Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

143

 

ЗА РУБЕЖОМ

 

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГОВ ГДР В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

 

А. КОССАКОВСКИЙ

 

VI съезд Общества психологов ГДР, который прошел под девизом «Психология — общественной практике», еще раз продемонстрировал весомый вклад психологов в строительство социалистического общества в ГДР.

В настоящее время ГДР располагает достаточным потенциалом психологов-исследователей, чтобы в большей мере содействовать решению практических задач, использованию психологических знаний для повышения эффективности труда в различных общественных сферах. В центре внимания сейчас и вопрос о том, как повысить результативность психологических исследований.

Первая важная задача психологов ГДР — активно участвовать в реализации экономической стратегии X съезда СЕПГ и дальнейшем продвижении научно-технического прогресса.

В результате широкого применения микроэлектроники осваиваются обширные области применения мини-компьютеров и малых вычислительных машин. В значительной мере возрастает количество рабочих мест-дисплеев по обслуживанию вычислительной техники. Так как эффективность труда на таких рабочих местах-дисплеях существенно зависит от того, в какой мере взаимодействие человека и ЭВМ протекает в соответствии с психическими и физическими структурами приема и переработки информации потребителя, психологический анализ этого взаимодействия играет экономически важную роль. Речь здесь идет прежде всего о вопросах кодирования информации, распределения функций между человеком и техническим устройством, дизайна рабочих мест и обеспечения приемлемых условий труда, а также об эффективной подготовке к работе на дисплеях. Можно ожидать, что с распространением дисплейной техники возникнут также новые возможности для обслуживаемой компьютерами психодиагностики, а также для управляемого ЭВМ программированного обучения, что поставит новые проблемы для составления соответствующих диагностических и тренировочных программ.

Многообразие довольно сложных проблем требует с самого начала интенсивного сотрудничества представителей общей психологии, психологии труда и инженерной психологии, социальной, клинической и педагогической психологии. У психологов ГДР установлены тесные контакты с партнерами-практиками, такими, как Государственный банк ГДР, Центр исследования в комбинате «Роботрон» и Почта ГДР, что позволяет эффективно внедрять психологические знания в широкую практику, непосредственно сотрудничать при создании и повышении эффективности рабочих мест-дисплеев. Так, например, секции психологии Берлинского университета им. Гумбольдта удалось в краткие сроки передать Государственному банку ГДР предложения по созданию языка команд для программирования на малых счетных машинах в рамках системы ТЕ50 по роботронам, по созданию «текстовок» для введения автоматической системы письма ЕЕ5 и разработать основные линии психолого-эргономического конструирования рабочих мест-дисплеев в кассах для обслуживания клиентов.

Новые требования вырастают также из все более широкого применения промышленных роботов и других современных технологий с целью повышения производительности труда. Они начинаются с идеологической подготовки трудящихся, работающих с новой техникой, и далее влекут за собой необходимость переквалификации работников, освободившихся от монотонной и физически тяжелой работы. Это усиливает значение психологических исследований по определению физических и психических затрат на новых рабочих местах, а также загруженности работников, что необходимо не только для объективной таксировки заработной платы, но и для установления рабочих заданий, средств и условий их выполнения, а также для развития личности в процессе труда. Требования интенсификации труда, активное вовлечение трудящихся в планирование и введение новых технологий сказываются положительно не только на росте экономических показателей, но и на формировании социалистического отношения к труду.

Решение всех этих задач требует еще более высокой концентрации исследований по психологии труда и инженерной психологии, а также их интенсификации, в том числе путем привлечения психологов, работающих на производстве. Отсюда, в свою очередь, вытекает необходимость усиления практической подготовки психологов, в частности расширения практических занятий в промышленном производстве.

