Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

157

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИИ

 

Pfaff D. W. (ed.) The psychological mechanisms of motivation. — New York, Heidelberg, Berlin: Springer-Verlag, 1982. — XIV+482 p.

 

Сборник является результатом разработки университетского курса по физиологическим механизмам мотивации, читавшегося Дональдом Пфаффом, и несет на себе черты учебного пособия. Однако высокий профессиональный уровень авторов, обилие проблем и богатое собрание новейших экспериментальных фактов делают его заслуживающим общего интереса психофизиологов и психологов.

Изложение во вступительной главе (Д. Пфафф) основных проблем и концептов, определяющих подход к исследованию, открывается операциональной фиксацией места мотивации в стимульно-ответных связях: организму предъявлен хорошо определенный стимул, а ожидаемый хорошо определенный ответ не появляется, но через некоторое время тот же стимул предъявлен тому же организму в том же контексте, и ответ появляется; делается заключение об изменениях в организме, которые и называются мотивацией. Содержательная разработка концепта мотивации (в понятиях драйва, подкрепления, вознаграждения, побуждения, активации, эмоций) и определение места физиологических данных внутри этого концепта ведутся в системе позитивистско-логических норм как первого условия научного анализа. Автор пытается показать, что прямое наблюдение внутриорганических мотивационных переменных (с помощью физиологических методик) придает концепту мотивации свое собственное содержание, отличное от того, о котором заключают лишь по предшествующей стимуляции и последующему ответу.

Нетрудно заметить, что описанный концептуальный проект осуществим лишь для мотиваций с выраженным специфическим физиологическим базисом, и именно такими мотивациями и ограничено изложение. Перспективу преодоления этого якобы не принципиального ограничения Д. Пфафф видит в том, что «потенциально унифицирующие мотивационные термины дают возможность, объяснив физиологически одну мотивационную систему, таким же образом объяснять и другие» (?), однако в заключительном разделе главы он называет «унитарным» лишь концепт мотивации на поведенческом уровне, тогда как физиологические механизмы сравнивает с «одеялом, сшитым из лоскутков» — из множества изолированно эволюционировавших, специфических механизмов, удовлетворяющих каждый свою специфическую потребность (?!).

Книга вообще не в последнюю очередь интересна своими противоречиями — ирониями позитивистско-логического ригоризма. В частности тем, что даже голод, вопреки описанному концептуальному проекту, объявляется конструктом, не имеющим физической реальности, на том основании, что логически необходимое условие констатации голода — пищепоисковое

 

158

 

поведение — своими физиологическими механизмами врожденно не входит в систему «голодного» процесса и не локализуется даже в обширной области мозга (Р. Норгрен и X. Грилл). Это возвращает к вопросу о сведении психологических концептов к физиологическим механизмам, непосредственно-позитивное решение которого было молчаливо положено Д. Пфаффом в основание его логического проекта, а в главе Дж. Смита названо «ошибкой неуместной конкретности». В главах, посвященных частным вопросам, вообще явно проступает подход, названный Дж. Смитом функциональным: не искать «физиологического определения того, что такое мотивация» (как предполагает Д. Пфафф), а идти от психологических процессов, и их позвенным или покомпонентным анализом задавать поиск реализующих каждое звено физиологических механизмов (А. Эпстейн, Р. Норгрен и X. Грилл, Дж. Смит, Р. Соломон, Д. Майер и Д. Прайс). И хотя лишь очень немногими авторами он осознается как принципиальный ход исследования, тем не менее примечательно, что этот подход стихийно пробивает себе дорогу там, где редукционистское объяснение всегда было признанной научной нормой.

В книге описано множество экспериментальных методов и результатов, полученных на различных испытуемых и различных видах животных. В главах, посвященных так называемым поглотительным мотивациям (голоду и жажде), описываются эксперименты, где в качестве независимых переменных варьируются поглощаемые вещества, их концентрации, уровень депривации, возраст испытуемых, виды подопытных животных, локусы мозговых разрушений и инъекций гиперосмотических растворов, эктомируемые органы; в качестве зависимых переменных регистрируются поведенческие инструментальные, мимические и поглотительные реакции, импульсные нервные ответы, нейрохимические реакции. В главах, посвященных термальной, материнской и сексуальной мотивациям, в качестве независимых переменных варьируются температура среды и, посредством инъекций, уровень кинезии (для терморегуляции), депривация материнских и сексуальных объектов, срок беременности, эктомируемые железы внутренней секреции, инъекции гормонов, локусы разрушений и прямых стимуляций мозга; регистрируются статическое мышечное напряжение, быстрые движения глаз во сне, медленные волны ЭЭГ во сне (для терморегуляции), поведенческие материнские и сексуальные реакции. Интересен результат, состоящий в том, что для материнского поведения у животных не установлен выраженный специфический физиологический базис; небезынтересна также аналогия между невральными моделями организации терморегуляции и сексуального поведения. В главах по мотивации и эмоциям методы весьма изобретательны и очень различны, включают в себя самые разнообразные воздействия, вызывающие приближение или избегание: внешне-стимульные, инъекционные, а также прямые стимуляции мозга и многие другие. Из результатов заслуживают интереса, в частности, положение о логической идентичности негативной мотивации и стрессогенного страха, который может занимать место мотивации в логической структуре с промежуточной переменной (Н. Миллер), а также новые данные по функционированию и мозговой организации эфферентного контроля над афферентным входом болевой рецепции, реализующего аффективно-мотивационный и когнитивно-оценочный аспекты болевого переживания (Д. Майер и Д. Прайс). В целом книга оставляет впечатление неравнозначности составляющих ее авторских вкладов. Ее, пожалуй, нельзя назвать систематически построенной ни в смысле систематичности освещения проблем мотивации, ни в смысле наличия единой схемы изложения проблем в разных главах (от формулирования исходных теоретических позиций и принципов исследования у одних авторов до полного отсутствия теоретической части работы у других; среди глав встречаются и чисто теоретические, и концептуальные с подбором соответствующих эмпирических иллюстраций, и обзорные, и экспериментальные — и все это при том, что посвящены они разным темам). Наконец, теоретические позиции и принципы исследования различных авторов могут расходиться вплоть до конфронтации, которая, однако, не становится предметом обсуждения.

Тем не менее каждый, кто занимается проблемами мотивации, непременно найдет в рецензируемой книге что-либо значимое для собственного исследования: проблему, экспериментальную методическую схему или экспериментальный результат.

 

Е.Н. Баканов

Москва