Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

80

 

ВОСПРИЯТИЕ, РЕПРОДУКЦИЯ И ОЦЕНКА ВРЕМЕНИ У ШКОЛЬНИКОВ

 

А. И. ФЕДОТЧЕВ

 

Важное значение придается в настоящее время конкретной характеристике отдельных этапов развития ребенка, психофизиологической направленности подобных исследований [20].

Наши предыдущие публикации были посвящены исследованию влияния школьного обучения на развитие памяти ребенка [4], [17]. В данной работе будут рассмотрены некоторые аспекты проблемы ориентировки детей младшего и старшего школьного возраста во времени.

Проблеме адаптации человека к системе текущего времени уделяется большое внимание. В ряде работ подчеркивается важность изучения этой проблемы, обусловленная возросшими требованиями современной жизни, производства, учебы, спорта к умению субъекта точно рассчитать во времени свои действия [8], [9], [21]. Важными представляются недавние данные о существовании взаимосвязи между точностью ориентировки во времени и кратковременной памятью [11].

Несмотря на наличие большого числа исследований возрастных особенностей восприятия, репродукции и оценки времени у человека, обобщенных в обзорных [8], [9] и экспериментальных работах [3], [5], [6], многие аспекты рассматриваемой проблемы все еще остаются невыясненными. В частности, нуждается в дальнейшем изучении вопрос о становлении у детей с возрастом способности к ориентировке во времени. Действительно, имеющиеся в литературе данные об онтогенезе функций восприятия, репродукции и оценки времени получены при их исследовании у разных возрастных групп испытуемых, что хоть и позволяет говорить о тенденциях изменения этих функций с возрастом, однако не дает прямого ответа на вопрос о степени прироста отдельных показателей за определенное время и об условиях, определяющих эти изменения.

Другим важным вопросом в плане рассматриваемой проблемы является вопрос о соотношении роли врожденных свойств нервной

 

81

 

системы и приобретенных навыков в онтогенезе восприятия, репродукции и оценки времени, или, иначе говоря, об устойчивости индивидуальных особенностей этих функций с возрастом. В обзорных публикациях [8], [9] указывается, что по этому поводу в литературе существуют противоположные мнения.

Прямая проверка стабильности индивидуальных характеристик психофизиологических функций, как указывается в литературе [14], может быть проведена только лонгитюдным методом при их регистрации у одних и тех же испытуемых через достаточно длительные отрезки времени. В этом случае наличие корреляции между величинами, полученными для одной группы исследуемых лиц при 1-й и 2-й регистрациях, будет свидетельствовать в пользу их устойчивости. При этом оказывается возможным не только зарегистрировать конкретные величины показателей на разных этапах онтогенеза, но и наблюдать степень их изменения между обследованиями. Кроме того, описанный подход позволяет проследить изменения, происходящие во взаимоотношениях между отдельными психофизиологическими характеристиками испытуемых за определенный срок.

Применение лонгитюдного метода в отдельных, весьма немногочисленных; исследованиях памяти [10], свойств темперамента [15], нервных процессов [16] и других физиологических характеристик [7], [19], [22] убедительно продемонстрировало его достоинства. Литературных данных об использовании этого метода и проведении повторных исследований процессов отражения времени человеком мы не встретили.

В данной работе нами проведены 2 обследования группы школьников — в I классе и через 8 лет — в IX классе.

 

МЕТОДИКА

 

В экспериментах приняла участие группа испытуемых из 61 человека, включающая 34 лица женского и 27 — мужского пола. Средний возраст детей ко времени 1-го обследования составил 7,0 и 7,1 года соответственно. Второе, аналогичное первому, обследование проведено через 8 лет 1 мес.

В обоих экспериментах после 5-минутной адаптации к экспериментальной комнате, наложения электродов и записи в течение 2 мин фоновых электрографических реакций испытуемым предъявляли световые раздражители интенсивностью 0,3 Дж и длительностью 3 с. Стимулы включались 10 раз с постоянной межстимульной паузой—15 с. Испытуемый должен был открывать глаза и сжимать пальцы правой руки в кулак на включение света, а на выключение — закрывать глаза и разжимать пальцы. После восприятия всех 10 стимулов испытуемых просили самостоятельно при помощи кнопки включать свет, соблюдая интервалы, через которые его включал экспериментатор. В конце обследований проводили тщательный опрос испытуемых, во время которого их просили оценить в секундах длительность межстимульной паузы. Поскольку эта задача в 1-м эксперименте оказалась невыполнимой, конкретные величины сознательной оценки интервала получены только для 2-го обследования.

