Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА

 

Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС поставил перед всеми работниками идеологического фронта, призванными осуществлять массово-политическую, воспитательную работу среди людей всех возрастных категорий, новые и очень ответственные задачи. Они определяются главными особенностями современного периода в истории нашей страны: советское общество вступило в исторически длительный этап развитого социализма, и его всестороннее совершенствование — стратегическая задача.

В этих условиях идеологическая, воспитательная, пропагандистская работа все больше выдвигается на передний план. Как подчеркивалось на Пленуме, формирование нового человека — не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства.

Вся воспитательная работа осуществляется теперь в условиях небывалого за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте противоборства двух полярно противоположных мировоззрений, двух политических курсов — социализма и империализма. Как подчеркнул в своей программной речи на Пленуме Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов, сейчас «идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы. Отсюда понятно, как исключительно важно уметь донести в доходчивой и убедительной форме правду о социалистическом обществе, о его преимуществах, о его мирной политике до широчайших народных масс во всем мире. Не менее важно умело разоблачать лживую, подрывную империалистическую пропаганду» (Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14—15 июня 1983 года, с. 7).

Июньский Пленум ЦК КПСС поставил новые большие задачи перед советской наукой: активизировать исследовательский поиск, обеспечить решительный поворот научных учреждений, всех ученых-обществоведов к ключевым проблемам совершенствования развитого социализма. Следует больше внимания уделять вопросам планирования, стиля и метода исследований, идейного воспитания научных коллективов, повышения эффективности их работы. На Пленуме отмечалось, что некоторым научно-исследовательским институтам свойственны серьезные недостатки: замыкание в собственных «диссертационных» и групповых интересах, мелкотемье и т. д. Эти недостатки должны быть решительно преодолены.

Особое внимание на Пленуме было уделено мировоззренческой четкости, методологической дисциплине мысли как непременному условию успешного развития общественных наук.

В последние годы в советской психологии неоднократно проходили с большей или меньшей остротой дискуссии, относящиеся к общим и специальным вопросам психологической науки. Журнал «Вопросы психологии» стремится поддерживать обсуждение в дискуссиях актуальных проблем теории и практики современной психологической науки. Вместе с тем иногда такие дискуссии, оставаясь на уровне схоластических споров, не приводят к каким-либо значимым, реальным продвижениям в науке, в решении актуальных практических задач. В дальнейшей работе по публикации

 

6

 

материалов этой рубрики журнал будет исходить из сформулированного в докладе члена Политбюро ЦК КПСС, секретаря ЦК КПСС товарища К. У. Черненко принципиального положения, что «дискуссии по поводу законов и категорий науки, при всей их значимости, не должны носить самодовлеющего, схоластического характера. Партия надеется, что в результате научных исследований будут чаще появляться добротные практические рекомендации» (Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14—15 июня 1983 года, с. 34).

В преодолении тех или иных ошибочных взглядов важную роль призвана играть правильно поставленная научная критика — принципиальная, нелицеприятная, без навешивания идеологических «ярлыков», вообще недопустимых в теоретической полемике. Эти положения особенно важны в процессе рецензирования публикуемых нашими издательствами фундаментальных научных трудов по психологии.

Успех пропагандистской, воспитательной работы обеспечивается лишь тогда, когда она опирается на прочный фундамент социально-экономической политики. Это положение, выдвинутое на XXVI съезде КПСС, имеет принципиальное значение.

Политика Коммунистической партии и Советского государства опирается на науку, на самую передовую, постоянно развивающуюся марксистско-ленинскую теорию. В постановлении Пленума ЦК КПСС отмечено: «Коллективная мысль КПСС обогатила научный коммунизм учением о развитом социализме. Партия определила, что советское общество находится в начале этого исторически длительного этапа, раскрыла реальную динамику его развития. Это требует активизировать научный поиск, обеспечить решительный поворот научных учреждений, всех ученых-обществоведов к ключевым практическим задачам, стоящим перед страной.

