медицинского института предлагалось оценить личностные качества лиц, изображенных на фотопортретах из стимульного материала теста Л. Зонди, используя для этого специально составленный перечень из 40 личностных качеств. Для каждого лица, изображенного на фотопортрете, предлагалось выбрать из перечня личностных качеств два наиболее подходящих личностных определения. Во время проведения этого эксперимента

 

75

 

студенты не знали о целях работы. Порядок предъявления фотопортретов был случайным. Агрессивных (s) чаще всего характеризовали как жестоких, конфликтных, злопамятных, склонных к дракам; лиц с гомосексуальной направленностью (h) — как уступчивых, доброжелательных, впечатлительных, женственных; эпилептиков (е) — как мстительных, примитивных, слащавых; истериков (hy) — как лживых, эгоцентричных, старающихся произвести приятное впечатление, мечтательных; кататоников (k) — как замкнутых, эмоционально холодных, сдержанных, пассивных; паранойальных (р)—как целеустремленных, волевых, «умеющих держать себя в руках», обладающих хорошим самоконтролем; маниакальных (m)— как общительных, контактных, болтливых, подвижных; депрессивных (d) — как медлительных, ранимых, грустных, безвольных, беззащитных. Полученные нами данные соответствуют результатам Г. Борга [6], [7], хотя он и применял для ответа на этот вопрос метод семантического дифференциала Ч. Осгуда.

С помощью стимульного материала теста Л. Зонди мы обследовали 163 подростка мужского пола с различными непсихотическими видами дезадаптационных реакций. Эти подростки поступали на обследование и лечение в психиатрический стационар. Все подростки на момент обследования обучались в массовой школе или ПТУ, их возраст был от 16 до 18 лет. В качестве контрольной группы было взято 50 хорошо адаптированных подростков мужского пола того же возраста.

Все испытуемые (163 человека) были разбиты на пять групп по типу дезадаптационной реакции.

В I группу (31 человек) вошли подростки с выраженными агрессивными тенденциями. Для этих подростков было характерно, что в ответ на малейшие замечания или запрет они реагировали агрессивными действиями. Эти подростки нередко терроризировали и избивали сверстников, все они за частые драки состояли на учете в детской комнате милиции. Подростки этой группы нередко угрожали расправой даже родителям и педагогам.

II группу (31 человек) образовали подростки с неоднократными суицидальными попытками. Чаще всего суицидальные действия совершались в условиях психотравмирующей ситуации и обычно рассматривались подростками как способ разрешить конфликтную ситуацию, например помириться с девушкой, избежать домашнего скандала, избавиться от необходимости сдавать сложный экзамен в школе. Суицидальные действия совершались на глазах у окружающих и носили демонстративный характер. Чаще всего подростки этой группы наносили себе небольшие порезы на предплечьях, а потом сами останавливали кровь.

В III группу (43 человека) вошли подростки, систематически злоупотреблявшие алкогольными напитками. Для этих подростков было характерно отсутствие интеллектуальных интересов, примитивизм суждений. Обычно они стремились скрыть истинные размеры пьянства, отрицали сведения, сообщенные их близкими. В отношениях с родителями и педагогами они были неискренними, замкнутыми.

IV группу (42 человека) составили подростки, совершавшие уходы из дома. Наиболее часто поводами для уходов служили конфликты с родителями или педагогами. Но не страх перед наказаниями, а стремление освободиться от надзора, наскучившего образа жизни толкали их к уходам из дома. Нередко подростки этой группы уезжали в другие города с целью присутствовать на матчах своих любимых команд.

В V группу (25 человек) вошли подростки с выраженными невротическими реакциями в виде истощаемости, утомляемости, раздражительности. Для подростков этой группы были характерны жалобы на сильные головные боли, возникающие во время занятий, плохой сон, низкую работоспособность.

VI группа (50 человек), куда вошли хорошо адаптированные подростки, служила контрольной.

Всем этим подросткам предъявлялся стимульный материал из коллекции Л. Зонди. Из каждой серии фотопортретов предлагалось выбрать двух людей с такими чертами характера, на которых в наибольшей степени хотел бы походить обследуемый, и двоих людей

 

76

 

с такими чертами характера, на которых обследуемый ни в коем случае не хотел бы походить. Результаты тестирования представлены в таблице распределения выборов (цифры означают процент подростков в каждой группе, осуществивших тот или иной выбор).