На ленте 8-канального электроэнцефалографа фирмы «Орион» (Венгрия) регистрировали электрическую активность затылочной зоны коры головного мозга (ЭЭГ), кожно-гальванический рефлекс по Тарханову (КГР), электрическую активность сердца (ЭКГ), а также отметки включения и выключения света. При обработке полученных записей учитывали: частоту альфа-ритма ЭЭГ (путем измерения и последующего усреднения частоты ЭЭГ-волн на шести 5-секундных участках электрограмм, записанных при закрытых глазах), число КГР, опережающих на 1—3 с включение очередного светового раздражителя (опережающие реакции), частоту сокращений сердца в фоне, при восприятии и репродукции интервала, величину репродуцируемого интервала как среднее из длительностей первых трех воспроизведений межстимульной паузы. Изменения частоты сердцебиений вычисляли как отношение разности величин для последующего и предыдущего этапов эксперимента (восприятие минус фон, репродукция минус восприятие) к их сумме, выраженное в процентах. Коэффициент репродукции представлял собой абсолютную разность между величиной репродуцируемого и воспринятого (15-секундного) интервала. Средний балл успеваемости вычисляли как среднее из годовых оценок по чтению, письму и математике в I классе и по физике, химии, математике и литературе в IX классе.

Обработка полученных данных проведена на ЭВМ «М40-30» по специальной программе, предусматривающей вычисление средних, стандартных ошибок, критерия значимости (t), уровня значимости (Р) и коэффициентов корреляции (r) между всеми регистрируемыми показателями.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Опрос испытуемых, проведенный перед началом 2-го эксперимента, показал, что подавляющее большинство (88 %) подростков не могли вспомнить самого факта 1-го обследования. Остальные 11 испытуемых запомнили лишь свои ощущения, связанные с наложением датчиков и «игрой в космонавты», хотя деталей 1-го обследования вспомнить не могли. Ни один из подростков не помнил о выполненном в I классе задании — самостоятельной репродукции межстимульного интервала. Таким образом, полученные во 2-м обследовании данные не могут быть обусловлены влиянием навыка, приобретенного в 1-м обследовании.

Средние величины показателей, зарегистрированных у испытуемых в I и IX классах, представлены в табл. 1.

При анализе полученных данных прежде всего остановимся на вопросе о половых различиях в психофизиологических функциях испытуемых. Сопоставление данных у девочек и мальчиков в I классе и у девушек и юношей в IX классе выявило наличие существенной разницы в отношении единственного показателя — количества опережающих КГР, которых у мальчиков в I классе регистрировалось больше, чем у девочек (Р<0,05). Различия всех остальных величин как в I, так и в IX классе не достигали уровня значимости. Влияние пола испытуемых в большей степени выразилось в характере изменения показателей от 1-го ко

 

82

 

2-му обследованию. Как видно на табл. 1, у девочек величины прироста большинства средних значений намного больше, чем у мальчиков, а различия между результатами 1-го и 2-го экспериментов значимы для шести из восьми показателей. У мальчиков существенные изменения отмечены для трех из восьми показателей. Касаясь вопроса о половых различиях, следует также отметить, что у девочек наблюдается более тесная взаимосвязь между показателями 1-го и 2-го обследований, чем у мальчиков (см. табл. 1). Если у первых достоверные корреляции обнаружены между исходными и повторными значениями показателей успеваемости, деятельности сердца, выраженности опережающих КГР и частоты альфа-ритма, то у последних значимо коррелировали лишь величины фоновой частоты пульса в 1-м и 2-м экспериментах.

