Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

159

 

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

А. В. ПЕТРОВСКИЙ, В. С. ЮРКЕВИЧ

Москва

 

Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. — М.: Изд-во МГУ,1982. — 128 с.

 

Небольшая по объему новая книга Б. В. Зейгарник отличается тщательным подбором материала, четкостью и продуманностью авторской позиции. В ней представлены и глубоко проанализированы практически все основные зарубежные теории личности. Перед нами, с одной стороны, создана широкая и обстоятельная картина «открытого кризиса» в зарубежной психологии, вытекающего из самих методологических оснований этих концепций, а, с другой стороны, показаны попытки зарубежных психологов преодолеть этот кризис, в частности, в рамках марксистской ориентации в понимании сущности личности.

Как убедительно показывает автор, большинство зарубежных психологов при всем различии их взглядов по вопросам структуры личности, взаимодействия личности и социума, основных перспектив их развития и т. п., исходят из представления о личности как самостоятельной, независимой субстанции, возникающей из самой себя и в конечном счете этим же себя и объясняющей. Интересно поэтому проследить, как в различных теориях зарубежных психологов отразилось это противостояние личности и среды, как одно и то же методологическое основание, а именно, представление об имманентном развитии личности, явилось условием возникновения разных направлений в теории личности.

И хронологически, и методологически автор безусловно точен, поставив в начало своего анализа концепцию З. Фрейда, оказавшую огромное влияние на всю культуру буржуазного общества. Фрейд открыто декларировал биологическое понимание личности, основой которой является, в рамках этой концепции, универсальная сексуальность («пансексуализм», в силу чего личность изначально враждебна социуму, подавляющему эти природные влечения. Автор показывает, что многие неофрейдисты, среди которых есть и создатели весьма по-своему интересных концепций, направив свою критику на биологизаторскую сторону концепции Фрейда, пытаясь социологизировать и психологизировать его учение, все же не сумели снять представление о враждебности врожденных отношений личности и социума. Критический анализ фрейдизма и неофрейдизма достаточно широко проводился рядом советских психологов, однако именно в рецензируемой книге особенно ясно и сжато сформулированы принципиальные методологические основания, с которых ведется критика этих концепций.

Автор показывает, что попытка социологизировать Фрейда подменялась либо мистифицированным представлением об обществе как о «коллективном бессознательном» (К. Юнг), либо прямой психологизацией социальных явлений (К. Хорни, Э. Фромм и др.). Более того, объявляя врожденными психологические моменты, вызывающие конфронтацию личности и общества (например, «коренная тревога» у К. Хорни), неофрейдисты остаются в рамках все того же биологизаторского понимания личности.

Весьма полезным для читателя представляется критический анализ гуманистических концепций личности, сравнительно меньше известных в советской психологии. Автор подробно останавливается на стремлении создателей этих концепций утвердить потребности в добре, нравственности как основу всего личностного развития. Принципиальным является и тот факт, что в своем понимании личности представители этого направления исходили не из особенностей невротической структуры, как это было и есть в психоанализе, а именно из здоровой, сильной личности.

 

160

 

Специальное внимание уделяется в книге и конкретным результатам психотерапевтической практики, основывающейся на этих принципах («индирективная терапия» К. Роджерса).

Тем не менее при всей «одухотворенности» этого психологического направления в его рамках тезис о врожденности основных побуждений личности, в частности даже такой наиболее человеческой, как потребность в самоактуализации, остался неизменным, и личность оказывалась не субъектом социальных отношений, а результатом имманентного самодвижения. Биологизация этих высших человеческих потребностей, составляющих, по мнению авторов этих концепций, ядро личности, вступает в. противоречие с гуманистическим пафосом этого направления.

Серьезное внимание уделяется в книге одному из виднейших течений современной психологии в зарубежных странах — экзистенциализму. Вызванное к жизни протестом против бихевиоризма, с одной стороны, и против позитивизма, с другой, это направление отчетливо сформулировало представление об уникальности личности, неповторимости ее духовного мира. Однако в самом понимании личности экзистенциалисты исходили из невозможности познания объективных причин ее развития, в силу чего сама личность оказалась средоточием иррациональных сил. Неудивительно, что в рамках этого направления представлены разного рода мистические течения. Иллюзорность существования, декларируемая экзистенциализмом, оборачивается исчезновением самого представления о реальной, действующей личности.

