Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

61

 

УЧЕБНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ ВОСЬМИКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Д.П. БАРАМ

 

Индивидуально-типические особенности познавательных процессов, соотношение в них вербальных и образных компонентов исследуются многими советскими и зарубежными психологами (см. [1], [8], [12], [13], [20], [21], [30], [31], [32]). Интерес к данной теме объясняется, в частности, тем, что названные компоненты проявляются в стилях различных видов деятельности, в том числе и в учении [1; 8], [24; 118]. Так, например, известно, что преобладание вербальных или образных компонентов связано со своеобразием восприятия и усвоения учащимися художественной литературы [4], [19] и математики [15], [26]. Важно и то, что индивидуально-типическое соотношение вербальности и образности имеет физиологическую основу, изложенную в концепции И.П. Павлова о двух сигнальных системах отражения действительности, о специфике их соотношения, о «художественном» или «мыслительном» типе высшей нервной деятельности. Некоторые проявления этих соотношений диагностируются на психологическом и психофизиологическом уровнях [7; 120—130].

Проблемы психологии интересов старшеклассников широко изложены в научной литературе [5], [11], [14], [16], [28], [29], [30]. Однако в приводимых там исследованиях, как правило, недостаточно представлены дифференциально-психологические аспекты данной проблемы. Тем не менее использование общих психологических закономерностей всегда должно опосредствоваться знанием индивидуальных различий [27; 5]. Следует отметить, что в ранней юности эти различия не только углубляются [6; 9], но и интенсивно проявляются в формировании профессиональной направленности, предпочтении старшеклассниками тех или иных (точных, гуманитарных, естественных) учебных предметов [2; 127], [29; 4], [18; 107], [17; 310].

В связи с темой данной статьи следует обратить внимание на некоторые выводы ряда экспериментальных работ дифференциально-психологического характера. Так, у старшеклассников интерес к точным наукам сочетается с развитыми пространственным мышлением и смысловой памятью. Учащимся с избирательным, положительно окрашенным отношением к естественным наукам свойственны развитые образная память и мышление. У школьников с интересом к гуманитарным предметам недостаточное развитие пространственных представлений и пространственного мышления компенсируется хорошей вербальной памятью [10; 23]. В старших классах наблюдается индивидуально-типическая направленность учебных процессов в двух областях знаний — в теоретической или описательной. Причем эта направленность связана с характером соотношения сигнальных систем. Направленность в первую область характерна для лиц «мыслительного» типа высшей нервной деятельности, во вторую — «художественного» типа [22; 249—250]. Указанная направленность с возрастом не меняется [5; 30] и в конечном итоге выражается в выборе профессии определенного типа. Юноши отдают предпочтение технономическим профессиям, а девушки — социономическим [5; 27], [16; 94]. Между формирующимися профессиональными и учебными интересами обнаружена связь, имеющая большое значение для осознанного выбора профессий [28].

 

62

 

Если учесть изложенное, а также важное значение для индивидуализации обучения и профконсультации учета индивидуально-психологических особенностей учащихся, то исследование комплекса, различий учебных и профессиональных интересов старшеклассников в связи с особенностями типа высшей нервной деятельности и принадлежностью к тому или иному полу представляется актуальным.

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В эксперименте приняли участие 69 учащихся VIII классов Одесской средней школы № 54. С помощью специальных методик [3], [20], [23; 160], [11; 43] мы определяли, какие — образные или вербальные — компоненты познавательных процессов у них преобладают и как это связано с их профессиональными и учебными интересами.

На основании данных первых двух методик были составлены четыре условные группы. У лиц 1-й группы (13 юношей и 6 девушек) преобладали вербальные компоненты, а у 2-й (16 девушек и 3 юноши) — образные. У испытуемых 3-й (15 юношей) и 4-й (16 девушек) групп отчетливых различий по соотношению этих компонентов не наблюдалось. Затем посредством статистической обработки экспериментальных данных мы определяли значимость различий выраженности учебных и профессиональных интересов представителей всех групп по критерию Вилкоксона — Манна — Уитни [9].

