Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

163

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА

 

В. Д. ЦИМБАЛЮК

Полтава

 

Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. — Л.: Наука, 1981. — 192 с.

 

Проведенные в последние годы исследования влияния межличностных конфликтов и послеконфликтных переживаний на эффективность деятельности коллектива и здоровье людей делают все более очевидным положение, что установление гуманистической нравственно-психологической атмосферы в коллективах, во всем обществе становится одним из основных направлений соединения преимуществ социалистического образа жизни с достижениями научно-технической революции.

Книга Б.Д. Парыгина является по существу первой публикацией, в которой проблемы социально-психологического климата рассмотрены специально под углом зрения научно-технической революции. Социально-психологический климат рассматривается Б.Д. Парыгиным не только как психологический фон совместной деятельности людей, но и как неотрывный структурный элемент общего морально-политического духа социалистического общества.

Автор выделяет два важнейших фактора социально-психологического климата в коллективе — культуру межличностного общения в коллективе и культуру организации труда и производства в условиях научно-технической революции.

Как недостаточно надежные отвергаются традиционные показатели уровня оптимальности социально-психологической атмосферы коллектива, которые обычно располагались по шкалам «групповой сплоченности — конфликтности», с одной стороны, и «удовлетворенности — неудовлетворенности условиями деятельности» — с другой. Дело в том, что бесконфликтная обстановка и субъективная удовлетворенность в определенных условиях могут скрывать творческую мертвечину, застой. Нормальный социально-психологический климат, совершенно справедливо считает автор, должен предполагать разумную неудовлетворенность достигнутыми результатами своей деятельности, которая всегда служит стимулом развития коллектива и личности в нем. К сожалению, эту совершенно правильную мысль, на наш взгляд, автор несколько абсолютизирует, противопоставляет традиционному подходу. Нам представляется, что, напротив, необходимо было бы уделить большее внимание роли сплоченности коллектива и удовлетворенности межличностными отношениями в нем для достижения эффективных результатов деятельности. Кроме того, автор упускает из виду и то, что определенный уровень неудовлетворенности результатами деятельности может вызывать апатию, явиться источником пассивности.

Исходя из выдвинутой им в предыдущих работах концепции основных социально-психологических тенденций научно-технической революции (интенсификация, возрастание сложности, персонификация и деперсонификация деятельности человека), автор выделяет три группы показателей социально-психологического климата коллектива: личностный комплекс, комплекс внутренних условий личностной деятельности и комплекс внешних условий деятельности. Личностный комплекс включает в себя потенциал выбора и потенциал обновления, т. е. соответствие объективных возможностей выбора способов выполняемой членами коллектива деятельности, темпов и масштабов перемен, имеющих или могущих иметь место в рамках коллективной деятельности, их субъективным устремлениям, личностным особенностям. Здесь проявляется уровень творческой активности личности и коллектива, уровень их психической включенности в деятельность и, соответственно, ее эффективность.

Комплекс внутренних условий личностной деятельности включает в себя потенциал самовыражения

 

164

 

и потенциал признания. В научных коллективах обнаружена разнонаправленность динамики этих потенциалов, что может свидетельствовать о компенсаторном характере их соотношения. Потребность в самовыражении, в стремлении проявить свою самобытность в идеальном варианте проявляется в творчестве. Потребность в признании направляется на оценку окружающих, на социальные ожидания. С ростом научно-технического прогресса возрастает необходимость в самовыражении. В комплексе внутренних условий проявляется фундаментальная социально-психологическая основа развития, персонификации личности, раскрытия и реализации ее индивидуальности и степень удовлетворенности своей деятельностью и общением (с. 154).

Комплекс внешних условий деятельности включает в себя потенциал психической напряжённости и потенциал определенности. Здесь важна степень соответствия уровня и диапазона психического напряжения работника, который задается характером его повседневной деятельности, а также четкости, определенности, однозначности тех требований, которые предъявляются ему характером работы и руководителем — его психическому состоянию, психологическим, личностным особенностям, его ориентации на большую или меньшую степень определенности заданий извне. Оптимальный уровень этого потенциала обеспечивает максимальную производительность труда коллектива при наибольшей развернутости духовного потенциала личности без существенной психической перегрузки ее.

Каждый из перечисленных потенциалов может быть достаточно надежно зафиксирован с помощью разработанной Б.Д. Парыгиным и его сотрудниками методики.

На основе проведенных исследований автор показывает недостаточную обоснованность широко распространенного мнения о сверхценности разнообразия труда безотносительно к типологическим особенностям личности. Это мнение не может быть оправданием высокой текучести кадров, низких производственных показателей.

Чувство ответственности, долга, сознание необходимости и очевидной полезности своего труда формируют относительно высокий уровень удовлетворенности даже низкосодержательным, монотонным и однообразным трудом (с. 116). Таким образом, воспитательная работа, гуманистическая ориентация руководителя и общественных организаций коллектива в определенных условиях могут оказывать не меньшее воздействие на производственные показатели, чем объективные условия труда. Это положение особенно характерно для женских коллективов и для женщин-работниц, которые в большей степени, чем мужчины, ориентированы на коммуникативную сторону внутриколлективной обстановки, более чувствительны к характеру взаимоотношений с товарищами по работе и с руководством. В числе опрошенных женщин оказалось только 11,2%, выразивших некоторую неудовлетворенность стереотипностью своего производственного функционирования.

Исследование подтвердило идею о прохождении коллективом в процессе развития различных стадий зрелости, но в отличие, например, от мнения А.Г. Ковалева о трехстадийном развитии, Б.Д. Парыгин выделяет две необходимых с точки зрения социально-психологического климата ступени развития коллектива. Сначала устанавливается деятельностная опосредствованность межличностных отношений в коллективе, обеспечивается социальное созревание коллектива, его оптимальное функционирование как ячейки социалистического общества, формируются товарищеские отношения зависимости на основе упорядоченности функционально-ролевых отношений, на деловой основе. Затем — уже на этом фундаменте — образуется вторая ступень, характеризующаяся переходом к личностной опосредствованности функционально-ролевых отношений и творческой деятельности членов коллектива, максимальным развитием и самовыражением личности, индивидуальности создающихся под воздействием теплой гуманистической социально-психологической атмосферы отношений дружбы между сотрудниками. Высшая фаза развития коллектива приводит к формированию сплоченного коллектива как нового социального образования, типичного для развитого коммунистического общества, где наибольшая производительность деятельности коллектива достигается тем, что «человек занимается любимым делом в обществе симпатичных ему товарищей» (Ш. Фурье).

На первом этапе основной упор делается на формирование, развитие и удовлетворение прежде всего нравственных, общественно полезных потребностей личности, на втором — также и общественно-индифферентных индивидуально-типологических потребностей каждого человека, создающее ощущение максимальной полноты его жизни.

Автор рассматривает социально-психологический климат коллектива с учетом глобальных и локальных компонентов макросреды, выявляет взаимовлияние всех внутренних и внешних факторов, их многократное опосредствование друг через друга.

К сожалению, неразвитость учения о типологических особенностях личности не позволила автору выявить условия психологической комфортности для различных типов личности работников. Выявленные различия между мужчинами и женщинами по отношению к содержанию и разнообразию труда не устраняют этого пробела.

Книга, несмотря на отмеченные недостатки, представляет заметный вклад в изучение закономерностей формирования социально-психологического климата, в методику его исследования и представляет большой практический интерес для партийных, комсомольских и профсоюзных организаций, а также руководителей, которые по своей социальной функции обязаны, выполняя решения XXVI съезда КПСС, заботиться о создании здорового социально-психологического климата в каждом коллективе.