Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

166

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

 

Б.И. ИСКАКОВ, Р.Л. КРИЧЕВСКИЙ

Москва

 

Паповян С.С. Математические методы в социальной психологии. — М.: Наука, 1983. — 343 с.

 

Недостаток внимания к проблемам разработки и использования математических методов в психологии в конечном счете оборачивается далеко идущими последствиями: тормозится прогресс в области теории, ставятся под сомнение результаты прикладных исследований, возникают серьезные трудности при интеграции психологического знания со знанием, приобретаемым в других научных дисциплинах. Конечно, математизацию социальной психологии нельзя считать гарантией успешного разрешения возникающих проблем, но, как показывает опыт других наук, это плодотворная, а во многих случаях и необходимая стратегия разработки таких проблем.

До сих пор не существует единой точки зрения в отношении того, как реально должна осуществляться математизация — стихийно или же в соответствии с определенной логикой; каково место математических методов среди традиционных методов психологического исследования; на какие конкретные математические модели социальный психолог может опереться при решении той или иной содержательной задачи; каковы ограничения, сопутствующие различным моделям; наконец, какого рода проблемы социальный психолог должен ставить перед математиком и — в связи с этим — какие стратегические и тактические подходы являются оптимальными при разработке новых и модификации имеющихся математических методов на нынешнем уровне развития социальной психологии. Именно эти вопросы главные в монографии С.С. Паповяна.

Книгу отличает четкая структура: она начинается важной (особенно с точки зрения правильного понимания всего последующего материала) главой о методологических проблемах использования математики в социальной психологии; далее автор переходит к описанию и анализу системы математических методов, нашедших практическое использование в отечественной и зарубежной социальной психологии при решении проблем измерения и классификации индивидуальных и групповых социально-психологических характеристик, а также при моделировании социально-психологических явлений и процессов (системность понимается здесь главным образом в смысле иерархической и логической соподчиненности методов, их альтернативности и дополнительности); завершается это фундаментальное исследование вновь методологическим разделом, посвященным проблеме разработки математического инструментария для решения актуальных задач социальной психологии.

В настоящее время фронт социально-психологических исследований в нашей стране неуклонно растет. В этих исследованиях находят отражение многие проблемы и фундаментального, и прикладного характера, от решения которых зависит не только прогресс самой социальной психологии как науки, но и эффективность общественной практики. Однако большинство этих исследований имеют локально-ситуативный характер, а индуктивные обобщения, делаемые из таких сфокусированных на определенной ситуации исследований, по меньшей мере мало обоснованы. В то же время дедуктивная стратегия разработки и проверки адекватности теоретических систем социальной психологии зачастую отвергается либо как умозрительная стратегия, результаты использования которой невозможно соотнести с жизненной реальностью, либо на том основании, что она-де неприменима в науках о человеке.

Весьма удачно, на наш взгляд, автор выявляет не только специфику математических методов в гуманитарных науках в сравнении с естественными, но и особенности их применения в социальной психологии. Например, в книге показано, что проблема измерения в социальной психологии стоит более остро, чем в экономике или социологии. Другим примером являются модели целенаправленного поведения: если в экономике преимущественный интерес сосредоточен на нормативных моделях, то в социальной психологии — на дескриптивных моделях поведения.

Несомненной заслугой автора является попытка обобщения и критического анализа многочисленных моделей, получивших широкое распространение в западной (главным образом американской) социальной психологии и смежных науках в последние десятилетия. Значимость этого информативно-критического аспекта монографии становится ясной, если иметь в виду, что в отечественной психологической литературе совершенно отсутствуют работы подобного рода. Если же сравнивать данную монографию с работами западных авторов, то она выгодно отличается от них не только своей мировоззренческой ориентацией, марксистским подходом к анализу сложных проблем, но и степенью полноты и систематизированности, с которыми рассматриваются различные методы и модели.

Автору удалось избежать ловушек, которые подстерегают исследователей, пытающихся богатый опыт применения математики в инженерно-технических дисциплинах слепо переносить на проблематику гуманитарной науки. Позиция автора — «умеренный оптимизм» в отношении эффективности нынешних математических методов для решения актуальных задач социальной психологии, подчеркивание необходимости создания «психологической математики» — находится и резком контрасте с претензиями в духе «математического фетишизма», столь характерного для математических психологов Запада, находящихся под

 

167

 

методологическим влиянием позитивизма.

Кратко новизна результатов, представленных в книге, состоит в следующем:

1. Монография представляет первую в отечественной психологической литературе попытку обобщить опыт применения математических методов в социальной психологии.

2. Основываясь на марксистской методологии и логике научного знания, автор разработал ряд принципиальных положений, обосновывающих конкретный подход к анализу математических методов.

3. Рассматриваемые методы анализируются с точки зрения их адекватности определенным содержательным задачам социальной психологии. Автор обращается также к некоторым нерешенным проблемам математического характера (возникающим, к примеру, при разработке и обосновании тестов).

4. В книге дано описание ряда новых математических подходов, которые, по мнению автора, естественно, не лишенному субъективности, наиболее перспективны и в ближайшем будущем могут существенно повысить эффективность применения математики в социально-психологических исследованиях.

Эта новизна определяет в значительной степени и ценность книги для разных категорий читателей — с разной профессиональной ориентацией и математической подготовкой.

Отметим некоторые недостатки книги.

Приходится сожалеть, что язык монографии страдает «академизмом» и излишней лаконичностью, что затрудняет понимание текста теми читателями, для которых непривычна логика формально-математических рассуждений; полезность книги не уменьшилась бы, а ее аудитория существенно расширилась, если бы автор излагал материал в более неформальной и менее нагруженной специальной математической терминологией манере.

Недостатком работы является почти полное отсутствие наглядных примеров, которые могли бы иллюстрировать возможности и ограничения тех или иных методов. Жаль, что автор не включил в книгу больший материал, относящийся к разработанной им совместно с Ю.И. Морозовым системной модели социально-психологической структуры первичного коллектива — в тексте книги приводятся только основные постулаты модели, общие результаты, полученные в серии эмпирических исследований, а также более подробное описание одного из них (с. 170—181). Анализ различных социально-психологических феноменов группового развития, таких, как лидерство, сплоченность и других, приводимых в ряде статей С.С. Паповяна, мог бы способствовать более ясному представлению об эффективности предложенной модели.

К сожалению, автор не уделил достаточного внимания столь важной теме, как статистический анализ неэкспериментальных данных (ей отведен лишь один маленький параграф). А ведь хорошо известно, что только незначительная доля проводящихся в нашей социальной психологии эмпирических исследований, да и то с оговорками, может быть отнесена к тому, что именуется «истинными», «подлинными» экспериментами, которые предназначены для проверки причинно-следственных связей и могут быть проанализированы стандартными методами дисперсионного анализа. В подавляющем же числе эмпирических исследований анализ их результатов с целью проверки таких гипотез требует использования специальных средств статистического контроля, учета посторонних факторов, и до сих пор в этой области статистического анализа существует масса нерешенных проблем.

В книге встречаются недостаточно четкие формулировки, не совсем удачные определения вводимых понятий. Не всегда ясно выражена собственная позиция автора по тем или иным вопросам.

Однако эти недостатки не снижают главной ценности первой фундаментальной работы по проблемам математизации социальной психологии, которую можно рассматривать как введение к эффективному использованию и разработке социальными психологами и специалистами по прикладной математике и статистике математических методов для решения задач социальной психологии.