 

Таблица 1

 

СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И КОЭФФИЦИЕНТЫ КОРРЕЛЯЦИИ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ,

ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМИ В I И IX КЛАССАХ У ДЕВОЧЕК (А)

И У МАЛЬЧИКОВ (Б)

 

№ п/п

Показатели

I класс

IX класс

t

P

Коэффициент корреляции

1

Величина репродуцируемого интервала (с)

А 15,7±1,4

Б 13,9±1,3

12,6±0,7

13,2±0,8

2,04

0,46

0,05

0,06

—0,15

2

Коэффициент репродукции (с)

А 6,8+0,9

Б 5,9±0,7

3,7±0,4

3,8+0,5

3,17

2,44

0,01

0,05

—0,06

—0,09

3

Средний балл успеваемости

А 4,20±0,09

Б 4,10±0,07

4,06±0,08

3,99±0,10

1,16

0,91

0,75**

0,26

4

Частота сердцебиений в фоне (уд/мин)

А 96,6+2,0

Б 93,0±2,0

87,3±1,6

84,0+2,3

3,63

2,95

0,001

0,01

0,44**

0,43*

5

Изменение частоты пульса при восприятии интервала (%)

А—0,3+0,5

Б—0,5+0,6

1,7+0,5

0,7±0,5

2,86

1,53

0,01

0,15

0,10

6

Изменение частоты пульса при репродукции интервала (%)

А—0,5+0,4

Б—0,1±0,5

0,8±0,5

0,4+0,5

2,03

0,71

0,05

—0,20

0,13

7

Количество опережающих реакций (%)

А 31,8+3,7

Б 42,6±3,6

33,4±4,0

44,4+4,1

0,29

0,36

0,40*

0,13

8

Частота альфа-ритма (Гц)

А 8,70+0,10

Б 8,83+0,11

10,05±0,15

10,44±0,16

7,62

8,26

0,001

0,001

0,54**

0,09

*—Р<0,05 **— Р<0,01

 

Таким образом, при отсутствии половых различий во всех (за исключением числа опережающих реакций в I классе) показателях у девочек наблюдаются более выраженные их изменения с возрастом и более высокие корреляции между результатами 1-го и 2-го обследований.

При рассмотрении изменений, происходящих за 8 лет у всей группы испытуемых, необходимо отметить, что наиболее существенные сдвиги наблюдаются в таких физиологических индикаторах, как частота альфа-ритма ЭЭГ и фоновая частота сокращений сердца. Характерно, что для этих показателей отмечены и наибольшие общегрупповые коэффициенты корреляции между данными двух обследований (0,34 и 0,44 соответственно, Р<0,01). Что касается показателей, характеризующих деятельность сердца на отдельных этапах эксперимента — степени изменения частоты пульса при восприятии и репродукции интервала, то здесь в общегрупповых величинах таких сдвигов ко 2-му обследованию не обнаружено, а корреляция между данными двух экспериментов была незначительной. Интересно, что если в I классе как при восприятии, так и во время репродукции интервала у детей происходило некоторое урежение пульса, то в IX классе, наоборот, сокращения сердца при выполнении заданий становились все чаще (см. табл. 1).

В успеваемости школьников, при недостоверном ее снижении ко 2-му обследованию, отмечена значимая общегрупповая корреляция (r = 0,52, Р<0,01) между оценками в I и IX классах, особенно высокая у девочек.

Большой интерес, с точки зрения вопроса о восприятии и репродукции времени, представляет рассмотрение таких показателей, как число опережающих КГР, величина репродуцируемого интервала и коэффициент репродукции. Из табл. 1 видно, что у всей группы испытуемых выраженность опережающих реакций с возрастом не изменилась, а корреляция между их числом в I и IX классах была достоверной (r=0,29, Р<0,05). Средняя величина воспроизводимого интервала в IX классе, по сравнению с I, значимо не изменилась, а разброс данных внутри группы существенно уменьшился. Однако в наибольшей степени изменилась точность воспроизведения 15-секунд-ной паузы: средний коэффициент репродукции, отражающий абсолютное отклонение воспроизведенного интервала от заданного, достоверно снизился, а его вариабельность внутри группы сократилась, вдвое. Важно подчеркнуть, что в обоих показателях репродукции корреляции между величинами 1-го и 2-ео обследований практически отсутствовали.