 

Таблица

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫБОРОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТЕСТИРОВАНИЯ

ШЕСТИ ГРУПП ИСПЫТУЕМЫХ (IVI), %

 

Позитивный выбор

Негативный выбор

Амбивалентный выбор

Нулевой выбор

I

II

III

IV

V

VI

I

II

III

IV

V

VI

I

II

Ш

IV

V

VI

I

II

III

IV

V

IV

64,5

35,4

8,8

4,7

4

4

12,9

29

55,8

76,1

68

54

16,1

3,2

11,7

9,5

4

12

6,4

33,2

23,5

9,3

24

30

84

67,8

94,2

71,4

8

82

6,4

3,2

0

7,1

16

0

0

19,3

2,9

11,9

56

16

9,9

9,6

2,9

9,5

20

2

32,2

9,6

14,7

16,6

24

12

22,6

41,8

47

45,2

32

48

16,1

38,8

23,5

23,8

32

26

29

9,6

23,5

14,3

12

14

6,4

6,4

0

21,5

4

0

67,7

52,8

82,4

11,9

60

58

16,1

32,2

8,8

40,4

24

10

9,7

9,6

8,8

26,1

12

32

22,6

22,6

50

28,5

44

12

22,6

38,6

14,7

38,1

12

60

25,8

19,3

20,5

19

20

4

29

19,3

14,7

14,3

24

24

19,3

32,2

32,4

45,2

64

48

58

41,8

14,7

11,9

8

6

6,4

0

2,9

4,7

8

18

16,1

25,8

50

38,1

20

28

25,8

16,1

29,4

16,6

40

34

35,4

29

44,3

35,7

32

14

12,9

19,3

5,8

21,4

8

24

25,8

35,4

20,5

26,1

20

28

22,6

12,8

20,5

42,8

24

18

29

29

20,5

28,5

36

32

6,4

9,6

2,9

2,3

4

10

41,9

48,6

55,8

26,1

36

40

 

При обсуждении результатов тестирования обращает на себя внимание, что подростки всех групп, кроме V, весьма высоко оценивают конформные качества (вторая строка таблицы). 64,5% подростков с агрессивными тенденциями (I группа) выбирают тестовую категорию агрессивных (s), как обладающую наиболее привлекательными для этих подростков чертами характера. По сравнению со всеми остальными испытуемыми у подростков I группы в этой тестовой категории наибольший позитивный и наименьший негативный выбор. Распределение выборов у подростков с агрессивными чертами свидетельствует о преобладании у них положительного отношения к таким личностным качествам, как жестокость, конфликтность, мстительность (наибольший позитивный выбор в тестовых категориях агрессивных (s) и эпилептиков (е); наименьший негативный выбор в этих тестовых категориях) и наличие явно негативного отношения к таким личностным качествам, как «умение держать себя в руках», целеустремленность, самообладание (наименьший позитивный выбор в тестовой категории паранойальных (р) и наибольший негативный выбор в этой тестовой категории).

У подростков II группы обращает на себя внимание наибольший позитивный и наименьший негативный, после подростков I группы, выбор в тестовой категории агрессивных (s). Среди негативных выборов у подростков с аутоагрессивными действиями обращает на себя внимание большое количество негативных выборов в тестовой категории паранойальных (р) — 41,8% подростков второй группы оценили паранойальных (р) как обладающих самыми непривлекательными чертами характера.

Распределение выборов, сделанных подростками II группы, напоминает распределение выборов у подростков

 

77

 

с агрессивными тенденциями, за исключением тестовой категории эпилептиков (е). У подростков второй группы мало позитивных выборов в тестовой категории эпилептиков (е) (9,6 %). В то же время 38,8 % подростков II группы оценили эту тестовую категорию амбивалентно, что свидетельствует о том, что у них нет определенного отношения к таким личностным качествам, как мстительность, примитивность.

Из данных по III группе обращает на себя внимание, что каждый второй подросток  этой группы оценил тестовую категорию кататоников (k) как обладающих наиболее привлекательными личностными качествами. Это самый высокий позитивный выбор в этой тестовой категории среди всех шести подростковых групп. В то же время только 14,7 % подростков, склонных к злоупотреблению алкоголем, оценили кататоников (k), как обладающих самыми непривлекательными чертами характера. Таким образом, результаты свидетельствуют о том, что у подростков III группы выражено позитивное отношение к таким личностным качествам, как замкнутость, пассивность. Самый высокий нулевой выбор в тестовой категории паранойальных (р) показали подростки III группы (50 % из них не обратили внимания на эту тестовую категорию). Это означает, что они не считают для себя важными такие личностные качества, как сдержанность, целеустремленность, самообладание.