Партия и государство ждут от экономистов, философов, историков, социологов, психологов, правоведов разработок надежных путей повышения эффективности производства, исследований закономерностей становления бесклассовой структуры общества, интернационализации социальной жизни, развития социалистического народовластия, общественного сознания, проблем коммунистического воспитания... Научные разработки должны выливаться в практические рекомендации, давать обоснованные социальные прогнозы» (Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14—15 июня 1983 года, с. 69—70).

В своем докладе на Пленуме тов. К. У. Черненко отметил принципиальное значение того положения, что проблематика развитого социализма должна находиться на магистральном направлении развития общественных наук. Это положение имеет важнейшее значение для психологической науки. В докладе отмечалось: «Речь идет и о том, чтобы не толковать развитость, зрелость советского общества как его полное совершенство, не идеализировать достигнутое» (Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14—15 июня 1983 года, с. 32).

Психологическая наука должна осуществить коренной поворот к практике — к решению конкретных задач социалистического строительства, психологического обоснования путей совершенствования всей системы обучения и воспитания в школе и других учебных заведениях. Психологическая наука должна преодолеть традиционные подходы к исследованию психики абстрактного человека и обратиться к изучению и формированию психологии реальных людей эпохи развитого социалистического общества. Как подчеркнул в своем докладе на Пленуме товарищ К.У. Черненко, «новый человек — это не только отдаленный идеал, но и реальность наших дней»; при этом психология должна исходить из принципиального положения, что «революционное преобразование общества невозможно без изменения самого человека. И наша партия исходит из того, что формирование нового человека — не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства»

 

7

 

(Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-—15 июня 1983 года, с. 27).

В успешной разработке всех этих актуальных проблем большое место отводится, в частности, психологической и педагогической наукам, обеспечивающим прежде всего научные основы обучения и воспитания подрастающего поколения и потому призванным учитывать изменения в социальном облике молодежи. На Пленуме отмечалось, что сегодня в самостоятельную жизнь вступает самое грамотное за всю историю страны поколение, наиболее подготовленное профессионально. Верная коммунистическим идеалам, революционным традициям, молодежь трудится на передовых рубежах пятилетки.

Вместе с тем, как говорил в своем докладе на Пленуме товарищ К. У. Черненко, «партия видит и негативные явления в молодежной среде. Беспокоят запоздалое гражданское становление и политическая наивность, иждивенчество некоторых молодых людей, их нежелание трудиться там, где это требуется обществу сегодня. Дело еще и в том, что наш противник стремится использовать в своих целях особенности психологии молодежи. Ведь она по собственному, личному опыту не знает суровых испытаний классовой борьбы и войн, когда предельно обнажались подлинное лицо империализма, его ненависть к народам нашей страны, к социалистическому строю. Вот почему надо неустанно заботиться об идейно-нравственной, классовой, трудовой закалке молодежи» (Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14—15 июня 1983 года, с. 55).

В решении всех этих задач особенно большая роль принадлежит школьному учителю и вообще школе. Работе нашей школы и других учебных заведений на Пленуме ЦК КПСС уделено много внимания. Прежде всего подчеркивалось значение раннего выявления способностей и дарований в целях правильного выбора профессий. От этого во многом зависят и производительность труда, и социальная активность человека, и его жизненная судьба. В данной связи перед психологами и педагогами все более остро встает задача дальнейшего совершенствования психодиагностики, разработки типологии возрастных шкал и норм, помогающих значительно улучшить учебно-воспитательный процесс и профессиональную подготовку, всю систему общего и профессионально-технического образования.

Специальное значение психологической диагностики состоит в разработке методик, обеспечивающих решение прогностических задач и способствующих психологическому обоснованию системы профессиональной ориентации школьников и молодежи. К числу важнейших задач в этой области относятся задачи диагностики типов и уровней развития личности — ее мотивов и потребностей, нравственной и эстетической воспитанности; общей диагностики уровней психического развития учащихся на различных возрастных этапах в современных условиях обучения.