 

Таблица 1

 

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАЗЛИЧИЙ УЧЕБНЫХ ИНТЕРЕСОВ, ВЫРАЖЕННЫХ В РАЗНЫХ ГРУППАХ ИСПЫТУЕМЫХ ПО КРИТЕРИЮ

ВИЛКОКСОНА—МАННА-УИТНИ

 

Группы испытуемых с индивидуально-типическими особенностями познавательных процессов

Средний балл выраженности учебных интересов по группам

физкультура, труд

география, биология, история

русский и английский языки

русская литература

математика, физика, химия

Восьмиклассники (13 чел.) и восьмиклассницы (6 чел.) с преобладанием вербального компонента

13

13

2

15

8

Восьмиклассники (3 чел.) и восьмиклассницы (16 чел.) с преобладанием образного компонента

4

12

1

18

1

 

р<0,001

р<0,001

р<0,05

р<0,001

р<0,05

Восьмиклассники (15 чел.) без отчетливого преобладания того или иного компонента

24

17

8

3

13

Восьмиклассницы (16 чел.) без отчетливого преобладания того или иного компонента

17

12

11

23

4

 

р>0,05

р>0,05

р>0,05

р<0,001

р<0,05

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

Полученные данные представлены в табл. 1 и 2. Из табл. 1 следует, что различия интересов, выраженные в 1-й (вербальной) и 2-й (образной) группах учащихся, значимы в отношении всех

 

63

 

учебных предметов. Между 3-й (юноши) и 4-й (девушки) группами на значимом уровне подобных различий в отношении занятий по физкультуре, труду, географии, биологии, истории, русскому и английскому языкам обнаружить не удалось. Это сопоставление важно учитывать в связи с тем, что в образной группе абсолютное большинство составили девушки, а в вербальной — юноши. Интересно и то, что у испытуемых вербальной группы средний балл выраженности интересов значимо выше по четырем группам учебных предметов. Лишь к русской литературе у образной группы учащихся Уровень интереса также высок. Между тем у групп юношей и девушек без отчетливого доминирования вербального или образного компонента познавательных процессов подобная выраженность интересов на значимом уровне соответственно наблюдается лишь в отношении точных дисциплин и русской литературы.

Табл. 2 свидетельствует о том, что различия интересов, выраженных в первых двух группах испытуемых, значимы в отношении артономических, социономических и сигнономических профессий. Между 3-й и 4-й группами учащихся на значимом уровне данных различий в отношении социономических, еиномических и сигнономических профессий обнаружить не удалось.

У испытуемых с преобладанием образных компонентов познавательных процессов средний балл выраженности интересов значимо выше по социономическому, еиномическому и артономическому типам профессий, а у вербальной группы учащихся — лишь по сигнономическому типу. У испытуемых 3-й и 4-й групп подобная выраженность интересов соответственно наблюдается в отношении технономического и артономического типов профессий.

 

Таблица 2

 

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАЗЛИЧИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ, ВЫРАЖЕННЫХ В РАЗНЫХ ГРУППАХ ИСПЫТУЕМЫХ ПО КРИТЕРИЮ ВИЛКОКСОНА-МАННА-УИТНИ

 

Группы испытуемых с индивидуально-типическими особенностями познавательных процессов

Средний балл выраженности интересов по типам профессий

соционо-

мический

еиноми-

ческий

сигноно-

мический

артоно-

мический

техноно-

мический

Восьмиклассники (13 чел.) и восьмиклассницы (6 чел.) с преобладанием вербального компонента

4,3

3,2

3,7.

3,8

5

Восьмиклассники (3 чел.) и восьмиклассницы (16 чел.) с преобладанием образного компонента

4,6

4,3

2,5

5,4

2,7

 

р<0,01

р<0,01

р<0,05

р<0,001

р>0,05

Восьмиклассники (15 чел.) без отчетливого преобладания того или иного компонента

4,0

2,2

4,7

2,2

6,5

Восьмиклассницы (16 чел.) без отчетливого преобладания того или иного компонента

5,1

3,2

3,3

4,6

3,6

 

р>0,05

р>0,05

р>0,05

р<0,001

р<0,001

 

Итак, мы определили значимые различия сформированности учебных интересов учащихся VIII классов по всем предметам в зависимости от индивидуально-типических особенностей, а именно, от соотношения вербальных и образных компонентов познавательных процессов. Однако, учитывая неравномерное число девушек и юношей в вербальной и образной группах нашей выборки, а также особенности групп

 

64

 

(юноши и девушки), в которых не было обнаружено доминирования того или другого компонента познавательных процессов, можно утверждать, что между лицами первых двух групп установлены различия сформированности учебных интересов по физкультуре, труду; географии, биологии, истории; русскому и английскому языкам.

