162
СОВЕТСКО-НОРВЕЖСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛОКВИУМ
Е. В. ЩЕДРИНА
Москва
С 27 июля по
1 августа 1983 г. в Москве проходила встреча советских и норвежских психологов
— представителей организации «Форум марксистской педагогики и психологии»
(ФМПП). Цель ФМПП — пропаганда марксистской педагогики и психологии в Норвегии.
В работе международного семинара приняли участие ведущие советские
специалисты НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, НИИ общих проблем
воспитания АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, НИИ общей педагогики
АПН СССР, НИИ дефектологии АПН СССР, представители Министерства просвещения
СССР и Президиума АПН СССР.
Председатель норвежской делегации X. Хансен представил своих соотечественников —
психологов и педагогов, приехавших на семинар: П. Бреккена, А. М. Гриндхейм,
Б. Христиансен, Т. Шлеттена, О. Хаугеруда и М. Скрупеса. Затем он рассказал о работе ФМПП, целях и
задачах этой организации. С большим интересом заслушали норвежские специалисты
доклады советских психологов.
А. М. Матюшкин ознакомил участников коллоквиума с
разработкой советскими психологами марксистской психологии, с психологическими
проблемами воспитания подрастающего поколения в условиях развитого
социалистического общества. В. П. Зинченко остановился на методологических
проблемах психологического анализа деятельности, подчеркнув, что советская
психология с самого начала строилась на марксистской основе. А. В. Петровский рассказал о
социально-психологических аспектах деятельности. В. В. Давыдов сделал доклад на тему «Роль категории деятельности в
теории психического развития детей», особо остановившись на понятии ведущей
деятельности. О том, как управлять процессами усвоения знаний, рассказала Н. Ф. Талызина. А. М. Матюшкин раскрыл психологические основы проблемного
обучения в школе. О разработке психологии общения в СССР рассказал А. А. Бодалев.
С докладом на тему «Общение и психическое развитие» выступила М. И. Лисина.
Психологические проблемы трудовой деятельности подробно осветил Е. А. Климов.
Норвежские специалисты рассказали о политике норвежского правительства
в области образования, о мероприятиях в дошкольном воспитании, о борьбе в
правительственных организациях по поводу перспектив образования в стране.
Успешная работа психологического коллоквиума показала полезность
двусторонних контактов, их значение для формирования адекватного представления
о путях развития психолого-педагогической науки в других странах.