Обязательно должны решаться проблемы использования профессиональных психологов. В последнее десятилетие в ГДР сложились такие основные сферы деятельности психологов труда и инженерных психологов: содействие при определении форм и средств труда, при профотборе и в деятельности управления производством, а также в производственной гигиене. В ряде случаев, однако, психологи не могут из-за профессионально неспецифического распределения заданий полностью реализовать свои способности. Поэтому важно точнее определить

 

144

 

функции психолога на производстве: это должно происходить в сотрудничестве с учебными заведениями и комбинатами и учитываться при приеме на работу. Многие психологи-практики предлагают систематически вводить выпускников, сначала под руководством опытных коллег по профессии, в проблемы соответствующего предприятия или комбината. Необходимо также энергичнее проводить в жизнь решение Совета Министров ГДР от 23.VIII 1978 г. о групповом найме психологов для реализации общественно важных задач и оказывать содействие этим группам при реализации их силами учебных заведений или исследовательских учреждений. Неотложной задачей является систематическое повышение квалификации дипломированных психологов труда и инженерных психологов.

Важный вклад психология вносит в коммунистическое воспитание молодежи. Большая часть психолого-педагогических исследований касается развития политических установок, нравственного поведения, установок к учению и к труду на различных возрастных ступенях.

Особое значение мы придаем изучению эффективных способов формирования сознательных, самостоятельных и творческих действий в различных сферах деятельности, а следовательно, развития активной жизненной позиции подростков. Систематически ведутся обширные исследования по повышению эффективности учения на различных возрастных ступенях. В широко проводимом школьном эксперименте проверялась действенность психологически обоснованных стратегий обучения по развитию учебных действий, которые отличаются всевозрастающей самостоятельностью усвоения знаний и высокой умственной активностью. Точно так же интенсифицируются исследования, в которых учащиеся средней и старшей ступени эффективными формами ориентации действий побуждаются к самостоятельной общественно-политической деятельности, особенно к взаимному политическому воспитанию.

В настоящее время педагогические психологи ГДР уделяют особое внимание научному обоснованию дифференцированного, прежде всего соответствующего развитию, процесса обучения и воспитания. В тесном сотрудничестве с педагогами психологи изучают состояние и тенденции психического развития в различные возрастные периоды. Это служит основой разработки специальных пособий для учителей и воспитателей. Завершены несколько работ по психологии развития, в том числе пользующаяся большим спросом серия «Советы учителю», создано обоснованное с позиций психологии развития руководство по организации учебной деятельности школьников.

Повышению эффективности обучения и воспитания служат исследования причин и условий различных предпосылок группового и индивидуального учения и поведения, их диагностика и специальный учет педагогом. В равной степени это относится к раннему распознаванию и развитию специальных способностей, а также преодолению неуспеваемости и отклонений в поведении. В этой связи особое значение приобретает развитие диагностических методов, которые позволят учителю самому адекватно оценивать успеваемость и поведение отдельных учащихся и коллективов.

Еще один резерв повышения труда педагога и воспитателя мы видим в ранней диагностике и ранней профилактике детей с задержками развития. Уже сейчас создается интердисциплинарная научно-исследовательская группа из медиков, психологов и педагогов, приступающая к интенсивной разработке этой тематики.

Для повышения эффективности деятельности учителя большое значение имеет установление благоприятных отношений между учителем и учениками. Одних только психологических знаний и педагогического опыта для этого недостаточно; необходимо проводить специальные упражнения, в которых совместно с учителями анализируются сложные педагогические ситуации и на этой основе разрабатываются стратегии их разрешения, а затем оценивается относительная эффективность этих стратегий. На наш взгляд, необходимо шире вводить такие стимулятивные формы в обучение и повышение квалификации педагогов.

В настоящее время начинают создаваться все более крупные интердисциплинарные научно-исследовательские формирования из психологов, медиков и педагогов, которые обращаются к вопросам поддержания здоровья, диагностики и терапии профессиональных заболеваний, а также реабилитации учителей и воспитателей.