 

83

 

Таблица 2

 

МАТРИЦЫ ИНТЕРКОРРЕЛЯЦИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ПЕРВОГО (А) И ВТОРОГО (Б) ОБСЛЕДОВАНИЙ

 

№ п/п

Показатели

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Величина репродуцируемого интервала

46**

02

19

18

—08

05

—20

—59**

26*

02

—09

—03

32*

15

2

Коэффициент репродукции

 

19

28*

03

08

17

14

 

—26

—04

—02

07

—23

19

3

Средний балл успеваемости

 

 

21

04

—30*

16

10

 

 

 

 

31*

—14

—02

—08

4

Частота сердцебиений в фоне

 

 

 

14

—35**

21

10

 

 

 

 

10

—06

05

—03

5

Изменение частоты сердцебиений при репродукции интервала

 

 

 

 

—15

02

—25*

 

 

 

 

—35**

09

—17

6

Изменение частоты сердцебиений при репродукции интервала

 

 

 

 

 

—21

—17

 

 

 

 

 

—10

03

7

Число опережающих реакций

 

 

 

 

 

 

27*

 

 

 

 

 

 

—03

8

Частота альфа-ритма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. Нули и запятые в коэффициентах корреляции опущены. * —Р<0,05  **—Р<0,01

 

84

 

С целью определения взаимосвязи между показателями репродукции времени, физиологическими характеристиками и успеваемостью школьников для 1-го и 2-го обследований были просчитаны коэффициенты корреляции между всеми регистрируемыми величинами. Матрицы интеркорреляций представлены в табл. 2.

При анализе матриц прежде всего необходимо отметить, что характер корреляционных зависимостей между показателями существенно меняется с возрастом. Единственная корреляция, величина которой была достоверной и в I, ив IX классе, — это корреляция между величиной репродуцируемого интервала и коэффициентом репродукции. Однако знак этой корреляции изменился, показывая, что точность (уменьшение коэффициента) репродукции в I классе была больше у испытуемых, воспроизводящих более короткие, а в IX классе — более длительные интервалы.

Что касается взаимосвязи показателей репродукции с физиологическими характеристиками испытуемых, то здесь для 1-го обследования получена значимая корреляция коэффициента репродукции с фоновой частотой сердцебиений, а для 2-го — корреляция величины репродуцируемого интервала с количеством опережающих КГР. Другими словами, если в I классе более точные репродукции наблюдались у детей с меньшей частотой сердечных сокращений в фоне, то в IX классе величина репродуцируемого интервала была прямо связана с выраженностью опережающих реакций — показателем, характеризующим процесс восприятия нервной системой предъявляемого межстимульного интервала.

Существенные изменения произошли и во взаимоотношениях успеваемости с психофизиологическими показателями. Если в I классе она обратно коррелировала со степенью изменения пульса при репродукции интервала, то в IX классе значимая положительная взаимосвязь отмечена между успеваемостью и увеличением частоты сокращений сердца при восприятии межстимульной паузы. Важно подчеркнуть, что в IX классе обнаружена достоверная корреляция успеваемости с показателями репродукции интервала — точностью и длительностью.

В 1-м эксперименте наблюдалась более тесная взаимосвязь между физиологическими характеристиками испытуемых. Так, значимые корреляции обнаружены между фоновой частотой пульса и его изменением при репродукции паузы, корреляции частоты альфа-ритма с числом опережающих КГР и изменением пульса при восприятии межстимульной паузы. Во 2-м обследовании лишь изменения частоты сокращений сердца при восприятии и репродукции интервала обратно коррелировали между собой.

Большой интерес представляет рассмотрение данных о сознательной оценке испытуемыми длительности межстимулъной паузы. Как указывалось выше, попытки выполнить это задание в I классе оказались безуспешными: дети не имели сформированного представления о такой длительности, как секунда, и их оценки могли варьировать от единиц и сотен секунд до десятков минут. Во 2-м обследовании оценки были значительно более адекватными: средняя величина оценки 15-секундной паузы составила у девушек и юношей 15,1 + 1,2 с и 16,6 ±1,5 с, а коэффициент оценки — 4,1 ±0,9 с и 5,8+1,0 с соответственно.

Анализ взаимоотношений показателей оценки межстимульной паузы с другими результатами 2-го эксперимента выявил наличие достоверной корреляции между оценкой и репродукцией интервала (r = 0,68, Р<0,01) и между их коэффициентами (r = 0,33, Р<0,05). Как и репродукция интервала, оценка оказалась достоверно связанной с числом опережающих КГР (r = 0,43, Р<0,01). Представляет интерес и еще одна значимая корреляция (r = —0,25, Р<0,05) между величиной абсолютной разницы в оценке и репродукции интервала и изменением частоты пульса при воспроизведении паузы. Она показывает, что расхождения между оценкой и репродукцией тем меньше, чем в большей степени увеличивалась частота сердцебиений во время репродукции межстимульного интервала.