При этом следует отметить, что при статистической обработке данных нашего исследования группировка учебных предметов была осуществлена по экспериментальным показателям, приведенным в работе А.В. Джевечки [11; 147], однако наши экспериментальные данные в определенной степени не сопоставимы с результатами названной работы, кратко изложенными выше. Возможно, это прежде всего связано с тем, что А.В. Джевечка анализировал общие и частные проявления сочетания вербальности — образности памяти и мышления с ранее, установленным предпочтением старшеклассниками той или иной группы предметов, а мы, наоборот, изучали соотношение предпочитаемых учебных интересов восьмиклассников с прежде установленными у них индивидуально-типическими различиями в соотношении вербальных и образных компонентов познавательных процессов.

Если принять во внимание, что среди всех учебных предметов VIII класса русская литература в наибольшей степени описательный, образный предмет и в наименьшей степени абстрактный, теоретический, а также если допустить, что испытуемые образной группы являются павловскими «художниками», а испытуемые вербальной — «мыслителями», то данные нашего исследования неслучайно близки экспериментальным показателям работ В.С. Мерлина, кратко изложенным ранее в этой статье.

Дополнительно следует подчеркнуть, что аналогичные факты зависимости различий в когнитивных процессах и развитии интересов учащихся к занятиям физкультурой и трудом в научной литературе нам не встречались. Тем не менее выявленный более высокий уровень выраженности учебных интересов к урокам, в процессе которых в наибольшей степени реализуется двигательная активность, можно в какой-то степени объяснить экспериментальными результатами, полученными другими авторами (см. [25]).

Так, при высоком уровне значимости получены высокие корреляции между успешностью решения вербальных задач Векслера и интеллектуально-волевыми качествами школьников и студентов, у которых, в свою очередь, оказались тесно связанными интеллектуально-волевые качества с обучаемостью и трудолюбием [25; 22], что опосредствованно подтверждает положение И.П. Павлова о регуляторной функции второй сигнальной системы в поведении человека, в том числе в его двигательной активности.

Наше исследование позволяет говорить о том, что учащиеся вербальной группы благодаря более развитому понятийному аппарату, как правило, глубже осознают значимость занятий по ряду учебных предметов, в том числе и по физкультуре, труду, для дальнейшего процесса своей социализации и поэтому проявляют больший интерес к урокам с двигательной активностью.

Как и следовало ожидать, мы установили значимые различия сформированности профессиональных интересов в отношении сигнономических, еиномических и социономических типов профессий. Действительно, совершенно естественны факты повышенного интереса вербальной группы к тем видам профессиональной деятельности, при освоении которых необходимо в значительной степени оперировать знаковыми системами в качестве абстракций и теоретических элементов. Так же естествен более высокий интерес испытуемых образной группы к тем видам профессиональной деятельности, при овладении которыми необходимо обращаться к большому по объему описательно-конкретному, наглядно-образному материалу. К такому виду профессиональной деятельности можно отнести и профессии типа «человек — художественный образ». Однако высокий уровень значимых различий по артономическому типу профессий не только между 1-й и 2-й, но и 3-й и 4-й группами испытуемых не дает нам основания для окончательного вывода по данному параметру индивидуально-типической принадлежности.

 

65

 

Кроме того, на основании вышеизложенных результатов и предположений следовало, что у учащихся вербальной группы должен быть высокий уровень интереса к профессиям типа «человек — техника», так как у данных испытуемых, в частности, выявлен, повышенный интерес к занятиям по труду, где они знакомятся и работают с техникой. Однако значимость различий по данному параметру нам, вслед за другими авторами, удалось обнаружить лишь между группами испытуемых различного пола.

Изложенные результаты, очевидно, могут рассматриваться в качестве нескольких из многих элементов типологии старшеклассников, разработка которой, как известно, актуальна для индивидуализации обучения и профконсультации в школе, особенно в связи с предстоящим совершенствованием работы школы, в которой, согласно «Основным направлениям реформы общеобразовательной и профессиональной школы», необходимо «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации» (Правда, 1984, 4 янв.).

В связи с этим мы убеждены в необходимости расширить и углубить работу по теме данной статьи. В частности, изучить, в какой степени связаны между собой особенности развития интересов к русской литературе, точным дисциплинам и артономическим профессиям с умственными и физическими (в частности, половыми) особенностями старшеклассников.

 

1. Антонова Г. П. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности младших школьников в процессе решения задач: Автореф. канд. дис. — М., 1966. — 20 с.

2. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. — М., 1981.— 142 с.

