Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

167

 

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. А. БОДАЛЕВА

 

В октябре 1983 г. исполняется 60 лет Алексею Александровичу Бодалеву — действительному члену АПН СССР, академику-секретарю Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР, декану факультета психологии Московского университета.

Свою трудовую биографию Алексей Александрович начал в блокадном Ленинграде: работал сначала на строительстве оборонительных сооружений, а затем в качестве бойца пожарной команды участвовал в спасении материальных и культурных ценностей города на Неве. Труд его, как многих тысяч других ленинградцев, был отмечен правительственными наградами.

Становление А. А. Бодалева как ученого связано с Ленинградским университетом, в стенах которого он трудился более 30 лет, пройдя с 1945 г. путь от студента до профессора, декана факультета психологии. Верность лучшим традициям ленинградской психологической школы, начало которым положили его непосредственные учителя Б. Г. Ананьев и В. Н. Мясищев, Алексей Александрович бережно сохраняет в своем творчестве по сей день. Еще в студенческие годы А. А. Бодалев проявил устойчивый интерес к практической работе с людьми; в течение 15 лет он совмещал работу в университете с обязанностями школьного учителя, а затем организатора внеклассной работы в одной из ленинградских школ-интернатов. В 1953 г. он защитил кандидатскую диссертацию, посвященную психологическим

 

168

 

проблемам нравственного развития и самовоспитания школьников.

Обратившись к достаточно традиционной для психологии проблеме познания людьми друг друга, А. А. Бодалев сумел найти свой, оригинальный путь ее решения. Исследование этой центральной для него проблемы А. А. Бодалев осуществляет на стыке общей, возрастной и социальной психологии. Выполненный им большой цикл теоретико-экспериментальных работ, который завершился защитой докторской диссертации «Восприятие и понимание человека человеком» (1965), посвящен выявлению феноменологии, закономерностей и механизмов социального познания в зависимости от того, выступает человек в качестве объекта или же субъекта этого процесса. Эти исследования положили, начало новому для отечественной психологии научному направлению, которое успешно развивается уже ровно 20 лет. Под руководством А. А. Бодалева защищено около 50 кандидатских диссертаций, пятеро его учеников стали докторами наук.

Дальнейший исследовательский поиск привел А. А. Бодалева и его сотрудников к разработке проблем общения, в котором разворачиваются социально-перцептивные процессы. Межличностное познание стало рассматриваться как одна из сторон целостного процесса общения, его познавательный компонент, взаимосвязанный с двумя другими компонентами — эмоциональным и поведенческим. Новая теоретическая ориентация позволила наметить пути научных и практических разработок в этой области и внедрения их результатов в широкую социальную практику (прежде всего в школу, производство, семью и т. д.).

По инициативе А. А. Бодалева в 1979 г. при возглавлявшейся им лаборатории социальной перцепции НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР был организован первый в нашей стране консультационный центр психологической помощи семьям; под руководством А. А. Бодалева вышел целый ряд работ, в том числе и диссертационных, посвященных научному обоснованию и практическому использованию так называемых активных методов обучения общению и социально-психологической коррекции. Усиление практической направленности исследований А. А. Бодалева потребовало создания им в 1983 г. новой лаборатории психологии общения в семье и школе (на базе прежней лаборатории социальной перцепции).

А. А. Бодалев автор свыше 200 научных работ, в том числе пяти монографий.

Много сделал А. А. Бодалев как умелый организатор науки. С 1969 г. он — заведующий кафедрой общей психологии, а с 1972 по 1976 г. — декан факультета психологии ЛГУ. В 1976 г. он избирается на должность академика-секретаря Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР и организует лабораторию социальной перцепции в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. С 1979 г. А. А. Бодалев одновременно исполняет обязанности декана факультета психологии и заведующего кафедрой общей психологии МГУ.

Помимо интенсивной научной, педагогической и организаторской деятельности А. А. Бодалев выполняет разнообразную общественную работу. Он является вице-президентом Общества психологов СССР и постоянным организатором всесоюзных совещаний, конференций, съездов психологов; выполняет обязанности члена Экспертного совета ВАКа по психологии и педагогике, является председателем проблемного совета «Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности» и председателем психологической секции Координационного совета при Президиуме АПН СССР. Он — член Совета Международного союза психологических наук и член секции философских и юридических наук Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР, председатель научного Методического совета по психологии при Минвузе СССР. Наконец, он является главным редактором психологической серии «Вестника МГУ», членом редколлегии журнала «Вопросы психологии» и «Психологического журнала», а также постоянным редактором многочисленных изданий, выпускаемых АПН СССР и Московским университетом, и т. д. Это далеко не полный перечень общественных обязанностей А. А. Бодалева.

Присущие А. А. Бодалеву высокие качества ученого, организатора, общественного деятеля и человека снискали ему заслуженный авторитет в широких кругах психологической общественности.

Свой юбилей Алексей Александрович встречает в расцвете сил, полный больших научных планов. Советские психологи от всей души поздравляют его и желают успехов во всех сферах его многогранной деятельности, крепкого здоровья и большого личного счастья.