 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Итак, в работе получены факты, касающиеся половых различий в психофизиологических функциях испытуемых, степени изменения отдельных показателей за 8 лет учебы, взаимосвязи между начальными и повторными результатами обследований, а также взаимоотношений между показателями отражения времени, физиологическими характеристиками испытуемых и их успеваемостью в I и в IX классах.

При обсуждении данных о половых различиях следует заметить, что в литературе нет единого мнения по этому вопросу. Это относится как к данным по репродукции и оценке времени [8], [9], так и к нормативным физиологическим характеристикам испытуемых разного возраста [1], [12], [18]. Однако в последних работах указывается, что у девочек смена одного периода онтогенетического развития другим наступает раньше, чем у мальчиков, и этому соответствуют полученные в нашей работе данные о наличии у девушек больших изменений физиологических показателей и более выраженной стабильности этих изменений, чем у юношей.

В этой связи можно предположить, что наличие или отсутствие половых различий в литературных данных о репродукции и оценке времени является следствием меньших или больших различий в возрасте подгрупп, сравниваемых по признаку пола. Действительно, если возраст испытуемых женского пола, характеризующихся более высоким темпом онтогенетических изменений, будет превышать возраст лиц мужского пола, то вероятность обнаружения различий между этими подгруппами будет достаточно велика. В наших экспериментах, где возрастная разница между испытуемыми женского и мужского пола была незначительной, достоверных половых различий в репродукции и оценке времени, как и в большинстве других показателей, не было обнаружено. Единственное существенное различие в числе опережащих КГР обусловлено, на наш взгляд, более эмоциональным отношением мальчиков-первоклассников к эксперименту, где они «сбивали самолеты», «играли в космонавты» или пользовались, судя по словесному отчету в конце эксперимента, другими приемами,

 

85

 

повышающими интерес к световым стимулам и, как следствие, вызывающими большую выраженность КГР.

Значительный интерес представляет анализ корреляций между показателями репродукции интервала, зарегистрированными у испытуемых с промежутком в 8 лет. На основании данных о существовании значительных индивидуальных различий, но вместе с тем и относительного постоянства времяизмерительного масштаба у каждого испытуемого [9], можно было предполагать, что характер репродукции интервала, т. е. склонность отдельных лиц к его переотмериванию или недоотмериванию, при наличии количественных изменений в длительности воспроизводимого интервала качественно не изменится ко времени 2-го обследования. Иначе говоря, испытуемые, переотмеривавшие 15-секундную паузу в I классе, будут ее переотмеривать и в IX классе, а лица, воспроизводившие менее длительные, чем заданный, отрезки времени, во 2-м обследовании будут воспроизводить также более короткие интервалы. В таком случае корреляция между результатами 1-й и 2-й репродукций была бы высокой и можно было бы говорить о стабильности характера воспроизведения времени, обусловленной функциональными особенностями нервной системы субъекта. Однако в наших экспериментах эта корреляция практически отсутствовала, показывая, что за 8 лет у школьников происходят как количественные, так и качественные изменения индивидуального характера восприятия и репродукции времени. Тот факт, что при этом наблюдается значительное уменьшение разброса данных относительно средних величин, а точность репродукции и оценки времени существенно повышается, свидетельствует о важной роли в этом процессе фактора, общего для всех испытуемых.

В литературе при анализе возрастных особенностей репродукции [3] и оценки [9] временных интервалов было высказано предположение о том, что одним из главных факторов, определяющих характер этих произвольных реакций у испытуемых разных возрастных групп, является степень отражения в сознании субъекта индивидуального опыта по ориентировке во времени. Полученные в наших экспериментах данные об изменении за 8 лет учебы взаимоотношений между показателями отражения времени, физиологическими характеристиками и успеваемостью школьников подтверждают и конкретизируют это предположение.

