Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

171

 

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

 

Г. Л. КОВАЛЕВ,

В. А. ЛАБУНСКАЯ,

Т. С. ЯЦЕНКО

Москва

Ростов-на-Дону

Черкассы

 

27—28 января 1983 г. в Москве проходила научная сессия «Актуальные проблемы психологии общения», организованная НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР совместно с факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В программу сессии были включены пленарное заседание и две секции.

А.А. Бодалев (Москва) посвятил свой пленарный доклад анализу возможностей системного подхода для изучения межличностного общения. Системный анализ позволяет рассматривать общение как целостное, многомерное и многоуровневое образование, которое необходимо изучать на макро-, мезо- и микроуровнях методологической концептуализации, а также в условиях реальных взаимоотношений людей, складывающихся между ними в процессе реализации задач конкретных видов совместной деятельности.

В сообщении С.В. Кондратьевой (Гродно) было выделено два уровня понимания учителем психических качеств учащихся: а) «субъектный» (низший), когда отражение свойств объекта социального познания связывается только со степенью успешности овладения учебной деятельностью (навыки, умения, способности), и б) «личностный», требующий глубокого проникновения в индивидуально-психологические особенности ученика; только этот уровень дает возможность учителю эффективно воздействовать на личность ученика. В.Н. Панферов (Ленинград) подробно рассмотрел пять стадий, которые можно выделить в процессе общения: перцептивная, субъектной самопрезентации, взаимопроявления, информационного согласования и деятельной совместности. А.А. Горбатков (Краснодар) подверг критике традиционные подходы к определению структуры социальной перцепции и наметил новые перспективы для более адекватного ее изучения. Р.Л. Кричевский (Москва) в своем докладе показал, что ведущим механизмом в межличностном взаимодействии является ценностный обмен между субъектами (статусами, мотивами, установками) в ходе реализации задач конкретной деятельности, руководство которой может осуществляться как на диадном, так и на групповом уровнях организации общения.

На секции «Теоретические и прикладные проблемы психологии общения» М.А. Попов (Гродно) остановился на особенностях взаимопонимания детьми друг друга в разновозрастных группах и предложил конкретные рекомендации по оптимальному подбору таких групп. Т.А. Скрипкина (Ростов-на-Дону) проанализировала психологическую сущность феномена доверия, его роль в общении и особенности проявления у детей старшего школьного возраста. В сообщении Л.С. Базилевской «Генезис развития социально-перцептивных возможностей у студентов педвузов» были конкретизированы основные положения доклада С. В. Кондратьевой. Экспериментальный анализ этого генезиса позволил выделить три уровня, на которых разворачивается процесс познания других людей: «субъектный», «переходный», «индивидуально-личностный»; они легли в основу разработки специальной программы поэтапного развития социально-перцептивных умений у будущих учителей. Е.В. Рощина (Ленинград) подчеркнула значение характера межличностного восприятия и общения в процессе обучения иностранному языку в вузе. В.А. Лабунская (Ростов-на-Дону) подробно проанализировала особенности структуры и психологического содержания семантического поля невербального поведения личности и его интерпретации, проследила возрастную динамику и характер опознания различных параметров невербального поведения в зависимости от видов решаемых в общении задач, указала на способы развития рефлексивных потенциалов субъектов относительно возможностей своего невербального поведения с помощью методов активного социального обучения. Доклад Е.Ф. Бажина и Т.В. Корневой (Ленинград) был посвящен обзору основных направлений и результатов теоретико-экспериментальных и прикладных работ, предпринятых за последние годы сотрудниками лаборатории социально-психологических исследований Научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева.

На секции «Активные методы обучения общению» В.Э. Костецкий (Ростов-на-Дону) проанализировал характер групповой динамики в коллективах активного социального обучения в зависимости от тем дискуссий (личностно значимых или социально значимых), которые разворачиваются между участниками тренинга. А.Л. Гройсман (Москва) выделил общее и отличное в деятельности психотерапевтических групп и коллективов активного социального обучения,

 

172

 

а также в принципах их комплектования и организации. А.С. Золотнякова (Ростов-на-Дону) рассмотрела особенности и детерминанты модификации социально-перцептивного образа у участников тренинговых групп в зависимости от ряда факторов, в частности типа группы, ее структуры, личностных особенностей участников. Т.С. Яценко (Черкассы) обрисовала характерные признаки и особенности функционирования групп активного социального обучения, а также попыталась обосновать их значительную педагогическую направленность и дидактический потенциал путем соотнесения исходных принципов организации коллективов, активного социального обучения и основных положений педагогической системы А.С. Макаренко. В.А. Кан-Калик (Грозный) остановился на вопросах теории педагогического общения, которое трактуется им как творческий процесс, обладающий собственной эвристической и социально-психологической логикой развития, определенной стадиальностью, а также процедурой и технологией практической реализации. С точки зрения докладчика, разработанный им вариант теории педагогического общения может являться релевантным фундаментом для создания научно обоснованной системы подготовки к педагогическому общению.

Развернувшаяся после окончания секционных заседаний научная дискуссия была посвящена проблеме соотношения теоретико-экспериментальных исследований в области общения и возможностей наиболее эффективного использования результатов этих исследований в реальной практике человеческих взаимоотношений, разворачивающихся в условиях семьи, школы, производства и т. п.