Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

163

 

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ

 

О.К. ТИХОМИРОВ

Москва

 

Кучинский Г. М. Диалог и мышление. — Минск: Изд-во БГУ, 1983. — 190 с.

 

Проблема общения, как и проблема мышления, в настоящее время довольно интенсивно исследуются в психологической науке, но чаще всего обособленно. Ценность книги Г.М. Кучинского заключается прежде всего в том, что она вносит вклад в объединение этих двух областей психологической науки. Автор исследовал процесс совместного решения двумя людьми различных мыслительных задач в условиях непосредственного общения. Основное внимание он уделил диалогу, поскольку именно в нем видит своеобразие процесса совместного решения по сравнению с индивидуальным мыслительным процессом. Г.М. Кучинский убедительно доказывает, что и речь человека, индивидуально решающего мыслительную задачу, может быть особым диалогом, выполняющим существенные функции в его мышлении.

Заслуживает всяческой поддержки трактовка автором диалога как взаимодействия присущих его участникам различных смысловых позиций. Автор вводит существенную конкретизацию в характеристику традиционно изучаемого психологами речевого общения путем различения понятий о внешнем и внутреннем диалогах: «Во внешнем диалоге различные взаимодействующие смысловые позиции развиваются реальными собеседниками, во внутреннем — различные взаимодействующие смысловые позиции развиваются одним и тем же субъектом» (с. 19). С помощью указанных понятий автор выражает степень активности участников диалога. Чем пассивнее один из партнеров, тем в большей степени речевое общение приобретает форму внутреннего диалога. Предложен понятийный аппарат анализа внешнего диалога: «тема», «точка зрения» и «цикл». Показано, что многообразие форм конкретных диалогов строится из таких элементарных циклов взаимодействия, как циклы сообщения, вопроса, побуждения к действию. Интересна мысль автора о том, что влияние внешнего диалога на мыслительные процессы индивидов опосредствовано их внутренними диалогами, так же как и обратное влияние хода мыслительного процесса индивида на те или иные аспекты его взаимодействия с партнером опосредствовано более или менее развернутым внутренним диалогом.

Существенным результатом исследований Г.М. Кучинского явилось выявление функций внутреннего диалога в мыслительном процессе: изменение замысла, программы решения задач; организация многопрограммного поведения; коррекция исходного понимания; рефлексия над собственной деятельностью; актуализация и синтез включенных в диалог точек зрения. Показана, зависимость развернутости диалогизации от структуры решаемых задач и успешности попыток их решения. Продуктивность мыслительного процесса, как показали экспериментальные исследования автора, зависит не от самого по себе уровня диалогизации речи, но от скоординированности, взаимной согласованности внутреннего диалога и мыслительных процессов (с. 164).

Книга Г.М. Кучинского убедительно показывает сложность психологической структуры диалога и отношений между диалогом и собственно мыслительными процессами. Автор вносит вклад в процедуру эмпирического анализа этих отношений, обогащает представления как о совместном, так и об индивидуальном решении мыслительной задачи.

Заключительный раздел своей книги Г.М. Кучинский назвал «Перспективы разработки проблемы «диалог и мышление», приглашая тем самым читателя также поразмышлять над данной проблемой и вступить в диалог с автором. Принимая это приглашение, я хотел бы высказать некоторые соображения.

Я думаю, что в позиции автора есть некоторая непоследовательность. С одной стороны, он говорит о «действиях со знаками», о «речевых действиях» (с. 111 и др.), а с другой — о «диалоге и (курсив мой. — О.Т.) действии в мышлении» и не выделяет действие как единицу анализа диалога. Мне представляется, что действие есть одна из общих единиц анализа как мышления, так и диалогического общения, что одна из перспектив разработки проблемы «мышление и общение» как раз и должна заключаться в анализе, классифицировании, выявлении своеобразия собственно мыслительных и коммуникативных актов, направленных на достижение сознательных целей, т. е. действий, в изучении процессов порождения новых целей как в мыслительной, так и в коммуникативной деятельности. Это позволит перейти от проблемы «диалог и мышление» к еще более сложной проблеме — «продуктивный диалог и продуктивное мышление».