Действительно, в I классе показатели репродукции интервала были связаны лишь с фоновой частотой сердцебиения, роль которой в ориентировке человека во времени либо ставится под сомнение [25], либо признается лишь в качестве основы для последующих умозаключений [23]. Сознательная оценка паузы была неадекватной, а репродукция интервала осуществлялась вне связи с выраженностью неосознаваемого запечатления нервной системой межстимульной паузы, отражаемого, как известно [2], в количестве опережающих реакций. Отсутствовала и взаимосвязь репродукции с успеваемостью первоклассников. В то же время между остальными физиологическими показателями взаимосвязь была выражена достаточно хорошо. Эти данные указывают, по-видимому, на то, что в I классе у школьников при наличии сформированной системы физиологических реакций, способной непроизвольно воспринимать и запечатлевать временные интервалы, наблюдается отсутствие или недостаточная адекватность отражения этих реакций в сознании.

В IX классе характер взаимоотношений между отдельными показателями существенно меняется. Как репродукция, так и оценка времени становятся связанными с выраженностью опережающих реакций. Значимая взаимосвязь обнаруживается между репродукцией паузы и успеваемостью девятиклассников. Оба показателя ориентировки во времени — репродукция и оценка — становятся тесно связанными между собой, а степень их отличия находится в зависимости от условий репродукции интервала. Все эти факты свидетельствуют, на наш взгляд, о наличии у девятиклассников адекватного отражения непроизвольных реакций на время в системе взаимосвязанных осознаваемых процессов.

При анализе причин, обусловивших развитие у девятиклассников адекватного отражения в сознании непроизвольных реакций на время, следует подчеркнуть наличие у них значимой обратной корреляции между коэффициентом репродукции интервала и успеваемостью. Она означает, что более точные реакции (меньшие коэффициенты репродукции) наблюдались у школьников, которые успешнее справлялись с учебной деятельностью. Эти данные прямо указывают на то, что систематические школьные занятия играют важную роль в развитии способности к адекватному восприятию, репродукции и оценке времени.

В литературе имеются сведения о влиянии школьного обучения на память [10], [17], [24] и внимание [13] учащихся. В этих работах, в частности, указывается, что под влиянием систематических учебных нагрузок происходит формирование интегративных, системообразующих связей, обеспечивающих единство компонентов психической деятельности школьников, увеличивается адекватность произвольных действий, основанных на следах раздражений, устанавливается более тесное взаимодействие между отдельными видами или сторонами мнестической деятельности мозга, сглаживаются межгрупповые различия в показателях внимания. По-видимому, именно благодаря этим изменениям в психофизиологических функциях мы и наблюдали у девятиклассников существенное становление способности к точной ориентировке во времени.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Наиболее существенный прирост за 8 лет отмечен в таком показателе ориентировки во времени, как точность репродукции и оценки 15-секундного интервала. Значимо изменились также физиологические характеристики школьников: возросла частота альфа-ритма ЭЭГ и уменьшилась фоновая частота сокращений сердца. При отсутствии половых различий в I и IX классах изменения большинства показателей у девушек были выражены больше, чем у юношей.

2. Корреляция между величинами репродукции интервала в I и IX классах отсутствует,

 

86

 

что свидетельствует о нестабильности характера индивидуальных реакций на время и наличии их качественных изменений с возрастом.

3. Значительные изменения за 8 лет обучения произошли во взаимоотношениях между психофизиологическими показателями. Если в I классе значимая корреляция отмечена лишь между репродукцией интервала и фоновой частотой пульса, то в IX классе показатели репродукции и оценки коррелировали между собой, а также с выраженностью опережающих КГР.

4. Наличие в IX классе более точных и стабильных ответов испытуемых при репродукции и оценке межстимульного интервала, а также их взаимосвязи между собой и с опережающими реакциями свидетельствует о становлении у старших школьников способности к адекватному отражению в сознании непроизвольных реакций, составляющих основу индивидуального опыта по ориентировке во времени.

5. Существование значимой корреляции репродукции интервала с успеваемостью учащихся указывает на важную роль систематического школьного обучения в развитии способности к точной ориентировке во времени.

 

1. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. — М., 1982. — 269 с.

2. Воронин Л. Г., Коновалов В. Ф. Электрографические данные о работе «биологических часов» головного мозга человека. — Вопросы психологии, 1966, № 6, с. 87—94.

3. Воронин Л. Г., Коновалов В. Ф. Электрографические следовые процессы и память. — М., 1976. — 164 с.

