Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

154

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ГРАМОТНОСТЬ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

 

Scribner S., Cole M. The psychology of literacy.— Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1981.—336 p.

 

Историки, социологи, политики считают, что грамотный человек существенно отличается от неграмотного, причем не только своими знаниями, но и способом мышления. Л. С. Выготский и Дж. Брунер высказывали предположение о том, что усвоение грамоты вызывает существенные изменения в мышлении. Однако до последнего времени не было проведено исследований, в которых влияние грамотности на мышление изучалось бы «в чистом виде», — как правило, дети одновременно с грамотой усваивают также начала, научных знаний, и поэтому разводить эмпирически влияние того и другого фактора на мышление представляется невозможным в обычных условиях. Сильвия Скрибнер и Майкл Коул, известные русскому читателю по книге «Культура и мышление» (1977), в своей новой книге «Психология грамотности» излагают результаты многолетних исследований мышления грамотных людей, которые в то же время не соприкасались с научными знаниями. Исследования проводились среди народности вай в Либерии. Около 1830 г. у вай была изобретена собственная система слогового письма, которой часть мужчин этой народности до сих пор пользуется в переписке, при ведении деловых записей, дневников и т. п. Дети усваивают эту систему письма дома, и процесс этот не сопровождается усвоением новых научных

 

155

 

знаний, как это имеет место в школе. Скрибнер и Коул провели обширное сравнительное исследование мышления и памяти у пяти групп населения: 1) неграмотные, 2) владеющие письмом вай, 3) владеющие арабской письменностью, 4) владеющие обеими этими системами письма, 5) владеющие английской письменностью. Испытуемые групп 3 и 4 учились в исламской школе, испытуемые группы 5 — в школе европейского типа. Применялись эксперименты с классификацией, с решением силлогистических задач, с запоминанием предметов, с наивным реализмом по Пиаже. Сопоставление результатов первых двух групп испытуемых показало, что грамотность сама по себе отнюдь не порождает тех существенных различий в мышлении, которые были обнаружены в мышлении образованных и необразованных испытуемых в многочисленных исследованиях, начиная от известной работы А. Р. Лурия (и которые выявились также в данном исследовании между группами 1 и 2, с одной стороны, и группами 3, 4 и 5 — с другой). Мало того — у грамотных испытуемых, не посещавших школу (группа 2), не наблюдалось также большего, чем у неграмотных, умения выделять, осознавать элементы речи.

Таким образом, есть основания сомневаться в правильности распространенного предположения, согласно которому усвоение грамоты само по себе является фактором, вызывающим существенные изменения в процессах мышления. Хочется подчеркнуть, что этот важный вывод мог быть получен только благодаря умелому применению метода межкультурного сопоставления.

Не обнаружив предполагаемого сильного воздействия грамотности на познавательные процессы, авторы задались вопросом: имеет ли усвоение грамоты хоть какие-нибудь последствия для познавательных процессов? Они установили экспериментально, что грамотные испытуемые лучше решают ребусы, лучше связывают воспринимаемые на слух отдельные слоги в слова и предложения и запоминают их (напомним, что письмо вай — слоговое). Различия обнаружились также в некоторых коммуникативных навыках, например в умении излагать правила игры или указать дорогу на ферму. Последствия грамотности для познавательных процессов оказались, таким образом, гораздо более специфическими, чем можно было предполагать.

Книга Скрибнер и Коула содержит также подробные данные об истории и функциях письменности вай, о социальном фоне ее применения. В ходе работы авторам и их сотрудникам приходилось решать такие, например, вопросы, как вопрос о критериях грамотности. Большой интерес представляют данные о влиянии исламской школы на познавательное развитие — влияние это существенно отличается от влияния школы европейского типа.

Как известно, в современных межкультурных исследованиях познавательных процессов наиболее существенные различия были обнаружены между группами испытуемых, посещавших школу и не посещавших ее. Одним из главных факторов, воздействующих в школе на мышление, до сих пор считалось усвоение грамоты. После работы Скрибнер и Коула предположение это может быть отброшено и решающим фактором с большей достоверностью можно считать усвоение в школе научных (в отличие от обыденных) знаний и приемов решения специфически научных задач.

 

П. Тульвисте

Тарту