Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

162

 

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ И ТВОРЧЕСТВА

 

И. Н. СЕМЕНОВ, С. Ю. СТЕПАНОВ

Москва

В рамках подготовки к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР 7 апреля 1983 г. на факультете МГУ состоялся «круглый стол» на тему «Рефлексия и творчество», организованный совместно с секцией психологии творчества Московского отделения Общества психологов СССР. Было проведено четыре заседания (председатели: П. Я. Гальперин, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов). Работу «круглого стола» открыл И. Н. Семенов, который, исходя из предложения Я. А. Пономарева о необходимости рассматривать собственно психологический аспект рефлексии, проанализировал историю вычленения в психологии (в частности, в исследованиях мышления и сознания) рефлексии, играющей (согласно Б. Г. Ананьеву, Л. С. Выготскому, С. Л. Рубинштейну и др.) существенную роль в развитии высших человеческих форм психического отражения. В выступлениях и тезисах «круглого стола» можно выделить пять основных тем.

1. Проблемы изучения рефлексивных механизмов творчества. Л. Л. Гурова в своем выступлении показала, что интуиция и рефлексия в продуктивном мышлении суть взаимообусловленные и взаимодополняющие процессы: интуиция стимулирует рефлексию, а та, в свою очередь, облегчает осуществление интуиции. Рефлексия как осознание содержания мыслительного процесса и логическое обоснование действий выполняет не только функцию самопознания, но и является механизмом саморегуляции деятельности.

Анализируя проблему формирования метода решения малых творческих задач, П. Я. Гальперин отметил, что при стихийном мыслительном поиске преобладают поверхностные представления субъекта о задаче. Делая ряд неудачных проб, субъект переходит к другим попыткам, не анализируя ошибок, и это препятствует достижению решения. Повысить продуктивность мышления можно с помощью формирования умственных действий по систематическому анализу задачи и рефлексивной оценке субъектом собственных неудачных попыток ее решения.

И. Н. Семенов рассмотрел методологические проблемы использования категории рефлексии в психологии в рамках различных подходов к исследованию сознания, мышления, творчества, деятельности, общения, активности, а также проанализировал концептуальную модель саморазвития личности и модель организации мышления, где рефлексия — как переосмысление содержаний сознания действенно реализующей себя личности — выступает в качестве системообразующего фактора. В первой модели, разработанной совместно с С. Ю. Степановым, рефлексия в двух своих разновидностях — интеллектуальной и личностной — служит механизмом порождения интеллектуальных и личностных новообразований у субъекта. В другой модели рефлексия представлена как уровень иерархической организации мышления наряду с личностным, предметным и операциональным уровнями, взаимодействие которых, регулируемое рефлексией, определяет продуктивность решения творческих задач.

B. К. Зарецкий охарактеризовал динамику мышления на различных этапах решения творческой задачи как смену типов сбалансированного движения мысли по личностному, рефлексивному, предметному и операциональному уровням.

Необходимость разработки специальных приемов совместного с испытуемым рефлексивного анализа функционального значения пауз в протоколе решения творческих задач была показана Е. Р. Новиковой в связи с проблемой методической дифференциации личностного, рефлексивного, предметного, операционального уровней дискурсивного мышления. Эти приемы предваряются инструкциями, направленными на усиление вербализации испытуемым собственного мыслительного процесса, а также на снятие личностных барьеров между ним и экспериментатором, мешающих свободной вербализации мыслей.

C. Ю. Степанов отметил, что рефлексия в творческом процессе представляет собой

 

163

 

форму интеллектуальной и личностной активности субъекта. Исходя из системной методологии, совместно с И. Н. Семеновым разработана структурно-динамическая модель рефлексивного механизма развития различных систем взаимодействия интеллектуальных и личностных подструктур «я» в проблемно-конфликтных ситуациях, явившаяся теоретической основой метода содержательно-смыслового анализа речевой продукции испытуемых. Система четырех видов показателей — эмпирических, структурных, динамических и интегральных — обеспечивает выявление общих закономерностей творческого процесса и интерпретацию индивидуальных особенностей осуществления «я», обусловленных тем или иным характером его личностной и интеллектуальной рефлексии.

2. Генетические аспекты изучения рефлексии. Ф. Е. Коньков представил результаты совместного с, В. И. Слободчиковым исследования двух типов рефлексии у детей: интеллектуальной (предметно-операциональной) и личностной (ценностно-смысловой). Трудности традиционного обучения младших школьников связаны с недостаточным развитием у них интеллектуальной рефлексии в сравнении с личностной, сложившейся в процессе интенсивного общения со взрослыми еще в дошкольном возрасте. Гармоническое развитие личности и мышления предполагает сбалансированное развитие обеих форм рефлексии.

Рассмотрев знаково-символические средства формирования рефлексивной способности у детей, Л. И. Айдарова отметила, что экспериментальное обучение детей родному языку выявило уровни развития способности к рефлексии, определяющиеся ее предметом: лексико-грамматическим материалом, способом его анализа, деятельностью в целом и т. п.

Е. В. Бодрова охарактеризовала предпосылки развития рефлексии у дошкольников. Первоначально рефлексивную функцию смысловой организации деятельности ребенка выполняет взрослый, затем она присваивается ребенком. Примером деятельности, требующей реализации начальных форм рефлексии, служит понимание литературного текста с проблемным содержанием.