С выделением специальных ставок для психологов в окружных педагогических кабинетах созданы возможности для непосредственного применения психологических знаний в педагогической практике — от содействия повышению психологической квалификации учителей и воспитателей с помощью консультирования учителей и отчасти родителей до диагностики и терапии дефектов в успеваемости и поведении детей. Однако круг обязанностей психологов окружных кабинетов определен пока недостаточно точно.

На наш взгляд, следует активнее привлекать психологов к консультированию населения по проблемам, возникающим в домашнем воспитании, в молодежных бригадах, так как эффективное решение этих проблем невозможно без профессионального применения психологического знания. Повышению практической действенности психологии способствуют опытные учителя, которые приобрели полную психологическую квалификацию.

В связи с необходимостью улучшения амбулаторно-медицинского лечения, в частности противодействия развитию инфаркта миокарда, гипертонии и нервно-психических заболеваний, растут и требования к клиническим психологам. В последние годы увеличивается также число психологов, занятых психологическими проблемами лечения соматических болезней, особенно тяжелых и хронических. При этом речь идет о перестройке отношения больных к своей болезни, об отыскании новых жизненных перспектив пациентов. Важнейшие области применения сил психологов в здравоохранении лежат в консультировании детей, молодежи и взрослых, в катамнестическом исследовании и лечении умственно отсталых детей, в диагностировании, терапии и реабилитации больных с различными нарушениями, борьбе со злоупотреблением алкоголем и медикаментами и т. д.

В последние годы усилились разработка и применение различных форм терапии.: понимающей и релаксационной терапии, групповой психотерапии, семейно-брачной терапии, различных

 

145

 

личных форм ориентированного на клинику тренинга поведения. Все шире применяются традиционные формы консультирования, например игровая и трудовая терапия. Это положительное в основе своей явление таит в себе, однако, опасность не вполне квалифицированного использования в силу своей недостаточной научной обоснованности. В рамках Общества психологов ГДР организованы регулярные курсы по применению различных форм терапии, проводятся консультации с целью обмена опытом.

Для повышения практической действенности психологов ГДР в области здравоохранения в последние годы был проведен ряд важных мероприятий. В частности, уточнена профессиограмма клинического психолога, введено дополнительное обучение для дипломированных психологов, работающих в области здравоохранения и социологии.

В последнее время в ГДР интенсифицировались клинико-психологические исследования. Так, в рамках ростокского лонгитюдного исследования проведено изучение риска у детей, что позволило помимо получения значимых для практики результатов конкретно проанализировать основные вопросы развития личности, прежде всего соотношение биологических и социальных факторов развития. Имеются разрозненные исследования по этиологии и терапии различных болезней, а также несколько работ по сравнительной эффективности различных форм терапии. Сильнее представлены работы по клинико-психологической диагностике. В целом же исследования в области клинической психологии не удовлетворяют растущим требованиям, предъявляемым к научно обоснованной профилактике, диагностике, терапии и реабилитации.

Важную задачу психологии мы усматриваем в содействии повышению эффективности управления социальными процессами, формированию социалистических отношений между людьми в трудовых коллективах.

Здесь особые задачи встают перед социальными психологами. Для реализации этих задач разработаны важные теоретические обоснования, накоплен разнообразный опыт, особенно в области социально-психологического тренинга поведения. Эта форма развития способности руководить особенно поддерживается на комбинатах, где тренинг поведения органично включается в систему отбора и расстановки кадров. Значимое расширение круга задач социальной психологии достигнуто за счет применения результатов исследований групповой динамики, прежде всего при планировании и реализации рационализаторских мероприятий или при введении новой технологии на производстве.

Мы считаем, что социальные психологи должны активно заниматься повышением идеологической действенности политической работы на предприятиях, в массовых организациях и в общественной работе; для этого необходимо готовить соответствующие кадры.

Как и прежде, труд психологов успешно применяется во многих других общественных сферах: в спорте масс и в спорте достижений, при подготовке внешнеторговых кадров и при оказании помощи правоохранительным органам.

Весьма значительные задачи стоят перед военной психологией ГДР, которая вносит свой вклад в дальнейшее укрепление защиты Отечества.