4. Воронин Л. Г., Коновалов В. Ф., Журавлев Г. И., Сериков И. С., Федотчев Л. И. Экспериментальный анализ некоторых факторов, влияющих на воспроизведение информации у человека. — Вопросы психологии, 1980, № 3, с. 124—129.

5. Гареев Е. М. Особенности формирования субъективной оценки времени в онтогенезе человека. — Вопросы психологии, 1977, № 5, с.-114—119.

6. Гареев Е. М. Методы отсчета субъективного времени у человека. — В кн.: Фактор времени в функциональной организации деятельности живых систем. — Л., 1980, с. 128—131.

7. Гринене Э., Вайткевичюс В.-Ю., Марачинскене Э., Линдшене Д., Бурнейкене В. Возрастные особенности регуляции сердечного ритма у школьников 7—12 лет.— Физиология человека, 1982, т. 8, № 6, с. 957—961.

8. Дмитриев А. С. Физиологические основы восприятия времени у человека. — Успехи современной биологии, 1964, т. 57, вып. 2, с. 245—268.

9. Дмитриев А. С. Ориентировка человека во времени (осознанная оценка коротких интервалов времени). — Успехи физиологических наук, 1980, т. 11, № 4, с. 47—67.

10. Занков Л. В. К вопросу о зависимости процессов памяти от построения обучения. — Вопросы психологии, 1976, № 3, с. 26—33.

11. Каткова Г. В. Выявление связи между объемом кратковременной памяти и точностью оценок временных интервалов.— Психологический журнал, 1983, т. 4, № 1, с. 140—144.

12. Новикова Л. А., Фарбер Д. А. Функциональное созревание коры и подкорковых структур мозга в различные возрастные периоды по данным электрофизиологических исследований. — В кн.: Возрастная физиология. Л., 1975, с. 491—522.

13. Понарядова Г. М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью. — Вопросы психологии, 1982, № 2, с. 54—59.

14. Равич-Щербо И. В., Гавриш Н. В., Шибаровская Г. А., Шляхта Н. Ф. Устойчивость индивидуальных характеристик ЭЭГ в онтогенезе. — В кн.: Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тезисы докладов на 2-й Всесоюзной конференции «Физиология развития человека», М., 1981, с. 54— 55.

15. Силина Е. А. Лонгитудинальное изучение некоторых соотношений возрастной и типологической характеристик психофизиологических свойств в подростковом и юношеском возрасте. — В кн.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности. — Пермь, 1977, с. 88— 109.

16. Трошихин В. А., Молдавская С. И., Кольченко Н, В. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор. — Киев: Наукова думка, 1978.—226. с.

17. Федотчев А. И. Влияние школьного обучения на развитие памяти ребенка. — Вопросы психологии, 1980, № 4, с. 132—137.

18. Фролькис В. В. Сердечно-сосудистая система и возраст. — В кн.: Возрастная физиология. Л., 1975, с. 109—152.

19. Хамаганова Т. Г., Уварова Е. В. Соотношение наследственных и средовых факторов в формировании индивидуальных различий ЭЭГ детей и подростков. — В кн.: Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тезисы докладов на 2-й Всесоюзной конференции «Физиология развития человека». М., 1981. — 67 с.

20. Хрипкова А. Г., Фарбер Д. А. Основные направления исследований физиологии развития ребенка. — Физиология человека, 1983, т. 9, № 1, с. 3—17.

21. Чуприкова Н. И., Митина Л. М. Теоретические, методические и прикладные аспекты проблемы восприятия времени. — Вопросы психологии, 1979, № 3, с. 16—24.

22. Katada A., Ozaki H., Suzuki В., Suharа К. Developmental characteristics of normal and mentally retarded children's EEGs. — Electroencephalogr. and Clin. Neurophysiol., 1981, v. 52, N 2, p. 192—201.

23. Pennebaker J. W. Stimulus characterictics influencing estimation of heart rate. — Psychophysiol, 1981, v. 18, N 5, p. 540—548.

24. Rogoff B. Schooling's influence on memory test performanse. — Child Devel., 1981, v. 52, N 3, p. 260—267.

25. Surwillo W. W., Time perception in relation to pulse rate in healthy males. — J. Psychol., 1982, v. 110, N 1, p. 101—106.

 

Поступила в редакцию 30.III.1983г.