Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

163

 

ПОСОБИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО И ВЕЧЕРНЕГО ОТДЕЛЕНИИ ПЕДИНСТИТУТОВ

 

А. Я. ДУДЕЦКИЙ

Смоленск

 

Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо. — М.: Просвещение, 1982. Выпуски 1, 2, 3,

 

Рецензируемое пособие входит в комплект учебно-методических публикаций по психологии для студентов заочных и вечерних отделений пединститутов, издаваемых кафедрой психологии МГЗПИ на протяжении последних 15 лет. В их разработке активно участвуют кроме сотрудников кафедры МГЗПИ также преподаватели Волгоградского, Рязанского, Ростовского, Марийского, Сумского (УССР) и других пединститутов.

Преимущественно постоянный состав авторов выработал свой стиль подачи учебного материала, отличающийся, как правило, ясностью изложения, отсутствием «заумной» терминологии, раскрытием сложных явлений доступным и понятным языком. Указанные литературно-дидактические особенности, конечно, подсказаны спецификой заочного и вечернего обучения, пониманием возможностей своих читателей, загруженных производственной деятельностью. О желании авторского коллектива оказать студенту действенную помощь в обучении говорит не только стиль изложения материала; этому посвящена специальная глава, открывающая рецензируемое издание. В ней излагаются те основные учебно-организационные ступени, через которые надлежит пройти студенту в процессе обучения. Конкретные советы и пожелания относительно того, как работать с книгой, планировать время самоподготовки, вести себя на экзаменах, реагировать на неудачи, оценивать уровень своих знаний, строить отношения с преподавателями и т. п., изложенные в доверительной и живой форме, позволят студенту не только полнее представить предстоящий учебный путь, но и уяснить, что на этом пути он всегда вправе надеяться на своевременную и деловую поддержку своих учителей.

I Целостный курс психологической подготовки в педвузе для удобства студентов разделен на три выпуска.

Учитывая, что студенты заочных и вечерних отделений параллельно с учебой работают и, следовательно, имеют возможность тут же применить полученные знания в своей практике, в пособие включены специальные главы «Чтение как умственная деятельность» и «Некоторые психологические особенности детей с отклонениями в психическом развитии».

Все разделы пособия авторы стремились сделать по возможности профессионально-педагогически направленными — за счет отбора теоретического материала, а также иллюстрации теоретических положений примерами из школьной практики (особенно в разделах возрастной и педагогической психологии). Особое значение авторы придают самостоятельной работе студентов и их самоконтролю; поэтому каждая глава пособия завершается вопросами и заданиями, а также списками рекомендуемой литературы.

По ряду вопросов, рассматриваемых в «Курсе...», авторы адресуют студентов к другим пособиям, прежде всего широко доступным, что особенно ценно для студентов — сельских учителей.

Авторы стремятся к установлению межпредметных связей как с дисциплинами, уже пройденными студентами (например, возрастная физиология и школьная гигиена), так и с теми, изучение которых еще предстоит (философия, теория и история педагогики и др.).

Наконец, к числу достоинств «Курса...» следует отнести также и то, что в нем широко представлены новейшие, преимущественно отечественные исследования, проведенные в том числе и авторами ряда соответствующих глав (VI, XIII, XVI и др.).

Рецензируемое пособие вышло как заказное (по заявкам педагогических институтов), тираж его, к сожалению, ограничен (40 000), в книготорговую сеть оно не поступало. Знакомство с книгой вызвало к ней интерес не только в пединститутах, но и в других учебных заведениях, у всех, кто занимается вопросами обучения и воспитания. Хочется поэтому высказать пожелание о том, чтобы пособие было переиздано массовым тиражом и пущено в продажу через книготорговую сеть.

Оценивая «Курс...» в целом положительно, сделаем ряд замечаний, которые могут помочь авторскому коллективу в работе над следующим изданием его труда.

1. Было бы полезно иметь к пособию предметный указатель (кстати, обещанный в предисловии, см. с. 4). Учитывая, что пособие издано в трех выпусках, этот указатель целесообразно опубликовать отдельным выпуском, дополнив его словарем основных психологических понятий и терминов. Это явилось бы существенным дополнением к той заботе и вниманию, которые проявляют авторы к самостоятельной работе с книгой студентов заочного и вечернего отделений.

2. Отмечая большую работу редактора по отбору и изложению учебного материала в главах, написанных различными авторами, следует все же сказать, что некоторым академизмом отличаются главы IX («Ощущения») и X («Восприятие»), монографичностью — глава XIII («Чтение как умственная деятельность») и, наоборот, может быть, несколько излишней популярностью глава XV («Чувства»).

3. Учитывая отсутствие необходимой литературы для массового читателя и в то же время чрезвычайную важность главы XIII («Чтение как умственная деятельность»), хотелось бы иметь более детальное изложение материала, доведенное до методического уровня. Может быть целесообразным издание отдельного, специального пособия по этой теме, включающего

 

164

 

кроме теории также разработки для практических упражнений.

4. Хотелось бы видеть в пособии расширенный и выделенный в отдельную главу материал по психологическим вопросам профориентации. Важность этого материала для практических работников современной школы вряд ли требует доказательств.

5. Следует подумать о целесообразности включения в пособие специальной главы по общению, с акцентом на вопросах педагогического общения. Думается, что включение этого важного и нужного учителю материала в пособие и его практическая апробация в школе стимулировали бы я совершенствование учебных программ, в которых эта тема пока отсутствует. И вообще представляется, что требование о непременном соответствии рукописей учебников и учебных пособий утвержденным программам нуждается, на наш взгляд, в пересмотре. Если авторы учебной литературы лишены права совершенствовать содержание и структуру учебного материала по предмету, то кто же этим может и должен заниматься? Инициативу авторов рецензируемого пособия в этом отношении следует всячески поддержать.

 

НОВЫЕ КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПЕДАГОГИКА»

(СЕНТЯБРЬ 1983 г.)

 

Дзенушкайте С. А. Наш дом: Из опыта работы Куршенайского детского дома Литовской ССР. — 96 с. — (Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки).— 15 к. 40 000 экз.

Лиханов А. А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. — 320 с. — 85 к. 100 000 экз.

Лихачев Б. Т. Простые истины воспитания. — 192 с. — 35 к. 100 000 экз.

Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 2 / Сост. М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. — 512 с. — 2 р. 50 000 экз. Подписное.

Народное образование в ГДР: Пер. с нем.— 184 с. —1 р. 30 к. 7000 экз.

Речь. Речь. Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под ред. Т.А. Ладыженской. — 144 с., ил.— 1 р. 20 к. 100 000 экз.

 

НОВЫЕ КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ПЕДАГОГИКА»

(ОКТЯБРЬ 1983 г.)

 

Будная О. Г. Атеистическое воспитание младших школьников. — 8в с. — 25 к. 50 000 экз.

Иванов М. А. Брак, семья, дети: Беседы о семейном законодательстве. — 2-е изд., доп. —144 с. — 25 к. 160 000 экз.

Психологический словарь/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. — 448.с, ил. — 2 р. 70 к. 75 000 экз.

Синица И. Е. Педагогический такт н мастерство учителя: Пер. с укр. — 248 с. — (Воспитание и обучение. Б-ка учителя). — 45 к. — 50 000 экз.