Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

133

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ИСТОКИ ЛОГИКИ

(ОТ 6 ДО 12 МЕСЯЦЕВ)

 

Langer J. The origins of logic (six to twelve months). — N. Y. — LondonToronto — San-Francisco: Academic Press, 1980. — 437 p.

 

Автор книги американский психолог Лангер, профессор Университета Беркли, известен специалистам по работам: "Theories of development" (1969), "Interactional aspects of mental structures" (1974), а также по многочисленным статьям. Уникальность рецензируемой работы состоит в проведении экспериментального исследования логических структур у детей от шести до двенадцати месяцев.

Монография состоит из четырех частей и 16 глав. Теоретическая часть работы посвящена анализу литературы и формулировке концепции автора. В экспериментальной части описаны опыты с детьми каждой возрастной группы, а также анализ результатов эксперимента. Заключает книгу обобщение полученных данных.

Традиционные представления о развитии логических операций полностью связывают их с языковыми и символическими структурами. Автор задает вопрос, есть ли у ребенка зачатки логики, если он еще не успел овладеть языком и культурными символами. По данным Лангера, ребенок первого года жизни обладает не только предметной логикой, но и способностью совершать элементарные логические операции без участия языка. Эта логика осуществляется не в языке и символике, а в сфере конструктивных предметных действий. Она тесно связана с тем, как ребенок взаимодействует с предметами. Такую примитивную детскую логику Лангер назвал протологикой.

Автора волнуют вопросы, как экспериментально исследовать протологику у младенцев, выявить ее закономерности на разных возрастных этапах, а также понять, как протологика

 

134

 

детей раннего возраста связана с логикой детей старших возрастов.

По Лангеру, на ранних этапах развития ребенка протологика действует не в сфере языка, а в сфере предметных взаимодействий. Взаимодействия бывают трех видов: интегративные, координационные (взаимодействия между различными функциональными структурами, охватывающими умственную сферу субъекта,— логические и физические структуры) и транзакционные (взаимодействия между субъектом и объектом).

Испытуемыми в эксперименте Лангера были 46 детей в возрасте от шести до двенадцати месяцев, распределенные по четырем возрастным группам: каждая состояла из шести мальчиков и шести девочек в возрасте соответственно шести, восьми, десяти и двенадцати месяцев. Детям предлагали различные геометрические (объемные и плоские) объекты из разных материалов с изменяющейся и неизменной формой, а также несколько объектов повседневной жизни (ложки, фигурки людей и т. п.) и наблюдали, как дети взаимодействуют с предметами. В книге описаны спонтанные и специально организованные действия детей с предметами. При этом велись как непосредственное наблюдение за детьми, так и видеозапись с целью дальнейшего анализа данных. При анализе учитывались трансформативные взаимодействия ребенка с объектами, т. е. такие, при которых происходят пространственные перемещения объектов. Анализировалось то, что принималось за центральное в транзакциях детей, а также логические и. математические построения с «дискретными» и «квазипротяженными» объектами.

Автор показывает развитие транзакций от единичных, когда действие производится с одним объектом (на шестом месяце жизни), до двойных и тройных (три действия с более чем тремя объектами) в последующие периоды. Описано развитие комбинационных и композиционных способностей детей первого года жизни.

Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нет сомнения, что книга Лангера «Истоки логики» формулирует один из самобытных подходов к исследованию когнитивной сферы детей раннего возраста.

 

В. М. Слуцкий

Москва