Существенную предпосылку для эффективной деятельности психологов во всех сферах практики представляет научно обоснованная психодиагностика. В ГДР начато строительство психодиагностического центра, который будет координировать фундаментальные исследования по психодиагностике, в особенности разработку психодиагностических методик, а также готовить к публикации и распространять эти методики.

Успех деятельности психологов во многом зависит от наличия хорошо разработанных психологических теорий. Так, например, было бы невозможно быстро реагировать на предъявляемые практикой требования к исследованиям в области психологии труда и инженерной психологии, если бы не были проведен общепсихологические исследования памяти, например изучение закономерностей кодирования информации, репрезентации информации в человеческой памяти и использования их для построения адекватных требованиям стратегий действий. Другим примером могут служить исследования восприятия, например значения двойного кодирования при передаче информации или процессов классификации, которые важны и для построения теории переработки информации, и для оформления информации на дисплеях. С поворотом общепсихологических фундаментальных исследований в сторону переработки семантической информации повышаются возможности их практического использования, более того, становится возможной разработка других актуальных проблем, например психологического изучения одаренности.

Нас радует, что в последние годы получили дальнейшее развитие фундаментальные исследования по психологии личности. Как шаг вперед следует оценить возрастающее единение личностных и деятельностных концепций, которое было достигнуто последовательной ориентацией исследований на анализ психической регуляции взаимоотношений личность — среда. Такое единение положительно сказалось также на разработке теоретических и методологических основ психологии развития, проводимой прежде всего в рамках сформированного научно-исследовательского сообщества психологии развития.

К областям фундаментального психологического исследования, которое в последние годы в ГДР отличают зримые шаги вперед, относятся также исследования по истории психологии, которые были интенсифицированы в связи со 100-летним юбилеем создания первого в мире института экспериментальной психологии. Эти исследования, во-первых, способствуют развитию исторического сознания (отметим в связи с этим значимость проведения в сентябре 1982 г. Международного симпозиума, посвященного 100-летию систематического изучения в Германии В. Т. Прейером детской психики); во-вторых, они углубляют мировоззренческие основы нашей профессии.

О высоком уровне фундаментальных психологических исследований в ГДР свидетельствуют доклады психологов ГДР на XXII Международном психологическом конгрессе (Лейпциг, 1980), а также предложения о международном научном сотрудничестве.

Чтобы еще больше повысить уровень нашей

 

146

 

научной работы в интересах усиления общественной действенности психологии, необходимо, во-первых, при дальнейшем уточнении и установлении новых исследовательских тем еще более последовательно исходить из главных задач общества. При такой стратегии научных исследований изначально гарантируется более высокий уровень проведения фундаментальных и практических исследований.

Во-вторых, необходимо более прочное теоретико-методологическое обоснование научно-исследовательской работы на базе марксизма-ленинизма, которое должно включать полемику с теоретическими концепциями буржуазной психологии. При этом надо стремиться к большему единству выходящих за рамки частных дисциплин теоретических базисных представлений, активнее применять марксистскую теорию предметной деятельности к анализу и целенаправленному формированию психических процессов и свойств (включая коррекцию психических аномалий).

Особенно важно серьезное теоретическое обоснование научно-исследовательской работы в области клинической психологии. Необходимо развивать такую патопсихологию, которая бы строилась на диалектико-материалистической психологии личности и общей психологии, психологии развития и социальной психологии. Начало такому построению положено, в частности, в научно-исследовательской группе клинической психологии личности в отделе психологии Университета им. Карла Маркса.

В социальной психологии представляется необходимым преодолеть существующую длительное время пропасть между относительно оттесненным фундаментальным исследованием основ восприятия человека и ориентированными на практику исследованиями по эффективной организации социально-психологического тренинга, а также благоприятствующей повышению эффективности и развитию личности организации коллективных видов деятельности. Важно вести полемику с теоретическими концепциями буржуазной психологии, такими, как, например, бихевиористские, ориентированные на групповую динамику или разрабатываемые на фоне гуманистической психологии, которые оказали частичное воздействие на развитие в ГДР методов проведения психопрофилактического тренинга.