Особый интерес с точки зрения понимания основных детерминант развития личности представляет французская социологическая школа, в которой личность рассматривается как продукт социального развития. Выделяя целый ряд эвристических положений П. Жане, в частности о способности к саморегуляции как наивысшем критерии развития личности или о превращении практических действий в умственные (фактически предвосхищающего идеи интериоризации), автор тем не менее убедительно показывает, что французская социологическая школа не смогла дать целостной теории развития личности, так как понятие социально-общественных отношений было подменено сугубо психологическими понятиями среды и коллективно-социального.

И наконец, последнюю главу книги представляет анализ теорий личности в марксистски ориентированной зарубежной литературе, где личность справедливо рассматривается как продукт социально-общественных отношений. Именно поэтому целый ряд положений психологов этого направления (Ж. Политцера, Л. Сэва) прямо перекликается со взглядами советских психологов (А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина и др.).

Методологическая направленность авторской позиции не заслонила конкретно-практический анализ рассматриваемых теорий, прежде всего с точки зрения практической психотерапии. Как известно, многие теории личности были вызваны к жизни и получили популярность именно благодаря собственному клиническому опыту их авторов.

Ценным для психологов является проведенный автором анализ психотерапевтической практики, прямо соотнесенный с представлениями о структуре личности и об основных детерминантах ее развития. (Очень содержательным в этом смысле является, например, анализ психотерапевтической практики в рамках психоанализа и гуманистической психологии.) И хотя автор рецензируемой книги не говорит об этом, однако очевидно, что разные представления в теории личности могут привести — и реально приводят— к разным стратегиям в педагогической практике.

Высокая оценка книги не снимает, а, скорее, предполагает наличие некоторых спорных моментов. Прежде всего: стоило ли делать «динамическую» теорию К. Левина своего рода точкой отсчета при анализе всех зарубежных теорий личности? Конечно, для Б. В. Зейгарник эта книга явилась прямым продолжением ее книги о К. Левине, изданной ранее и получившей высокую оценку в научной литературе (см., в частности, рецензию Е. В. Субботского на эту книгу. — Вопросы психологии, 1982, № 2). Тем не менее рецензируемая книга — вполне самостоятельная по своему замыслу и воплощению работа, и именно поэтому следовало бы, с нашей точки зрения, либо ввести сжатую главу о К. Левине, кратко резюмирующую содержание предыдущей книги, либо снять само это сопоставление, проходящее через всю книгу.

Хотелось бы большей определенности и в изложении взглядов психологов гуманистической школы, в частности А. Маслоу. Б. В. Зейгарник вначале пишет, что, по Маслоу, невроз возникает при отсутствии потребности в самоактуализации, однако далее автор справедливо отмечает, что сама эта потребность рассматривалась в рамках данного направления как врожденная, а следовательно, присущая любому индивиду, и, значит, только невозможность реализации этой потребности приводит к неврозу. Кроме того, у самого Маслоу наблюдалась значительная динамика в его взглядах, вследствие чего он отказался от слишком прямолинейной трактовки потребности в самоактуализации, признавая, что в ряде случаев выраженное стремление к реализации этой потребности может возникнуть и при неудовлетворенности нижележащих, «базальных» потребностей. По-видимому, некоторый анализ взглядов Маслоу в их развитии следовало бы включить в следующее издание этой книги.

Спорным, по нашему мнению, является и введение в научный обиход такого термина, как «трайты», который в большей или меньшей мере соответствует уже имеющемуся понятию «черты личности».

В целом книга является весьма ценной в научном и в практическом отношении и благодаря чрезвычайно ясной форме изложения будет полезной как для студентов, так и для исследователей, работающих в самых разных областях психологической науки: проблема личности является общезначимой проблемой, рано или поздно неизбежно возникающей в любом сколько-нибудь фундаментальном психологическом исследовании.