171
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ
Г. Л. КОВАЛЕВ, |
В. А. ЛАБУНСКАЯ, |
Т. С. ЯЦЕНКО |
Москва |
Ростов-на-Дону |
Черкассы |
27—28
января 1983 г. в Москве проходила научная сессия «Актуальные проблемы
психологии общения», организованная НИИ общей и педагогической психологии АПН
СССР совместно с факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В программу
сессии были включены пленарное заседание и две секции.
А.А. Бодалев (Москва) посвятил свой пленарный доклад анализу возможностей
системного подхода для изучения межличностного общения. Системный анализ
позволяет рассматривать общение как целостное, многомерное и многоуровневое
образование, которое необходимо изучать на макро-, мезо- и микроуровнях
методологической концептуализации, а также в условиях реальных взаимоотношений
людей, складывающихся между ними в процессе реализации задач конкретных видов
совместной деятельности.
В сообщении С.В. Кондратьевой (Гродно) было выделено два уровня понимания
учителем психических качеств учащихся: а) «субъектный» (низший), когда отражение
свойств объекта социального познания связывается только со степенью успешности
овладения учебной деятельностью (навыки, умения, способности), и б)
«личностный», требующий глубокого проникновения в индивидуально-психологические
особенности ученика; только этот уровень дает возможность учителю эффективно
воздействовать на личность ученика. В.Н. Панферов
(Ленинград) подробно рассмотрел пять стадий, которые можно выделить в процессе
общения: перцептивная,
субъектной самопрезентации, взаимопроявления,
информационного согласования и деятельной совместности. А.А. Горбатков (Краснодар) подверг
критике традиционные подходы к определению структуры социальной перцепции и
наметил новые перспективы для более адекватного ее изучения. Р.Л. Кричевский (Москва) в своем докладе
показал, что ведущим механизмом в межличностном взаимодействии является
ценностный обмен между субъектами (статусами, мотивами, установками) в ходе
реализации задач конкретной деятельности, руководство которой может
осуществляться как на диадном, так и на групповом
уровнях организации общения.
На секции «Теоретические и прикладные проблемы психологии
общения» М.А. Попов (Гродно)
остановился на особенностях взаимопонимания детьми друг друга в разновозрастных
группах и предложил конкретные рекомендации по оптимальному подбору таких
групп. Т.А. Скрипкина
(Ростов-на-Дону) проанализировала психологическую сущность феномена доверия,
его роль в общении и особенности проявления у детей старшего школьного возраста.
В сообщении Л.С. Базилевской
«Генезис развития социально-перцептивных возможностей
у студентов педвузов» были конкретизированы основные положения доклада С. В.
Кондратьевой. Экспериментальный анализ этого генезиса позволил выделить три
уровня, на которых разворачивается процесс познания других людей: «субъектный»,
«переходный», «индивидуально-личностный»; они легли в основу разработки
специальной программы поэтапного развития социально-перцептивных
умений у будущих учителей. Е.В. Рощина
(Ленинград) подчеркнула значение характера межличностного восприятия и общения
в процессе обучения иностранному языку в вузе. В.А. Лабунская
(Ростов-на-Дону) подробно проанализировала особенности структуры и
психологического содержания семантического поля невербального поведения
личности и его интерпретации, проследила возрастную динамику и характер
опознания различных параметров невербального поведения в зависимости от видов
решаемых в общении задач, указала на способы развития рефлексивных потенциалов
субъектов относительно возможностей своего невербального поведения с помощью
методов активного социального обучения. Доклад Е.Ф. Бажина и Т.В. Корневой (Ленинград) был посвящен обзору основных направлений
и результатов теоретико-экспериментальных и прикладных работ, предпринятых за
последние годы сотрудниками лаборатории социально-психологических исследований
Научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.
На секции «Активные методы обучения общению» В.Э. Костецкий
(Ростов-на-Дону) проанализировал характер групповой динамики в коллективах
активного социального обучения в зависимости от тем дискуссий (личностно значимых или социально значимых),
которые разворачиваются между участниками тренинга. А.Л. Гройсман (Москва) выделил общее и
отличное в деятельности психотерапевтических групп и коллективов активного
социального обучения,
172
а
также в принципах их комплектования и организации. А.С. Золотнякова (Ростов-на-Дону)
рассмотрела особенности и детерминанты модификации социально-перцептивного
образа у участников тренинговых групп в зависимости
от ряда факторов, в частности типа группы, ее структуры, личностных
особенностей участников. Т.С. Яценко (Черкассы) обрисовала характерные признаки и
особенности функционирования групп активного социального обучения, а также
попыталась обосновать их значительную педагогическую направленность и
дидактический потенциал путем соотнесения исходных принципов организации
коллективов, активного социального обучения и основных положений педагогической
системы А.С. Макаренко. В.А. Кан-Калик (Грозный) остановился на вопросах теории
педагогического общения, которое трактуется им как творческий процесс,
обладающий собственной эвристической и социально-психологической логикой
развития, определенной стадиальностью, а также процедурой и технологией
практической реализации. С точки зрения докладчика, разработанный им вариант
теории педагогического общения может являться релевантным фундаментом для
создания научно обоснованной системы подготовки к педагогическому общению.
Развернувшаяся после окончания секционных заседаний научная
дискуссия была посвящена проблеме соотношения теоретико-экспериментальных
исследований в области общения и возможностей наиболее эффективного
использования результатов этих исследований в реальной практике человеческих
взаимоотношений, разворачивающихся в условиях семьи, школы, производства и т.
п.