В-третьих, дальнейшее повышение действенности психологических исследований требует создания хорошо продуманной концепции целостного психологического исследования и дифференцированного центрального руководства. Для этого в ГДР создан специальный Ученый совет, который охватывает все психологические научно-исследовательские темы, координирует их междисциплинарные связи, организует выходящие за рамки отдельных дисциплин теоретические и методологические дискуссии, а также поддерживает более широкие связи с практикой.

В развитии единого научного управления в нашей науке важную роль будет играть создаваемый при Академии наук ГДР Психологический институт, который займется прежде всего разработкой широких фундаментальных исследований, а также координацией сотрудничества с психологическими учреждениями социалистических стран.

Наряду с непосредственным применением психологических знаний самими психологами практиками еще больше усилий следует приложить для реализации эффективных форм опосредствованного применения этих знаний. Это прежде всего относится к участию психологов в расстановке кадров в различных общественных сферах. В частности, в области народного образования перед психологами стоят задачи психологической подготовки воспитателей и учителей. Этим задачам отвечает и работа над целым рядом учебников по психологии для воспитателей и учителей; издается ориентированная на практику популярная серия психологических работ; психологи активно сотрудничают с педагогами в подготовке целого ряда значимых для практики публикаций.

Значительное участие принимают психологи в подготовке и переподготовке медиков, инженеров, экономистов, юристов, журналистов, спортсменов и тренеров. В ГДР выпускается конкретно адресованная учебная литература, например серия «Специальная психология труда и инженерная психология», учебники по медицинской психологии для студентов-медиков и по судебной медицине; издана книга по, психологии спорта.

Больше значения следует придавать помощи партийным и хозяйственным деятелям, общественникам. Отделом психологии Йенского университета им. Фридриха Шиллера выпущена книга «Психология для руководителя».

Особый спрос на помощь психологов — в работе по пропаганде и политическому воспитанию, прежде всего в рамках социалистических организаций детей и юношества. Особенно велика потребность в психологах для действенной организации школьной работы.

Наконец, от психологов ожидают расширения научно-популяризаторской работы с общественностью. Большой интерес проявляют юные и взрослые к психологическим консультациям, которые помогают им уяснить собственные переживания, в частности успехи или неуспехи, свое поведение и поведение окружающих, и по возможности изменять их. Психологи должны оказывать еще более существенную поддержку идеологической борьбе с противником, особенно в среде молодежи. С помощью научно-популярных докладов и выпуска соответствующей литературы психологи могут оказывать помощь родителям в деле воспитания детей всесторонне и гармонично развитыми. Велик спрос и на психологические работы по поддержанию здоровья или преодолению социальных и личных конфликтов. В настоящее время в ГДР готовится издание научно-популярной серии карманных книг по психологии, которая содержит изложение психологических знаний и их объяснение, является занимательной и одновременно расширяет мировоззрение.

Весьма существенными предпосылками повышения эффективности работы психологов являются постоянное повышение квалификации и интенсивный обмен опытом. Введена система постоянного повышения квалификации по специальности клиническая психология и некоторым другим частным дисциплинам. Расширяются обмен опытом, а также конкретная помощь психологам-выпускникам, приступающим впервые к работе, путем непосредственного инструктажа со стороны опытных коллег или специальных собеседований с руководящими работниками государственного управления.

 

147

 

Повышению эффективности деятельности психологов ГДР в значительной мере содействовало совещание с ведущими представителями психологических обществ братских социалистических стран, посвященное теме «Задачи обществ психологов в социалистических странах в ходе внедрения психологических знаний в практику» (январь, 1983), которое еще раз продемонстрировало общее стремление ученых социалистических стран двигаться по пути прогресса и тем самым способствовать укреплению мира.

 

Поступила в редакцию 21.I 1983 г.