Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

165

 

К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Р. Г. НАТАДЗЕ

 

Исполняется 80 лет Ревазу Григорьевичу Натадзе, доктору психологических наук, академику АН ГССР, члену-корреспонденту АПН СССР, заслуженному деятелю науки ГССР, заведующему кафедрой общей психологии Тбилисского университета.

Р. Г. Натадзе родился 11 ноября 1903 г. в семье педагога. Он автор около 140 работ, опубликованных на грузинском, русском, немецком, английском, французском языках, в том числе пяти монографий и трех учебников по общей психологии (на грузинском языке). В научной работе Р. Г. Натадзе можно выделить четыре направления: 1) экспериментальные исследования формирования понятий (отражены в монографии «К онтогенезу формирования понятий», 1976); 2) установочное действие воображения и психологические основы

 

166

 

сценического перевоплощения (ряд работ сведен в монографии «Воображение как фактор поведения», 1972); 3) изучение факторов непосредственного восприятия правого и левого пространственного направления; 4) психологическая основа константности восприятия.

Исследования формирования понятия в школьном возрасте (с 7 до 17 лет), помимо детального изучения особенностей возрастных ступеней понятийного мышления, позволили выявить ряд общепсихологических (а не логических) закономерностей понятийного мышления. С помощью оригинального экспериментального метода вырабатывались новые, но реальные понятия, чем преодолевались недостатки двух других методов — метода «готовых» реальных понятий и метода выработки новых, но искусственных понятий (Н. Ах и др.). В экспериментах Р. Г. Натадзе было выявлено, что процесс обобщения понятий заключается в синтезировании различных признаков в обобщенном родовом понятии, а также доказано, что овладение существенными признаками еще не свидетельствует об овладении общими признаками.

Р. Г. Натадзе экспериментально установил факт возможности вырабатывать фиксированную установку на основе воображения, без восприятия соответствующих объектов и даже при условии восприятия противоположного содержания, и выявил ряд факторов (прежде всего вчувствование в представляемое), обусловливающих эту способность.

Проблему сценического перевоплощения в противоположность известной дилемме (подлинное чувство или имитация) Р. Г. Натадзе трактует как способность вырабатывать установку на основе воображаемой сценической ситуации.

Ранее считалось доказанным, что ведущим фактором восприятия правого и левого пространственных направлений является медиана, делящая наше тело по вертикали пополам, а рука считалась второстепенным фактором. Р. Г. Натадзе поставил вопрос о факторах непосредственного восприятия правого и левого направлений и с помощью четырех вариантов экспериментов по выработке фиксированной установки на правое и левое направления при противопоставлении правой и левой рук правой и левой сторонам тела доказал, что ведущим фактором непосредственного восприятия правого и левого направлений является рука, а не сторона тела.

Много лет посвятил юбиляр изучению основ константности восприятия. В настоящее время может считаться доказанным (эксперименты Д. Катца), что в основе константности лежит «учитывание ситуации» (изолированное от ситуации восприятие аконстантно), однако не ясно, как происходит это учитывание при полном исключении интеллектуального фактора (ведь константность восприятия установлена даже у кур и рыб). Р. Г. Натадзе доказал экспериментально, что константность или аконстантность восприятия зависит от того, с какой установкой происходит восприятие одной и той же ситуации: фиксированная на нерасчлененную ситуацию установка первое время до ее угасания обусловливает восприятие объектов аконстантно, несмотря на то что объективно они даны в расчлененной ситуации.

Педагогическая деятельность Р. Г. Натадзе не ограничивалась работой в университете. Несколько десятков лет он читал лекции по психологии и в других вузах: в пединституте им. А. С. Пушкина, в институте физкультуры, театральном институте, некоторое время в Кутаисском пединституте. Под руководством Р. Г. Натадзе защищено несколько диссертаций.

Деятельность юбиляра не сводится только к научной и педагогической работе. Его публичные лекции привлекали большую аудиторию. Он автор ряда научно-популярных брошюр и статей.

Много времени уделяет Р. Г. Натадзе организационной работе. В течение девяти лет он работал деканом философского факультета ТГУ, 20 лет руководил отделением Института психологии им. Д. М. Узнадзе, возглавлял отделение детской психологии Института педагогики. Он являлся редактором ряда научных сборников и некоторых журналов, принимает участие в работе над Грузинской советской энциклопедией, занимается редактированием «Трудов» Института психологии им. Д. Н. Узнадзе. Р. Г. Натадзе был членом редколлегии журнала «Вопросы психологии», председателем Координационного совета по психологии при АН ГССР, председателем совета по присуждению ученых степеней по психологии при университете. Он и теперь член ряда ученых советов. В течение 14 лет он являлся депутатом Тбилисского городского и затем районного Совета депутатов трудящихся, где руководил постоянной комиссией по просвещению.

Поздравляя Реваза Григорьевича с его славным юбилеем, желаем ему дальнейших творческих достижений на благо развития советской психологии.