Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

170

 

К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ  Е. А. БУДИЛОВОЙ

 

В марте 1984 г. исполнилось 75 лет со дня рождения крупного специалиста в области истории и теории психологической науки, доктора психологических наук, профессора-консультанта сектора философских проблем психологии Института психологии АН СССР Елены Александровны Будиловой.

В 1930 г. Е.А. Будилова окончила историко-философский факультет МГУ и до 1941 г. работала литературным сотрудником в редакциях журнала «Антирелигиозник» и газеты «Безбожник». С 1943 г. по 1947 г. была редактором отдела агитации и пропаганды Всесоюзного радиокомитета. В 1947—1950 гг. Е.А. Будилова училась в аспирантуре Института философии АН СССР, где по инициативе и под руководством С.Л. Рубинштейна стала одним из первых исследователей психологического наследия И.М. Сеченова и сеченовской линии в развитии отечественной психологической науки. В 1950 г. она успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «И.М. Сеченов о проблеме ощущения и мышления». Под редакцией С.Л. Рубинштейна были подготовлены и опубликованы две первые большие монографии Е.А. Будиловой: «Учение И.М. Сеченова об ощущениях и мышлении» (1954) и «Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке: вторая половина XIX — начало XX в.» (1960).

В последующие годы Е.А. Будилова систематически исследует историю и современное состояние советской психологической науки. Основные результаты этих исследований обобщены в ее фундаментальной монографии «Философские проблемы в советской психологии» (1972), успешно защищенной в 1973 г. в качестве докторской диссертации. И наконец, в своей следующей большой книге «Социально-психологические проблемы в русской науке» (1983) Е.А. Будилова вновь возвращается к изучению истории отечественной психологии досоветского периода. Всего ею опубликовано свыше 60 научных работ. Некоторые ее труды переведены на немецкий, чешский, словацкий и другие языки.

Главный предмет всех изысканий Е.А. Будиловой — историко-философские, методологические и теоретические проблемы психологии. Отчетливо выделяются следующие основные направления ее научной работы: 1) изучение истории психологической науки в России во второй половине XIX — начале XX в.; 2) философские проблемы в истории советской психологии; 3) методология историко-теоретических исследований; 4) анализ и критика концепций истории советской и русской досоветской психологической науки в буржуазной историографии; 5) социально-психологические проблемы в истории отечественной психологии. Эти направления объединяются общим замыслом создания истории отечественной психологии, они взаимосвязаны единой методологией и опираются на конкретные исследования многообразных исторических источников. Исходным положением при этом явилась общая идея о том, что решение философских проблем психологии определяет построение психологической теории в единстве с практикой и имеет важнейшее методологическое значение для историко-теоретического исследования. С этих позиций Е.А. Будилова глубоко и во многом по-новому проанализировала два основных переломных периода в истории отечественной психологической науки: возникновение в середине XIX в. на основе рефлекторной теории И.М. Сеченова новой материалистической психологии, опиравшейся на философское учение Н.Г. Чернышевского; создание после Великой Октябрьской социалистической революции советской психологии на марксистской философской основе.

Проведенное Е.А. Будиловой строго документированное конкретное исследование развития отечественной психологической науки выявило новые факты, раскрывающие борьбу сеченовского материалистического направления в русской психологической науке XIX в. с идеалистическим направлением и характеризующие в этом контексте эволюцию экспериментальной психологии в России. Было показано, что с начала XX в. сеченовская линия в развитии нашей науки надолго оказалась прерванной, поскольку идеалистические противники И.М. Сеченова не давали ему возможности преподавать психологию в университете, в результате чего он не смог оставить после себя учеников и создать психологическую школу. Это обстоятельство значительно затруднило после Великого Октября перестройку психологической науки нашей страны на основе диалектического материализма.

В трудах Е.А. Будиловой последовательно и глубоко проанализирован длительный период такой перестройки, дан общий исторический очерк советской психологической науки с 1917 до 1971 г., впервые систематически изучен более чем полувековой путь ее развития со стороны ее основных методологических принципов и проблем и осуществлен анализ этих проблем в философском плане в связи с историческими условиями развития психологической науки, разработана новая периодизация советской психологии.

Поздравляя Елену Александровну со славным юбилеем, желаем ей новых творческих успехов, крепкого здоровья, душевной бодрости и больших радостей.