При анализе особенностей выборов, сделанных подростками IV группы, выделяются самый большой позитивный и самый маленький негативный выбор в категории истериков (hy). Такое распределение выборов в данной тестовой категории у подростков, совершавших уход из дома, указывает на характерное для них позитивное отношение к таким личностным качествам, как лживость, эгоцентричность. Самый большой амбивалентный выбор в тестовой категории истериков (40,4 % случаев) также свидетельствует о том, что у многих подростков IV группы нет определенного отношения к лживости, эгоцентричности, демонстративности, хотя эти качества и отмечаются ими.

У подростков V группы обращает на себя внимание распределение выборов в тестовой категории (h). Здесь отмечается самый маленький позитивный выбор, самый большой негативный и амбивалентный выборы. Возможно, что подобное отношение (негативное и амбивалентное) к таким личностным качествам, как уступчивость, впечатлительность, отражает реакцию на невротические расстройства, имеющиеся у подростков этой группы. У них отмечается также высокий позитивный выбор в тестовой категории кататоников (к) (44 % случаев) и низкий негативный выбор в этой тестовой категории (12 % случаев). Преобладающее позитивное отношение к замкнутости у подростков V группы, очевидно, отражает их стремление скрыть от окружающих свою несостоятельность.

Полученные нами данные свидетельствуют, что между особенностями отношений к личностным качествам, выявляемыми при помощи стимульного материала, включающего в себя фотопортреты патологических личностей, и типами дезадаптационных реакций есть взаимосвязь. Так, преобладающее позитивное отношение к таким личностным качествам, как агрессивность, жестокость, и отрицательное отношение к таким личностным качествам, как самообладание, целеустремленность, взаимосвязано с эксплозивным агрессивным и аутоагрессивным поведением. Отрицательное и амбивалентное отношение к таким качествам, как впечатлительность, уступчивость, в большинстве случаев связано с невротическими расстройствами.

В нашей работе с трудными подростками мы нередко наблюдали, как в процессе исчезновения патологических дезадаптационных реакций менялось отношение к таким социально негативным личностным качествам, как агрессивность, жестокость; из положительного оно становилось негативным. Так же по мере улучшения адаптации негативное отношение к таким личностным качествам, как самообладание, целеустремленность, сменялось положительным.

Наши результаты показывают, что стимульный материал, включающий в себя изображения человеческих лиц,

 

78

 

может успешно применяться для изучения особенностей отношений к личностным качествам, что важно для выявления дезадаптированных подростков.

Выявление особенностей личностной дезадаптации облегчит педагогам, работающим с подростками, применение к ним индивидуального подхода. Так, в тех случаях, когда выявляются невротические дезадаптационные реакции, необходимо разбираться, что служит причиной для этих реакций, и устранять ее. Если у подростков выявляется агрессивная ориентация, педагог может попытаться переключить этих подростков на такие виды деятельности, где их агрессивность сможет найти себе выход, не причиняя вреда окружающим (например, в силовых видах спорта). В любых случаях выявление типа дезадаптации подростка позволит педагогу повысить эффективность своих воспитательных воздействий на него.

 

1. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности. — Л., 1970. — 136 с.

2. Волкова А. Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Автореф. канд. дис. — Л., 1979. — 17 с.

3. Кабанов М. М., Лично А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983. — 312 с.

4. Ковалев В. В. Психогенные характерологические и патохарактерологические реакции у детей и подростков. — В кн.: Неврозы и нарушения характера у детей и подростков / Под ред. В. В. Ковалева. М., 1973. C. 75—90.

5. Кахиани С. Н. и др. Экспрессивность лица человека. — Тбилиси, 1978. — 98 с.

6. Borg J. G. On perception of fotoportraits of abnormal individuals. — Acta Univ. Tamperensis. Ser. A. 1968. V. 21. — 172 p.

7. Borg J. G. Physiognomi facial expressions and abnormality. — Acta Univ. Tamperensis. Ser. A. 1973. V. 52. — 70 p.

8. Szondi L. Experimented Triebdiagnostik (Textband).— Bern: Huber, 1947. — 320 S.

9. Szondi L. Lehrbuch der Experimentellen Triebdiagnostik (Textband).— Bern: Huber, 1960. — 443 S.

 

Поступила в редакцию 5.IV 1983 г.