Разработка диагностических методик составляет непременное условие современного психолого-педагогического эксперимента, предполагающего обоснованную оценку тех реальных эффектов, которые достигаются в условиях экспериментального обучения и воспитания и могут быть воспроизведены в массовой практике. Диагностические методики являются надежным средством сравнительной оценки эффективности различных экспериментальных вариантов обучения и воспитания, основывающихся на различных подходах к решению задач обучения и воспитания.

В процессе реформы школы особенно важно укрепить взаимосвязи между школами и профессионально-техническими училищами. На Пленуме отмечалось, что система профтехобразования, к сожалению, нередко рассматривается в школах как средство избавления от так называемых трудных подростков. Такое отношение вредит и школе, и ПТУ. Необходимо повышать авторитет училищ, укреплять их материальную базу и кадры, улучшать учебно-воспитательный процесс.

На Пленуме ЦК КПСС с большой остротой было подчеркнуто, что

 

8

 

именно соединение обучения с производительным трудом является хорошим средством воспитания. Как отмечал товарищ Ю. В. Андропов, надо твердо проводить курс на то, чтобы прививать школьнику привычку и любовь к полезному труду. Это может быть труд физический или умственный, но обязательно настоящий труд — производительный, нужный обществу. Школа призвана усилить внимание к гармоническому развитию человека — духовному, физическому, эстетическому и т. д.

Таким образом, перед школой, а следовательно, и перед педагогикой и психологией встают новые, очень ответственные, принципиально важные задачи. Как отметил в своей речи на Пленуме ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов, «возникает необходимость серьезно подумать о реформе нашей школы, включая и систему профессионально-технического обучения» (Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14—15 июня 1983 года, с. 18).

После Пленума Политбюро ЦК КПСС приняло решение образовать комиссию по подготовке предложений о реформе общеобразовательной школы и системы профессионально-технического обучения (см.: Правда, 1983, 25 июня). Задача психологов состоит в том, чтобы разработать надежные психологические основы в решении всех задач, поставленных в связи с реформой школы.

Повышение требований к научному уровню теоретических и прикладных исследований непосредственно относится также и к психолого-педагогической науке. Все, что говорилось на Пленуме о школе и других учебных заведениях, подчинено одной общей цели, сформулированной в речи товарища Ю. В. Андропова: партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего — как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения. В реализации этой общей цели особенно много призваны сделать психологическая и педагогическая науки. Наиболее актуальной становится теперь разработка основ общепсихологической концепции личности: изучение закономерностей формирования личности в коллективе через исторически развивающиеся формы совместной деятельности, внутригруппового общения и т. д.; исследование социально-психологических аспектов деятельности школьных и трудовых коллективов и их влияния на психическое развитие учащихся. На Пленуме ЦК КПСС были поставлены перед психологией новые большие задачи, не только касающиеся вышеуказанных проблем воспитания и обучения в школах, ПТУ и вузах, но связанные с более общей проблематикой.

Так, например, отмечалось прежде всего, что идеологическая работа в нашей стране, объединяющей свыше ста наций и народностей, немыслима без внимательного изучения их специфических интересов, особенностей национальной психологии и культуры. Исследования в области этнической психологии — при всей их исключительной важности — пока еще довольно слабо развернуты в нашей стране. Здесь тоже требуется большая работа, чтобы изменить положение к лучшему.

На Пленуме ЦК КПСС говорилось, далее, о необходимости дальнейшего укрепления научно-методической базы политического просвещения, всей пропагандистской работы. Отмечались недостатки в разработке социологических, психологических, педагогических проблем этой сферы духовной деятельности. Необходимо резко активизировать психолого-педагогические исследования и в данной области.

Советские психологи глубоко изучают материалы июньского Пленума ЦК КПСС, руководствуются в своей работе основными положениями и выводами, сформулированными на этом Пленуме, намечают конкретные программы реализации постановления Пленума в разработке теоретических и прикладных проблем психологической науки.