3. Борисова М. Н. Методика определения соотношения первой и второй сигнальных систем в условиях зрительного запоминания. — В сб.: Типологические особенности ВНД человека. Т. 1. М., 1956. С. 307—350.

4. Быстрова Г. В. Зависимость способностей к усвоению литературы от типологических особенностей во взаимодействии первой и второй сигнальных систем. — В сб.: Темперамент. Пермь. 1976. С. 104—117.

5. Вакулова И. Н. Возрастная динамика профессиональных интересов учащихся старших классов. — В сб.: Вопросы становления профессиональных планов учащихся. Л., 1979. С. 21—34.

6. Галузинский В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. — Киев, 1982. — 133 с.

7. Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека. — М., 1980. — 151 с.

8. Губко А. Т. Индивидуальные особенности ассоциаций, обусловленные соотношением сигнальных систем: Автореф. канд. дис. — Киев, 1960. —16 с.

9. Гублер Е. В., Генкин А. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., 1973 .— 136 с.

10. Джевечка А. В. О соотношении интересов учащихся с особенностями их памяти и мышления.— Новые исследования в психологии. 1978. № 2. С. 19—23.

11. Джевечка А. В. Соотношение учебных интересов учащихся старших классов с особенностями их памяти и мышления: Канд. дис. — Вильнюс, 1981. — 178 с.

12. Игнатович Г. С. О взаимосвязи деятельности сигнальных систем человека и уровня развития образного и вербального типов мышления. — В сб.: Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1978. С. 23—28.

13. Кепалайте А. Знак эмоциональности и особенности интеллекта. — Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 2. С. 120—125.

14. Кон И. С. Психология старшеклассника. — М., 1980. — 191 с.

15. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. — М., 1968. — 431 с.

16. Крягжде С. П. Психология формирования профессиональных интересов. — Вильнюс, 1981. — 196 с.

17. Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера. — 2-е изд. — М., 1956. — 366 с.

18. Лейтес И. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. — 278 с.

19. Любимова Е. Д. Вопросы восприятия поэзии в школьном возрасте. — Вопросы психологии. 1978. № 6. С. 136—138.

20. Махлах Е. С. К вопросу о соотношении образного (зрительного) и вербального типов памяти. — Вопросы психологии 1969. № 1. С. 125—127.

21. Малахова А. Д. Взаимодействие образных и вербальных компонентов в процессах понимания. — Вопросы психологии. 1981. № 5. С. 63—73.

22. Мерлин В. С. Физиологические испытания и психологические характеристики специальных типов. — В сб.: Проблемы психологии личности в связи с типами высшей нервной деятельности. Пермь, 1958. С. 249—250.

23. Методика индивидуальной профконсультации. — М., 1982. — 174 с.

24. Рабунский Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. — М., 1975. — 163 с.

25. Раппопорт И. А., Махлах Е. С. О соотношении между развитием качеств личности, успешностью решения мыслительных задач и успешностью обучения школьников и студентов. — В сб.: Личность и деятельность. М., 1977. С. 21—22.

 

66

 

26. Сорокун П. А. Индивидуально-психологические различия в формировании представлений о пространственных фигурах. — В сб.: Психология познавательной деятельности. Л., 1975. С. 16—25.

27. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961. — 536 с.

28. Хомутова М. А. Особенности познавательных интересов школьников, связанных с выбором профессий. — Вопросы психологии. 1958. № 1. С. 117—131.

29. Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. — М., 1979. — 151 с.

30. Шумилин Е. А. Психологическая характеристика личности старшеклассника. — Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 72—78.

31. Rossi J. S. Individual differences in verbal and imagery abilities: Paired-associate recall as a function of stimulus and response concreteness. — Percept, and Mot. Skills. 1977. V. 44. N 3. Pt. 2. P. 1043—1049.

32. Zenhausern R. Imagery, cerebral dominance, and style of thinking: A unifield tild model. — Bull. Psychonom. Soc, 1978. V. 12. N 5. P. 381—384.

 

Поступила в редакцию 3.I 1983 г.

 

НОВЫЕ КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПЕДАГОГИКА»

(НОЯБРЬ 1983 г.)

 

Васильцова З. П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. — 144 с., ил. — 30 к. 150 000 экз.

Овчинников Ю. А., Шамин А. Н. Строение и функции белков. — 128 с., ил. — (Ученые — школьнику). — 35 к. 200 000 экз.

Формирование личности: Проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г.Н. Филонова. — 256 с. — 1 р. 20 к. 30 000 экз.