Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

157

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ У ДЕТЕЙ

 

Brainerd Ch. J. (ed.) Children's logical and mathematical cognition: Progress in cognitive development research.— N. Y., Meidelberg, Berlin: Springer-Verlag, 1982. — x+216 p.

 

Данная книга представляет собой первый том предполагаемой серии публикаций, посвященной самым широким проблемам познавательного развития детей. Все тома этой серии будут выходить с подзаголовком «Успехи в исследовании познавательного развития». Тема первой книги — логико-математическое развитие. Следующие три книги будут посвящены вербальным процессам, проблемам научения и новым направлениям когнитивной психологии.

Настоящий том содержит шесть глав.

В первой главе К. Акредоло* выдвигает новую теорию понятия сохранения. В статье анализируются и обобщаются результаты предшествующих исследований, на которых базируется эта теория. Предлагается понятие «неоперациональное сохранение», которое имеет принципиально иной психологический смысл, чем традиционное понятие сохранения. Интересы Ж. Пиаже — автора наиболее разработанной и фундаментальной теории когнитивного развития — концентрировались вокруг «операционального сохранения», основанного на сформированности логических операций и обратимости. Те случаи, когда в поведении детей наблюдалось практическое осуществление принципа сохранения количества при отсутствии сформированности логических операций, квалифицировались как случаи «псевдосохранения». Выдвигаемое К. Акредоло понятие неоперационального сохранения подразумевает возможность реализации принципа сохранения без опоры на логические операции. Различия между этими представлениями о сохранении основываются на различении естественной и логической необходимости: ребенок может реализовывать в своем поведении принцип сохранения, но не владеть логическими операциями, в то же время дети, правильно формулирующие принцип сохранения, не всегда умеют применить его на практике.

Вторая глава (К. Фусон, Дж. Ричарде, Д. Врайерз) посвящена развитию детских представлений о числовой последовательности. Здесь представлен обширный обзор исследований детского счета, включая последние работы авторов статьи. Основная их мысль заключается в том, что процесс счета, столь простой и естественный для взрослых, имеет очень сложную, многоуровневую структуру. Согласно наблюдениям авторов, процесс овладения навыком счета занимает в среднем шесть лет жизни ребенка (от 2 до 8 лет). После первоначального знакомства с названиями чисел наступает длительный период установления отношений между количеством и словами числовой последовательности. Выделяется несколько качественных уровней в развитии навыков счета.

Становление понятий возможности и вероятности у детей описано в третьей главе. Значительная ее часть посвящена критическому анализу представлений Ж. Пиаже и Б. Инельдер относительно формирования данных понятий. На основании обзора литературы и собственных наблюдений авторы (X. Холмен и Б. Росс) приходят к выводу, что маленькие дети не обладают системой представлений, позволяющих подойти хотя бы к примитивному понятию вероятности. Это понятие не может базироваться на чувственном опыте (который является основой познавательного развития в раннем детстве); оно не может сформироваться раньше периода конкретных операций. В этом авторы статьи солидарны с Пиаже. Однако Пиаже рассматривает в основном понятие возможности, а не вероятности, и выделенные им стадии основаны на различении детьми возможности и необходимости некоторых событий. Авторы статьи считают, что сейчас в науке нет достаточных экспериментальных оснований для подтверждения или опровержения теории Пиаже.

В четвертой главе (Л. Сигел) ставится и решается вопрос о влиянии лингвистических факторов на логико-математическое развитие детей. Описаны шесть серий экспериментов по сопоставлению уровней познавательного и речевого развития детей от 3 до 6 лет. Результаты экспериментов показали, что познавательное и лингвистическое развитие ребенка образуют две

 

158

 

относительно независимые линии развития. В частности, усвоение речевых обозначений количественных характеристик не влияет на становление понятий о числе, а правильное решение задач на количество возможно при неречевых способах решениях. Однако для решения более сложных задач владение речевыми средствами играет очень серьезную роль. С возрастом значение лингвистических факторов в познавательном развитии существенно увеличивается, и в дальнейшем эти две линии развития тесно переплетаются.

Пятая глава содержит результаты исследования развития математических представлений у папуасов Новой Гвинеи (Г. Сейкс). Папуасы имеют уникальную систему исчисления, основанную на частях собственного тела; она подробно описывается в статье и соотносится с арифметическими представлениями европейцев. Специально анализируются характер и пути влияния современных математических понятий и форм обучения на систему примитивной нумерации у папуасов. В исследовании предпринята попытка соотнести онтогенетическую и культурно-историческую линии развития ребенка.

Последняя глава (Ч. Брайнерд) содержит три раздела. В первом поднимаются некоторые проблемы, связанные с теорией детского обучения; излагается теория «усвоения правил», суть которой в том, что логические, математические, физические и пр. понятия могут быть представлены как системы правил. Понятийное развитие осуществляется через движение ребенка от одной системы правил к другой. Автор обсуждает математическую модель, включающую ряд независимых переменных, основанную на выдвинутых положениях. Во втором разделе в свете вышеизложенной теории излагаются традиционные проблемы психологии: обучение и развитие, обучение через пробы и ошибки и пр. В последнем разделе статьи излагаются эксперименты автора, основанные на его теоретических построениях.

Рассмотренные статьи чрезвычайно различаются и по своей тематике, и по теоретическим предпосылкам, и по методам исследования. Поэтому отсутствие содержательного введения и заключения делает данный сборник разорванным и нецеленаправленным. Однако отдельные весьма оригинальные экспериментальные работы и обширный обзор современной литературы по познавательному развитию, содержащиеся в данном сборнике, представляют несомненный интерес для советских психологов.

Е. О. Смирнова

Москва