Такое важное условие умственного развития школьников, как теоретическое мышление, рассмотрел А. З. Зак. Оно связано с освоением общих способов решения задач определенного класса и осуществляется с помощью актов содержательного анализа, вычленяющего основания способа, и внутренней рефлексии, обеспечивающей его адекватность.

И. А. Кайдановская проанализировала трактовку Ж. Пиаже рефлексивного мышления. Оно осуществляется на основе логических законов связи объекта с действием, однако сами эти законы осознаются только на стадии формальных операций. Рефлексивное мышление, представляющее собой процесс реконструкции схемы действия и преобразования ее в понятие, связано с абстракциями физической и логико-математической природы.

Анализируя развитие и природу рефлексии, В. И. Слободчиков подчеркнул, что рефлексия как своеобразный функциональный орган практического отношения субъекта к собственной деятельности обеспечивает ее осознанность и произвольность. Рефлексия, таким образом, не сводится к осознанию, так как является процессом, приводящим к осознанности действий.

3. Проблемы изучения рефлексии в общении и коллективной деятельности. К. Е. Данилин обосновал тезис о том, что развитое общение и межличностное восприятие содержит рефлексивную составляющую — специфическое качество познания человека человеком, позволяющее субъекту восприятия реконструировать элементы внутреннего мира других людей.

Многие познавательные действия, отметил В. Д. Мозговой, обусловлены «рефлексивным общением» индивида с образами других людей, т. е. взаимодействием его «я» с ними в плане своего сознания.

В. В. Рубцов подчеркнул, что при постановке и решении учебных задач в совместной деятельности динамические процессы ориентации учащихся именно на основания и способы построения действий (а не на их результат) выступают как объективированные формы существования рефлексивных процессов.

А. А. Тюков указал на важность изучения рефлексии в коллективных формах мыслительной деятельности, поскольку в них рефлексия внешне выражена.

Схематизация научных текстов в высшей школе как средство обучения рефлексии стала предметом сообщения И. В. Злотникова и С. А. Самошкина. Такой прием схематизации текстов, как вычленение их категориального содержания, осуществляется посредством специально организованной научной дискуссии.

4. Проблемы рефлексии в контексте исследования личности. Роль физиологических предпосылок и социальных условий в творчестве человека проанализировала Л. Б. Ермолаева-Томина, подчеркнув особое значение личностной и интеллектуальной рефлексии для формирования способностей.

В связи с вопросом о средствах стимулирования творческих потенций человека в норме и в некоторых случаях патологического развития О. Г. Солодовникова рассмотрела роль интеллектуальной и личностной рефлексии в формировании творческого отношения  личности к действительности.

Н. И. Непомнящая обосновала тезис о личностной природе «абстрактно-динамических» механизмов творчества, определяющих особенности и успешность функционирования личности в таких сферах, как игра, общение и т. п. Данные механизмы социальны по своему происхождению, формируются в ситуациях кооперирования как особая способность, проявляющаяся в чувстве сопереживания (в сфере нравственности), сознания (в сознании), соучастия (в коллективных ситуациях).

Исходя из представлений о символическом, знаковом характере работы левого полушария в отличие от образного характера правого, Г. А. Голицын рассмотрел гипотезу о том, что именно первое выполняет функции самосознания личности (самовосприятия, самоконтроля, самооценки, самопринуждения и т. п.).

Тесную взаимосвязь рефлексии и типов самосознания подчеркнул В. В. Столин. Последние обусловлены тем, как субъект осмысливает свои личностные выборы, совершая тот или иной поступок. Изучение и диагностика наиболее типичных морально-нравственных состояний

 

164

 

самосознания (раскаяние, ожесточение, смятение, самообман, дискредитация, вытеснение и др.) служат необходимой предпосылкой создания методических средств научного обеспечения работы психологической службы по вопросам консультации семьи.

5. Проблемы рефлексии в изучении процессов управления. В. Е. Лепский проанализировал ряд изменений деятельности руководителя большой системы в результате рефлексивного обеспечения этой деятельности: снижение ее объективной и субъективной сложности, повышение готовности пользователя к взаимодействию с АСУ, расширение арсенала управленческих действий и др. Важность осуществления рефлексивных процессов в координации принятия управленческих решений подчеркнул А. Ф. Трудолюбов.

В. П. Горяинов рассмотрел причины возникновения «независимо рефлектирующих подсистем», нарушающих целостность включающей их системы. Восстановление ее единства возможно через активизацию диалога подсистем в процессе совместной деятельности и их взаимной рефлексии.

И. А. Васильев охарактеризовал современные исследования мотивации мышления, проводимые в ФРГ с помощью моделирования на ЭВМ таких сложных систем, как «город», «административный центр» и т. п. Этими средствами у испытуемых выявляются индивидуальные способности к управлению сложными социальными процессами.

Специфику рефлексивных процессов в сфере искусства проанализировал В. М. Петров.

Подводя итоги работы «круглого стола», С. Ю. Степанов отметил существование двух основных подходов к рефлексии — интеллектуалистического и личностного. В первом рефлексия трактуется как процесс осознания или особая логическая процедура, а во втором — как процесс переосмысления: специфическая социально обусловленная активность личности, целостного «я». В заключение оргкомитет «круглого стола» выделил ряд актуальных проблем теоретического и экспериментального изучения рефлексии: составление типологии функций рефлексии в организации деятельности и общения, исследование рефлексии как уровня (или компонента) мышления и механизма саморазвития личности в творческом процессе, а также проведение прикладных исследований рефлексии для практически значимых разработок в области социальной, педагогической, инженерной психологии и патопсихологии.